Патры. Конец I — начало II в. н. э.Инв. № 1915.Патры, Новый археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Цоколь статуи с рельефным изображением тренировки гладиаторов.
Патры. Конец I — начало II в. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
Пары гладиаторов (Gladiatorum Paria).
Мраморная плита с рельефным фризом, обломленная справа и слева снизу. Инв. № 1915, размеры
Рис. 33. Вертикальный разрез рельефа с гладиаторскими парами. |
с. 389 Плита увенчивается эхином[1], верхняя сторона которого несёт анатирон[2]; фигуры расположены на одной планке (regula), «каблучок» (cyma reversa), отмечающий переход к нижнему пояску (высотой 4 см), почти нетронут справа, со следами резца и анатирона, однако слева был отделён фрагмент «каблучка» длиной 35 см, вероятно, в позднейшую эпоху. Поверхность левого стыка грубо обработана. На верхней стороне, гладкой, выемка
Три пары гладиаторов представлены в процессе сражения. С правого края отсутствует часть гладиатора. Руки и щиты левой пары, кинжал крайнего левого гладиатора, правая рука ретиария и шлемы повреждены.
Левая пара состоит из двух схожих тяжеловооружённых гладиаторов. Они держат овальные и изогнутые большие щиты, носят набедренные повязки (subligaculum), с. 390 перепоясанные только одной полосой, шлемы с низким гребнем, приподнятыми и загнутыми полями, закрывающие лицо и имеющие щели для глаз. У гладиатора справа на левой ноге надета низкая гетра, у другого, по-видимому, ноги босые; правая рука, держащая направленный вверх кинжал, прикрыта доспехом (manica).
Средняя пара состоит из двух симметрично расположенных фракийцев. Одежда и вооружение фракийцев, несмотря на небольшие вариации, относятся к числу наиболее распространённых: они носят высокие поножи (ocrea), закрывающие колени, держат небольшие кривые кинжалы (sica) и относительно небольшие квадратные щиты142. Шлемы имеют низкий гребень в форме серпа, без перьев или изображения грифона, что обычно для других изображений фракийцев; шлемы закрывают лицо и имеют щели для глаз. Набедренная повязка удерживается поясом. Держащая кинжал рука до плеча прикрыта доспехом (manica). Из соображений ли проявленной в изображении симметрии тот гладиатор, что справа, показан левшой, или он действительно левша?
Правая пара образована ретиарием и тяжеловооружённым гладиатором. Первый из них с босыми ногами и ничем не прикрытый, кроме набедренной повязки (subligaculum) с поясом из двух полос, и доспеха (galerus), закрывающего левые плечо и руку. В левой руке он держит трезубец и кинжал, в правой — сеть с высеченными поперечными ячейками. От его противника сохранились левая нога без доспеха, часть руки с длинным полуцилиндрическим щитом, с короткими горизонтальными сторонами и длинной стороной, изогнутой вправо. На голове шлем. Ретиарий поражает его трезубцем и, по-видимому, готовится набросить сеть, которую пока ещё держит свёрнутой. Противник защищается щитом, закрывающим не только тело, но и лицо.
Не так уж легко присвоить представленным типам упоминаемые надписями наименования категорий гладиаторов. В настоящее время признано, что некоторые термины, такие как secutor, provocator, pulsator, scissor, означают тактики боя, а не снаряжение. Иногда так могли называться и гладиаторы с разным вооружением143. Поскольку термин θρᾷξ (thrax или thraex) относится именно к вооружению, то естественно, что его идентификация на памятниках не представляет трудности144. Фракийцы являются одним из видов тяжеловооружённых бойцов, как и самниты, которые также хорошо различаются среди прочих, но не встречаются в императорский период145. Несмотря на все усилия, мирмиллоны (μυρμιλλόνες) ещё не были надёжно отождествлены с определённым иконографическим типом146. Первая пара на фризе — тяжеловооружённые. Овальный щит встречается не так часто, как прямоугольный. Если это не случайность, то следует отметить, что левый гладиатор изображён босиком, как обычно представлены легковооружённые, то есть, ретиарии.
Как обычно, ретиарий сражается с тяжеловооружённым соперником, часто называемым secutor или murmillo147. Он атакует своего противника трезубцем в лицо, с. 391 и тот защищается щитом. Сеть ещё не брошена. Это изображение является уникальным. Я думаю, что здесь представлен момент боя, который как раз сменяет тот, что нам показывает светильник из коллекции Вольмана (Wollmann)[3], где ретиарий держит трезубец левой рукой, а сеть — правой148. Моментальные снимки боёв, представленные светильниками, очевидно, не в состоянии описать все фазы, которые восстанавливает Вольман149. Таким образом, необязательно соглашаться с ним в том, что трезубец использовался только после неудачного набрасывания сети. Трезубец мог дать ретиарию возможность утомить своего противника, прежде чем попытаться опутать его сетью. Защищая глаза, тот должен был выставить щит перед лицом, и это был самый благоприятный момент для набрасывания сети. Трезубец уже может быть опущен именно в этот момент, как это представлено на кувшине с клеймом из Рейнцаберна[4] в музее Шпейера150, дающем уникальное изображение набрасывания сети. Трезубец представлен в том же положении на светильнике из Патр, датирующемся концом I или началом II века н. э. Наряду с нашим рельефом, это — одно из редких изображений ретиария с сетью (рис. 34)151. Ретиарий держит трезубец наконечником вниз и кинжал одной рукой, как и ретиарий на рельефе. Рука прикрыта доспехом (manica), кисть кажется обнажённой152. Складывается впечатление, что кинжал фиксируется и удерживается на запястье каким-то средством (кольцом?)153. Ретиарий оттягивает руку назад и, кажется, готов в любой момент бросить сеть, защищаясь своим кинжалом. В тех случаях, когда сеть не изображена, как это часто бывает, считается, что ретиарий лишился её после неудачного применения.
Длинный изогнутый щит с обеими закруглёнными сторонами считался вооружением преимущественно murmillo. На некоторых изображениях у противника ретиария имеется щит этого типа, например, на медальоне мозаики из Неннига154 или на вазе из Шпейера. В другом месте это изогнутый прямоугольный щит155. Именно щит такого типа держит гладиатор на стеле из Византия с надписью о мирмиллоне156: у него шлем с широкими полями, высокие поножи на обеих ногах и небольшой кривой кинжал. Поскольку, согласно надписям, мирмиллоны сражаются с ретиариями, а их имя связано с рыбой (μύρμα, μορμύρος, μορμύλος), ретиарий атакует с с. 392 сетью; вполне возможно сопоставить вышеупомянутый тип тяжеловооружённого гладиатора с типом мирмиллона. Вопрос, однако, остаётся открытым (см. прим. 146).
В Италии и Малой Азии существует большое количество рельефов, изображающих две или несколько пар гладиаторов; они являются частью надгробных памятников или напоминают об играх, в честь которых были установлены их устроителями (editores muneris) или иными лицами157. Рельеф из Патр находится в особенном сходстве с рельефами Лузия Сторакса (Lusius Storax), как в отношении фигур и их связи с плитой, которую они украшают, так и стиля эллинистической традиции, который сказывается на изображениях гладиаторов в начале императорской эпохи158. Лузий Сторакс был членом коллегии шестерых (sevir) в Теате Марруцинов (Teate Marrucinorum) и рельефы на его надгробном памятнике датируются примерно серединой I века н. э. Отсутствие защищающей лицо решётки на шлеме из Патр и слабо развитые поля позволяют датировать рельеф концом I или началом II века н. э.159
Этот рельеф был найден повторно использованным в месте, где были обнаружены остатки памятников различных периодов Империи и часть вымощенной улицы, направленной с запада на восток160, которая должна была вести в Псилалонию[5]. Рядом с тем местом, где был найден рельеф, в южной части улицы, в ходе раскопок участков у д. 55 по ул. Канариса (Kanari, Κανάρη) / д. 3 по ул. И. Влаху (Ioan. Vlachou, Ιωάννου Βλάχου)161 и квартала Гунариса / Ипсиланти / Канариса / И. Влаху (Gounari / Hypsilandou / Kanari / I. Vlachou, Γούναρη / Υψηλάντου / Κανάρη / Ι. Βλάχου)[6] (поле Критикос (Kritikos))162 открыто большое здание с тремя абсидами с портиками, бывшее, скорее всего, нимфеем. Это здание находилось на пересечении двух древних улиц, той, о которой мы только что говорили, где был обнаружен рельеф, и другой, направленной с севера на юг, открытой на поле Критикос; ещё одна часть этой улицы была обнаружена позже на углу улиц И. Влаху и Миаулиса (Miaouli, Μιαούλη)163. Раскопки местности, где был найден наш рельеф, дали многочисленные мраморные фрагменты, некоторые из которых могут быть воссоединены и принадлежать памятнику, давшему рельеф с гладиаторами, без которого это возможно проверить. Если только можно исключить, что фриз имел погребальный характер и поэтому плита была перевезена с кладбища на то место, где была найдена, то более логично отнести её к памятнику другого типа, ὑπόμνημα φιλοτιμίας (почётный памятник) хорега, или к общественному зданию, как нимфей, о котором мы говорили. По случаю торжественного открытия здания, благодаря щедрости богатых благотворителей или императоров, действительно существовало с. 393 обыкновение давать представления (spectacula) и увековечивать это событие на самом памятнике: такое предположение было сделано относительно рельефа на Магнезийских воротах в Эфесе164. Два археологических факта, кажется, указывают в этом направлении: a) в ходе раскопок на поле Критикос был упомянут «цоколь с нескольких сторон»; b) немного восточнее того места, где был найден рельеф, на углу улиц Афанасия Диакоса (Athan. Diakou, Αθαν. Διάκου) и Каратза (Karatza, Καρατζά) (Псилалония) был обнаружен ступенчатый подиум с цоколем статуи (?) на мощёной площади165. Эти элементы доказывают, что район имел общественный характер и там мог быть воздвигнут памятник, достойный устроителя игр (munerarius). Этот памятник, предшествующий строительству амфитеатра, означает, что вначале гладиаторские бои происходили во временном помещении, возможно, на том самом месте, где позже было построено то большое здание, о котором мы говорили выше.
ПРИМЕЧАНИЯ
142Они могут также быть круглыми, например, Hoenle-Henze, рис. 2. 143Hellenica VII, с. 138 sqq.; J. Colin, Mnemosyne IV-7 (1954), с. 44 sqq., 53, 56; Hoenle-Henze, с. 218. U. Mandel, Kleinasiatische Reliefkeramik der mittleren Kaiserzeit (1988), с. 195 sqq. 144Gladiateurs, с. 67; Hoenle-Henze, с. 22, 218. 145Hoenle-Henze, с. 24, 218. 146См., из недавнего, Mandel, op. cit., с. 196 и, ранее, G. Lafaye, DA, s. v. «gladiator» (и ниже). 147Противники ретиария могли иметь и другие названия, ср. Hoenle-Henze, с. 218. 148H. Wollmann, RM 32 (1917), с. 150, рис. 3. 149Op. cit., с. 197 sqq. Финальные стадии сражения ретиария с тяжеловооружёнными противниками представлены на рельефе из Рима, BullCom (1895), с. 253 sqq.; Hoenle-Henze, рис. 50. 150Hoenle-Henze, рис. 29. 151Инв. № 5192. Найдено в гончарной печи во время раскопок у № 85—ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:
[1]Часть капители, расположенная под абакой и являющаяся переходом от ствола колонны к абаке.
[2]Греч. ἀναθυρόω — «дверная рама», способ обработки каменных поверхностей в античной архитектуре для их соединения без раствора.
[3]В Риме.
[4]В римское время — Tabernae, важный центр керамического производства, в том числе посуды Terra Sigillata.
[5]Район в центральной части города Патры.
Данные: музейная аннотация.
© 1989 г. Описание: I. A. Papapostolou. Monuments de gladiateurs à Patras. Pp. 388-393. // Bulletin de correspondance hellénique. 1989, Vol. 113, № 113-1, pp. 351-401.
© 2014 г. Перевод с франц. В. Г. Изосина.