Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника (фронтальная панель)
Мрамор.
Ок. 190 г. н. э.
Инв. № C 21 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника (фронтальная панель).

Мрамор.
Ок. 190 г. н. э.
Инв. № C 21 est.

Пиза, Кампосанто.

Происхождение:
Из аббат­ства Сан-Дзе­но.

Описание:
C 21 est.
Выс. 1,05 м.; дл. 2,40 м.; шир. 0,97 м.
Из аббат­ства Сан Дзе­но (Abbazia di S. Zeno).

Сар­ко­фаг в фор­ме пря­мо­уголь­но­го ящи­ка. По кра­ям фрон­таль­но­го релье­фа нахо­дят­ся фигу­ры Вик­то­рий, под кото­ры­ми сто­ят спра­ва — фигу­ра плен­ни­ка в тоге с бахром­ча­той кай­мой и длин­ной накид­кой, а сле­ва — плен­ни­цы с высо­ким поя­сом; обе фигу­ры без голов. Сце­на бит­вы рим­лян с вар­ва­ра­ми пред­став­ле­на, соглас­но тра­ди­ци­он­ной схе­ме, тре­мя ряда­ми кон­ных вои­нов, изо­бра­жен­ных в верх­ней части, кото­рым про­ти­во­сто­ят изо­бра­жен­ные ниже вар­ва­ры, про­иг­ры­ваю­щие схват­ку. В цен­тре име­ет­ся обшир­ная лаку­на, на месте кото­рой долж­на была рас­по­ла­гать­ся фигу­ра импе­ра­то­ра, окру­жен­но­го сорат­ни­ка­ми.

Тор­цы сар­ко­фа­га. На левой сто­роне изо­бра­же­на сце­на выра­же­ния покор­но­сти (submissio): рим­ский леги­о­нер соп­ро­вож­да­ет двух вар­ва­ров и маль­чи­ка. Один из вар­ва­ров скло­нив­шись, при­ка­са­ет­ся к коле­ну импе­ра­то­ра, рядом с кото­рым сто­ят офи­цер в шле­ме и зна­ме­но­сец (vexillarius). Три рим­ля­ни­на нахо­дят­ся на лагер­ной три­буне (suggestus). На пра­вой сто­роне дру­гой вар­вар, при­па­дая на коле­но, молит импе­ра­то­ра, сидя­ще­го на ска­мье (subsellium) во двор­це (обо­зна­чен­ном аркой и пиляст­ром). Ввер­ху сим­во­ли­че­ская жен­ская фигу­ра (воз­мож­но, Доб­лесть — Virtus) в накид­ке и корот­ком пал­ли­у­ме дер­жит шлем импе­ра­то­ра, а фигу­ра боро­да­то­го муж­чи­ны в туни­ке с корот­ки­ми рука­ва­ми (Сла­ва — Honos?) ука­зу­ет на сце­ну.

На гораздо более рос­кош­ных сар­ко­фа­гах гале­реи Бор­ге­зе в Риме, вил­лы Дориа Пам­фи­ли и вил­лы Джу­сти­ни­а­ни темы вар­ва­ров — двух фигур, сто­я­щих по кра­ям, — пред­став­ле­ны более слож­но, а син­та­к­сис ком­по­зи­ции крайне запу­тан. Одна­ко наш сар­ко­фаг так­же не лишен фун­да­мен­таль­ных тем, кото­рые обна­ру­жи­ва­ют­ся в фигу­рах пав­ших вои­нов, а так­же в вих­ре ска­чу­щих кон­ни­ков в цен­траль­ной, утра­чен­ной, части пизан­ско­го сар­ко­фа­га. Ком­по­зи­ции на боко­вых поверх­но­стях вызы­ва­ют в памя­ти сце­ны submissio на сар­ко­фа­ге с вил­лы Тавер­на о Пари­зи во Фра­с­ка­ти, непо­да­ле­ку от Пизы.

Дан­ный сар­ко­фаг вхо­дит в серию, содер­жа­щую экзем­пля­ры из церк­ви Сан Пао­ло, Кази­но Дориа Пам­фи­ли, вил­лы Джу­сти­ни­а­ни, вил­лы Бор­ге­зе, а так­же два шедев­ра: сар­ко­фаг из Каве ди Пьет­ра­ла­та в Нацио­наль­ном музее Рима (име­ет­ся в виду сар­ко­фаг из Пор­то­нач­чо — И. Ш.), а так­же сар­ко­фаг из кол­лек­ции Лудо­ви­зи в том же музее. Имен­но с послед­ним сар­ко­фа­гом наш обна­ру­жи­ва­ет наи­боль­шее сход­ство (что ука­зы­ва­ет на общий архе­тип), хотя плен­ни­ки на кра­ях релье­фа напо­ми­на­ют сар­ко­фаг из Пьет­ра­ла­ты. Отсут­ст­вие почти всех голов — след ярост­ной работы идей­ных раз­ру­ши­те­лей — и боль­шая лаку­на в цен­траль­ной части рож­да­ют чув­ство разо­ча­ро­ва­ния. В целом же, пре­вос­ход­ная тех­ни­ка изо­бра­же­ния коней и сох­ра­нив­ших­ся голов леги­о­не­ров, а так­же раз­ве­ваю­щих­ся одежд, и опре­де­лен­ные физио­но­ми­че­ские чер­ты, такие как окла­ди­стые боро­ды, поз­во­ля­ют уве­рен­но дати­ро­вать пизан­ский сар­ко­фаг при­бли­зи­тель­но 190 годом н. э.

Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 151—152.

Литература:
Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 151—152.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2014 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф мифология mythologia romana крылатая богиня виктория виктории победа персонификация победы dea victoria саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi биографический vita humana мрамор кампосанто с изображением сцен из жизни военачальника военного генерала фронтальная панель сражение битва схватка инв № xxxii 32 c 21 est