Ника Самофракийская
Мрамор. Ок. 190 г. до н. э.Инв. № Ma 2369.Париж, Лувр Фото: И. А. Шурыгин

Ника Самофракийская.

Мрамор. Ок. 190 г. до н. э.
Инв. № Ma 2369.

Париж, Лувр.

Происхождение:
Най­де­на Шар­лем Шам­пу­азо в апре­ле 1863 на ост­ро­ве Само­фра­кия (Гре­ция), в Эгей­ском море.

Описание:

НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ

Ника Само­фра­кий­ская, вхо­дя­щая в чис­ло самых вос­хи­ти­тель­ных ори­ги­наль­ных скульп­тур элли­ни­сти­че­ско­го пери­о­да, по всей види­мо­сти, име­ет родос­ское про­ис­хож­де­ние и в таком каче­стве явля­ет собой вели­ко­леп­ный при­мер мастер­ства вая­те­лей Родо­са, работав­ших в сти­ле элли­ни­сти­че­ско­го барок­ко. Ника была обна­ру­же­на в 1863 г. в Само­фра­кии на том месте, кото­рое она изна­чаль­но зани­ма­ла в свя­ти­ли­ще Вели­ких Богов. Она слу­жит ред­чай­шим при­ме­ром древ­не­гре­че­ских сво­бод­но сто­я­щих ста­туй, чье ори­ги­наль­ное место­по­ло­же­ние и визу­аль­ный эффект, кото­рый они ока­зы­ва­ли на совре­мен­ных ей зри­те­лей, под­да­ют­ся точ­ной рекон­струк­ции. Осно­ва­ние ста­туи выпол­не­но в фор­ме кора­бель­но­го носа, сама же боги­ня изо­бра­же­на в момент, когда она опу­сти­лась на корабль, чтобы увен­чать победо­нос­но­го коман­ди­ра и его коман­ду: ее кры­лья рас­прав­ле­ны, одеж­ды раз­ве­ва­ют­ся на вет­ру. Для того чтобы под­черк­нуть дра­ма­ти­че­ский эффект при­бы­тия боги­ни, нос кораб­ля был уста­нов­лен в двух­уров­не­вом бас­сейне или фон­тане. Корабль зани­мал место в верх­ней, мел­кой, чаше, тогда как в ниж­ней нахо­ди­лись круп­ные кам­ни, воз­мож­но, созда­вав­ши­ми образ бере­го­вой линии или род­ной гава­ни. Зри­тель­ный эффект допол­ни­тель­но уси­ли­вал­ся рас­по­ло­же­ни­ем всей ком­по­зи­ции на тер­ра­се, воз­вы­шав­шей­ся над Само­фра­кий­ским теат­ром, откуда откры­вал­ся потря­саю­щий вид на свя­ти­ли­ще и неболь­шую доли­ну вни­зу, спус­кав­шу­ю­ся к бере­гу насто­я­ще­го моря.

Ста­туи сле­таю­щей Ники с атри­бу­та­ми победы не явля­лись чем-то новым для гре­че­ско­го искус­ства (мож­но упо­мя­нуть, к при­ме­ру, Пео­ний­скую Нику из Олим­пии), а скульп­тур­ный тип, в кото­ром боги­ня изо­бра­жа­лась на носу кораб­ля, был исполь­зо­ван Демет­ри­ем Поли­ор­ке­том в мону­мен­те в честь сво­ей победы у бере­гов Кип­ра в 306 г. до н. э. Теат­раль­ный эффект, про­из­во­ди­мый Никой в Само­фра­кии, где бли­ки от вол­ну­ю­щей­ся воды игра­ли на глу­бо­ких склад­ках дра­пи­ров­ки и мас­сив­ных перьях крыл, мог быть создан толь­ко в пери­од «элли­ни­сти­че­ско­го барок­ко». Иск­лю­чи­тель­но на осно­ва­нии сти­ля скульп­ту­ра может быть дати­ро­ва­на при­бли­зи­тель­но 200 г. до н. э; такая дати­ров­ка под­креп­ля­ет­ся и эпи­гра­фи­че­ски­ми свиде­тель­ства­ми. Фраг­мент над­пи­си на осно­ва­нии ста­туи начер­та­ни­ем букв обна­ру­жи­ва­ет силь­ное сход­ство с несколь­ки­ми дру­ги­ми родос­ски­ми над­пи­ся­ми, часть кото­рых содер­жит под­пись скуль­п­то­ра Пито­кри­та. Более того, в Лин­де на Родо­се сох­ра­нил­ся рельеф, под­пи­сан­ный Пито­кри­том, с изо­бра­же­ни­ем кора­бель­но­го носа, кото­рый по фор­ме очень похож на нос, слу­жа­щий осно­ва­ни­ем Ники. Это свиде­тель­ство вме­сте с тем фак­том, что осно­ва­ние Само­фра­кий­ской ста­туи выпол­не­но из родос­ско­го мра­мо­ра (сама же ста­туя — из парос­ско­го мра­мо­ра), слу­жит силь­ным аргу­мен­том в поль­зу того, что Ника име­ет родос­ское про­ис­хож­де­ние и вполне может являть­ся про­из­веде­ни­ем Пито­кри­та, работав­ше­го в нача­ле вто­ро­го века до н. э.

Обра­тив­шись к мате­ри­а­лам преды­ду­щей гла­вы, мож­но заме­тить сход­ство во мно­гих дета­лях меж­ду Никой и фигу­ра­ми Пер­га­ма. Перья ее крыл весь­ма похо­жи на перья «мон­стров-Гиган­тов» и орла Зев­са; ее зак­ру­чен­ный хитон и глу­бо­кие склад­ки гима­тия подоб­ны тако­вым у несколь­ких богинь из «Гиган­то­ма­хии». Нель­зя иск­лю­чить, что Пито­крит являл­ся одним из скуль­п­то­ров Вели­ко­го Алта­ря.

Не дока­за­но, одна­ко весь­ма веро­ят­но, что родо­с­цы посвя­ти­ли Нику Само­фра­кий­скую мор­ским победам над сила­ми Антио­ха III. В 191 г. до н. э., после изгна­ния из Гре­ции рим­ля­на­ми и их гре­че­ски­ми союз­ни­ка­ми, в чис­ле кото­рых были и родо­с­цы, Антиох пост­ро­ил новый флот, с помо­щью кото­ро­го он рас­счи­ты­вал соп­ро­тив­лять­ся попыт­кам рим­лян вытес­нить его в Азию, одна­ко в 190 г. объ­еди­нен­ный флот под пред­во­ди­тель­ст­вом бле­стя­ще­го родос­ско­го фло­то­во­д­ца по име­ни Эвдам одер­жал победы над сила­ми Селев­кидов у мыса Сиде в Кили­кии и близ Тео­са в Иони­че­ском море. Поэто­му не лише­но осно­ва­ний пред­по­ло­же­ние о том, что, опья­нен­ный эти­ми победа­ми, Эвдам по воз­вра­ще­нии на Родос зака­зал выдаю­щим­ся скуль­п­то­рам сво­его вре­ме­ни потря­саю­щий мону­мент, кото­рый над­ле­жа­ло воз­двиг­нуть в панэл­ли­ни­сти­че­ском свя­ти­ли­ще в Само­фра­кии, посвя­щен­ном в том чис­ле и богам-пок­ро­ви­те­лям моря­ков.

J. J. Pollitt

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1986 г. J. J. Pollitt. Art in the Hellenistic Age, Cambridge University Press, 1986. P. 113—117.
© 2013 г. Описание: пер. с англ. И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca крылатая богиня нике ника ники nice nike скульптура скульптурный sculptura греческий греческое греческие статуя statua statuae мрамор самофракийская виктория шарль шампуазо инв № ma 2369