Ника Самофракийская.
Париж, Лувр.
НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ
Ника Самофракийская, входящая в число самых восхитительных оригинальных скульптур эллинистического периода, по всей видимости, имеет родосское происхождение и в таком качестве являет собой великолепный пример мастерства ваятелей Родоса, работавших в стиле эллинистического барокко. Ника была обнаружена в 1863 г. в Самофракии на том месте, которое она изначально занимала в святилище Великих Богов. Она служит редчайшим примером древнегреческих свободно стоящих статуй, чье оригинальное местоположение и визуальный эффект, который они оказывали на современных ей зрителей, поддаются точной реконструкции. Основание статуи выполнено в форме корабельного носа, сама же богиня изображена в момент, когда она опустилась на корабль, чтобы увенчать победоносного командира и его команду: ее крылья расправлены, одежды развеваются на ветру. Для того чтобы подчеркнуть драматический эффект прибытия богини, нос корабля был установлен в двухуровневом бассейне или фонтане. Корабль занимал место в верхней, мелкой, чаше, тогда как в нижней находились крупные камни, возможно, создававшими образ береговой линии или родной гавани. Зрительный эффект дополнительно усиливался расположением всей композиции на террасе, возвышавшейся над Самофракийским театром, откуда открывался потрясающий вид на святилище и небольшую долину внизу, спускавшуюся к берегу настоящего моря.
Статуи слетающей Ники с атрибутами победы не являлись чем-то новым для греческого искусства (можно упомянуть, к примеру, Пеонийскую Нику из Олимпии), а скульптурный тип, в котором богиня изображалась на носу корабля, был использован Деметрием Полиоркетом в монументе в честь своей победы у берегов Кипра в 306 г. до н. э. Театральный эффект, производимый Никой в Самофракии, где блики от волнующейся воды играли на глубоких складках драпировки и массивных перьях крыл, мог быть создан только в период «эллинистического барокко». Исключительно на основании стиля скульптура может быть датирована приблизительно 200 г. до н. э; такая датировка подкрепляется и эпиграфическими свидетельствами. Фрагмент надписи на основании статуи начертанием букв обнаруживает сильное сходство с несколькими другими родосскими надписями, часть которых содержит подпись скульптора Питокрита. Более того, в Линде на Родосе сохранился рельеф, подписанный Питокритом, с изображением корабельного носа, который по форме очень похож на нос, служащий основанием Ники. Это свидетельство вместе с тем фактом, что основание Самофракийской статуи выполнено из родосского мрамора (сама же статуя — из паросского мрамора), служит сильным аргументом в пользу того, что Ника имеет родосское происхождение и вполне может являться произведением Питокрита, работавшего в начале второго века до н. э.
Обратившись к материалам предыдущей главы, можно заметить сходство во многих деталях между Никой и фигурами Пергама. Перья ее крыл весьма похожи на перья «монстров-Гигантов» и орла Зевса; ее закрученный хитон и глубокие складки гиматия подобны таковым у нескольких богинь из «Гигантомахии». Нельзя исключить, что Питокрит являлся одним из скульпторов Великого Алтаря.
Не доказано, однако весьма вероятно, что родосцы посвятили Нику Самофракийскую морским победам над силами Антиоха III. В 191 г. до н. э., после изгнания из Греции римлянами и их греческими союзниками, в числе которых были и родосцы, Антиох построил новый флот, с помощью которого он рассчитывал сопротивляться попыткам римлян вытеснить его в Азию, однако в 190 г. объединенный флот под предводительством блестящего родосского флотоводца по имени Эвдам одержал победы над силами Селевкидов у мыса Сиде в Киликии и близ Теоса в Ионическом море. Поэтому не лишено оснований предположение о том, что, опьяненный этими победами, Эвдам по возвращении на Родос заказал выдающимся скульпторам своего времени потрясающий монумент, который надлежало воздвигнуть в панэллинистическом святилище в Самофракии, посвященном в том числе и богам-покровителям моряков.
© 1986 г. J. J. Pollitt. Art in the Hellenistic Age, Cambridge University Press, 1986. P. 113—117.
© 2013 г. Описание: пер. с англ. И. А. Шурыгин.