Погребальная урна вольноотпущенников Скантия Олимпа и Скантии Агелы
Римская работа. Мрамор.
II в. н. э.
Инв. № А.108.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: И. А. Шурыгин

Погребальная урна вольноотпущенников Скантия Олимпа и Скантии Агелы.

Римская работа. Мрамор.
II в. н. э.
Инв. № А.108.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Частная коллекция, Медичи.
Происхождение:
Рим, пер­во­на­чаль­ное место­на­хож­де­ние в садах Меди­чи на Вати­кан­ском хол­ме («in hortis Medicaeorum, in collis Vaticanis»). Име­ет­ся в виду холм Марио (Monte Mario) к севе­ру от Вати­ка­на, соот­вет­ст­ву­ю­щий антич­но­му «Mons Vaticanus» или «Clivus Cinnae». В прав­ле­ние импе­ра­три­цы Ека­те­ри­ны урна нахо­ди­лась в Цар­ском селе, затем была пере­ме­ще­на в Санкт-Петер­бург, сна­ча­ла в Таври­че­ский дво­рец, затем в Эрми­таж.

Описание:
115. Погре­баль­ный ящик П. Скан­тия Олим­па и Скан­тии Аге­лы, воль­ноот­пу­щен­ных.

Под над­пи­сью изо­бра­жен Силен, вер­хом на осле, кото­ро­го Пан ведет под узд­цы; он дер­жит тирс в левой руке. За ними сле­ду­ет пля­шу­щий Сатир с лаго­бо­ло­ном и дру­гим неопре­де­лен­но­го зна­че­ния пред­ме­том в руках.

В щите, на левой боко­вой сто­роне, пред­став­ле­на Вак­хан­ка, бью­щая в тим­пан. Под щитом — две мас­ки Сати­ров.

В щите, на пра­вой боко­вой сто­роне — Вак­хан­ка играю­щая на флей­те, а под щитом, две мас­ки лысых Силе­нов.

В щите, на зад­ней сто­роне ящи­ка, изо­бра­жен пля­шу­щий Сатир; у ног его — тиг­ри­ца, откры­ваю­щая мисти­че­скую цисту, из кото­рой выполз­ла змея. Это очень над­лом­лен­ное рельеф­ное изо­бра­же­ние встав­ле­но, подоб­но № 111, в щит. Сме­тий, извест­ный уче­ный XVI века, вме­сто Сати­ра на этой сто­роне ящи­ка упо­ми­на­ет о двух Вик­то­ри­ях, дер­жа­щих венок; но, несмот­ря на извест­ную обыч­ную точ­ность Сме­тия, он здесь оче­вид­но оши­ба­ет­ся, пото­му что на этом узком щите нет доволь­но места для двух кры­ла­тых фигур.

Над­пись: P(ublius). Scantius. P(ubli). l(ibertus). | Olympus | fecit. sibi. v(ixit). a(nnis) LXX | sine. criminae(sic) | vitae. et. Scantiae. Agele. conlibert(ae) | optimae. de. se. bene. meritae.

Этот памят­ник нахо­дил­ся неко­гда в вил­ле Меди­чи на вати­кан­ском хол­ме в Риме.

Реста­ври­ро­ва­ны верх­няя часть Вак­хан­ки, кар­низ и мно­гие части кра­ев и углов.

Gruteri inscriptt. II, p. 993, № 5 (по Сме­тию). — Hand, Ferd., Antiquae incriptiones latinae, 1849. Jena, Univers. Progr. p. 8, I. — C. I. L. VI, 4, 1, № 25985.

Каррар­ский мра­мор. — Выс. 0,77 м, шир. 0,52 м. — В рисун­ке вид­на на алта­ре фигу­ра спя­ще­го Силе­на № 7.

Кизе­риц­кий Г. Музей древ­ней скульп­ту­ры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типо­гра­фия А. Бен­ке, СПб, 1901. С. 54, кат. № 115.

394 (115). Могиль­ный ящик воль­ноот­пу­щен­ных Скан­тия Олим­па и Скан­тии Аге­лы.

В. 0,77 м. Над­пись: P[ublius] Scantius. P(ubli) l(ibertus) Olympus. fecit. sibi. v[ixit]. a(nnis) LXX sine criminae vitae et Scantinae Agele. conlibert[ae] optimae de se. bene. meritae.

На лице­вой сто­роне под над­пи­сью Силен вер­хом на осле, кото­ро­го ведет Пан; за ним пля­шу­щий сатир. На левой боко­вой сто­роне — мена­да, бью­щая в тим­пан, на пра­вой — мена­да, играю­щая на флей­те. Рельеф на обрат­ной сто­роне встав­лен впо­след­ст­вии: сатир, у ног кото­ро­го тиг­ри­ца откры­ва­ет ящик, из кото­ро­го выпол­за­ет змея.

Вальд­гау­ер О. Ф. Крат­кое опи­са­ние музея древ­ней скульп­ту­ры. Т-во Р. Голи­ке и А. Виль­борг, СПб, 1912. С. 181, кат. № 394 (115).

394. Могиль­ный ящик воль­ноот­пу­щен­ных Скан­тия Олим­па и Скан­тии Аге­лы.

Над­пись: P(ublius) Scantius. P(ubli) l(ibertus) Olympus. fecit. sibi. v(ixit). a(nnis) LXX sine criminae vitae et Scantinae Agele. conlibert(ae) optimae de se. bene. meritae.

В. 0,77 м. Зал II (ста­ту­эток). Работа II в. по Р. Х. Мно­го мел­ких вста­вок; рельеф с изо­бра­же­ни­ем сати­ра, веро­ят­но, не при­над­ле­жит к алта­рю. Мотив его, по-види­мо­му, заим­ст­во­ван со ста­ту­ар­но­го образ­ца.

Вальд­гау­ер О. Ф. Антич­ная скульп­ту­ра. Изда­тель­ство Брок­гауз-Ефрон, Пет­ро­град, 1924. С. 155, кат. № 394.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные греческая мифология mythologia graeca божество бог пан deus pan сатир сатиры сатира сатиром сатиров satur saturus силен силена силены силенов silenus sileni selenus papposilenus эпитафия урна для праха пеплохранилище urna cineraria надгробие памятник мрамор рельеф надмогильный мраморная рельефы скантий олимп скантия агела инв № а.108