Ок. 190 г. н. э.Инв. № C 21 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника (фронтальная панель).
Ок. 190 г. н. э.
Пиза, Кампосанто.
Выс. 1,05 м.; дл. 2,40 м.; шир. 0,97 м.
Из аббатства Сан Дзено (Abbazia di S. Zeno).
Саркофаг в форме прямоугольного ящика. По краям фронтального рельефа находятся фигуры Викторий, под которыми стоят справа — фигура пленника в тоге с бахромчатой каймой и длинной накидкой, а слева — пленницы с высоким поясом; обе фигуры без голов. Сцена битвы римлян с варварами представлена, согласно традиционной схеме, тремя рядами конных воинов, изображенных в верхней части, которым противостоят изображенные ниже варвары, проигрывающие схватку. В центре имеется обширная лакуна, на месте которой должна была располагаться фигура императора, окруженного соратниками.
Торцы саркофага. На левой стороне изображена сцена выражения покорности (submissio): римский легионер сопровождает двух варваров и мальчика. Один из варваров склонившись, прикасается к колену императора, рядом с которым стоят офицер в шлеме и знаменосец (vexillarius). Три римлянина находятся на лагерной трибуне (suggestus). На правой стороне другой варвар, припадая на колено, молит императора, сидящего на скамье (subsellium) во дворце (обозначенном аркой и пилястром). Вверху символическая женская фигура (возможно, Доблесть — Virtus) в накидке и коротком паллиуме держит шлем императора, а фигура бородатого мужчины в тунике с короткими рукавами (Слава — Honos?) указует на сцену.
На гораздо более роскошных саркофагах галереи Боргезе в Риме, виллы Дориа Памфили и виллы Джустиниани темы варваров — двух фигур, стоящих по краям, — представлены более сложно, а синтаксис композиции крайне запутан. Однако наш саркофаг также не лишен фундаментальных тем, которые обнаруживаются в фигурах павших воинов, а также в вихре скачущих конников в центральной, утраченной, части пизанского саркофага. Композиции на боковых поверхностях вызывают в памяти сцены submissio на саркофаге с виллы Таверна о Паризи во Фраскати, неподалеку от Пизы.
Данный саркофаг входит в серию, содержащую экземпляры из церкви Сан Паоло, Казино Дориа Памфили, виллы Джустиниани, виллы Боргезе, а также два шедевра: саркофаг из Каве ди Пьетралата в Национальном музее Рима (имеется в виду саркофаг из Портоначчо — И. Ш.), а также саркофаг из коллекции Лудовизи в том же музее. Именно с последним саркофагом наш обнаруживает наибольшее сходство (что указывает на общий архетип), хотя пленники на краях рельефа напоминают саркофаг из Пьетралаты. Отсутствие почти всех голов — след яростной работы идейных разрушителей — и большая лакуна в центральной части рождают чувство разочарования. В целом же, превосходная техника изображения коней и сохранившихся голов легионеров, а также развевающихся одежд, и определенные физиономические черты, такие как окладистые бороды, позволяют уверенно датировать пизанский саркофаг приблизительно 190 годом н. э.