Эрот Соранцо
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. греческого образца ок. 460 г. до н. э. или римское произведение классицистического стиля I в. н. э.
Инв. №№ ГР-3095 / А. 192.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: И. А. Шурыгин

Эрот Соранцо.

Мрамор.
Римская копия I в. н. э. греческого образца ок. 460 г. до н. э. или римское произведение классицистического стиля I в. н. э.
Инв. №№ ГР-3095 / А. 192.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Пред­по­ло­жи­тель­но, из Гре­ции. По одной вер­сии, ста­тую вывез в Вене­цию из Кон­стан­ти­но­по­ля Энри­ко Дан­до­ло. Соглас­но дру­гой вер­сии, она была при­об­ре­те­на Джо­ван­ни Соран­цо в 1312 г. на ост­ро­ве в Эгей­ском море. Нахо­ди­лась в палац­цо Соран­цо. При­об­ре­те­на в Вене­ции в 1851 г. С. А. Гедео­но­вым (Архео­ло­ги­че­ская комис­сия).

Описание:
153. Юно­ша.

Нагой эфеб, сто­я­щий и пово­ра­чи­ваю­щий в пра­вую сто­ро­ну голо­ву. Гла­за под­ня­ты к небу. Руки, долж­но быть, были опу­ще­ны вдоль туло­ви­ща. Ори­ги­нал этой ста­туи изо­бра­жал, веро­ят­но, Эрота (в музее в Спар­те сох­ра­ня­ет­ся луч­ший экзем­пляр тако­го типа, Friederichs — Wolters, Gipsabgüsse, № 218), состав­ляв­ше­го вме­сте с Афро­ди­тою или с Пари­сом одну груп­пу. Наша ста­туя — рим­ская копия вре­мен импе­ра­то­ра Адри­а­на с ори­ги­на­ла пело­пон­нис­ской шко­лы V века до Р. Х. На рас­пис­ном килик­се Импе­ра­тор­ско­го Эрми­та­жа, V века до Р. Х., встре­ча­ет­ся тот же самый тип юно­ши, но с вен­ка­ми в руках, в каче­стве победи­те­ля в играх.

Эта ста­туя нахо­ди­лась неко­гда в палац­цо Соран­цо в Вене­ции. Э. Барри (см. ниже) счи­та­ет мало веро­ят­ным пре­да­ние, ука­зы­ваю­щее с. 68 на Кон­стан­ти­но­поль или один из ост­ро­вов архи­пе­ла­га, как на место, где она была най­де­на.

Реста­ври­ро­ва­ны нос, пра­вая рука с пле­че­ви­ны, левая рука с лок­тя. Антич­ный плин­тус встав­лен в новый. Ноги над­лом­ле­ны во мно­гих местах. Зад­няя часть лево­го пле­ча над­лом­ле­на. В середине спи­ны квад­рат­ная встав­ка.

Revue archéol. V, pl. 101. E. Barry, note sur une statue antique, ibid. p. 567. — Bullett. dell’ Instit. 1867, p. 128. — Flasch в Archeol. Zeitung 1878, Taf. 16, p. 126. — Conze, Beiträge, Taf. 9. — Friederichs-Wolters, Gipsabgüsse № 217.

Пен­те­лий­ский мра­мор. — Выс. 1,59 м. — При­об­ре­тен в 1851 г. в Вене­ции у Сан­кви­ри­ко.

Кизе­риц­кий Г. Музей древ­ней скульп­ту­ры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типо­гра­фия А. Бен­ке, СПб, 1901. С. 67—68, кат. № 153.

102 (153). Ста­туя юно­ши, так назы­вае­мый Эрот Соран­цо.

Из Palazzo Soranzo в Вене­ции; куп­ле­на в 1851 г. В. 1,59 м.

Реста­ври­ро­ва­ны: пра­вая рука от лок­тя, часть левой руки над кистью и паль­цы, боль­шая часть плин­ту­са, нос.

Эту ста­тую счи­та­ли Эротом, состав­ляв­шим одну груп­пу с Афро­ди­той, к кото­рой он обо­ра­чи­ва­ет голо­ву. Но, веро­ят­но, она изо­бра­жа­ет маль­чи­ка-победи­те­ля на играх, с вен­ка­ми в руках. Ори­ги­нал ее при­над­ле­жит к пер­вой поло­вине V в. до Р. Хр., о чем свиде­тель­ст­ву­ют про­пор­ции и плос­кая сти­ли­за­ция тела (см. № 100).

Вальд­гау­ер О. Ф. Крат­кое опи­са­ние музея древ­ней скульп­ту­ры. Т-во Р. Голи­ке и А. Виль­борг, СПб, 1912. С. 55—56, кат. № 102 (153).

102. Так назы­вае­мый Эрот Соран­цо.

Новы: пра­вая рука от лок­тя, часть левой руки над кистью и паль­цы, боль­шая часть базы и нос. Хоро­шее повто­ре­ние рим­ской работы гре­че­ско­го брон­зо­во­го образ­ца 70-х гг. V в. до Р. Х. Из Palazzo Soranzo в Вене­ции. В. 1,59 м. Зал XVIII (Афи­ны).

Вальд­гау­ер О. Ф. Антич­ная скульп­ту­ра. Изда­тель­ство Брок­гауз-Ефрон, Пет­ро­град, 1924. С. 73, кат. № 102.

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca romana статуя статуи statua statuae эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor обнаженная стоящая мрамор юноша юноши молодой молодого юный юного обнаженный мужчина соранцо соранцио soranzo инв № гр-3095 а. 192