Бюст Константина I
Мрамор.
Ок. 325—370 гг.
95,3 × 58,4 × 67,3 см, 499 кг.
Инв. № 26.229.Нью-Йорк, Метрополитен-музей

Бюст Константина I.

Мрамор.
Ок. 325—370 гг.
95,3 × 58,4 × 67,3 см, 499 кг.
Инв. № 26.229.

Нью-Йорк, Метрополитен-музей.

Частная коллекция, Джустиниани.
Происхождение:
Сооб­ща­ет­ся о про­ис­хож­де­нии из Рима. В пери­од ранее 1631 г. и до 1902 г. в кол­лек­ции Джу­сти­ни­а­ни, Рим; в 1902 г. при­об­ре­те­на мис­сис Фреде­рик Ф. Томп­сон (Мэри Кларк Томп­сон) у семьи Джу­сти­ни­а­ни при посред­ни­че­стве Джу­зеп­пе Сан­джор­джи, Нью-Йорк; в 1902—1923 в кол­лек­ции Мэри Кларк Томп­сон; посту­пи­ла в музей Мет­ро­по­ли­тен в 1926 году по заве­ща­нию Мэри Кларк Томп­сон.

Описание:
Пол­ный обзор порт­ре­тов Кон­стан­ти­на демон­стри­ру­ет пора­зи­тель­ное раз­ви­тие: ран­ние порт­ре­ты на моне­тах изо­бра­жа­ют его в сти­ле тет­рар­хов, с щети­ни­стой боро­дой и угло­ва­тым сло­же­ни­ем, в то вре­мя как его более позд­ние порт­ре­ты, такие как этот, создан­ные после нача­ла его еди­но­лич­но­го прав­ле­ния, демон­стри­ру­ют суще­ст­вен­ное изме­не­ние. В попыт­ке отде­лить себя от сво­их недав­них пред­ше­ст­вен­ни­ков, Кон­стан­тин при­нял офи­ци­аль­ный образ, кото­рый напо­ми­нал спо­кой­ные, моло­дые лица Авгу­ста и Тра­я­на. Эта колос­саль­ная голо­ва неко­гда вен­ча­ла огром­ную ста­тую сидя­ще­го импе­ра­то­ра и име­ет мно­го харак­тер­ных для порт­ре­тов Авгу­ста и Тра­я­на осо­бен­но­стей. Инте­рес­но, что Кон­стан­тин чисто выбрит, а шап­ка волос тол­стая и уло­же­на прядя­ми в фор­ме запя­тых, попе­рек лба (ср. с голо­вой Авгу­ста 07.286.115). Явля­ясь частью пла­на реор­га­ни­за­ции импе­рии, порт­ре­ты Кон­стан­ти­на при­нес­ли новую ико­но­гра­фию, чтобы соот­вет­ст­во­вать ново­му режи­му.

Эта мону­мен­таль­ная голо­ва, так же как в мень­ших порт­ре­тах и на моне­тах Кон­стан­ти­на, изо­бра­жа­ет импе­ра­то­ра отде­лен­ным от реаль­но­го мира. Ему недо­ста­ет бли­зо­сти и инди­виду­аль­ных осо­бен­но­стей ран­них импер­ских порт­ре­тов. Кон­стан­тин при­сталь­но глядит вдаль, как буд­то под­ни­мая гла­за к небе­сам. Сим­во­ли­ка ясна и гото­вит поч­ву для ико­но­гра­фии ран­не­хри­сти­ан­ско­го и визан­тий­ско­го мира, где импе­ра­тор уже ста­но­вит­ся намест­ни­ком Бога на зем­ле.


Литература:
Metropolitan Museum of Art. 1936 [1934]. A Guide to the Collections, Part 1: Ancient and Oriental Art, 2nd edn. New York: The Metropolitan Museum of Art.
Richter, Gisela M. A. 1941. Roman Portraits, Vol. 2. New York: The Metropolitan Museum of Art.
Richter, Gisela M. A. 1948. Roman Portraits, 2nd edn. no. 110, p. vi, New York: The Metropolitan Museum of Art.
Bandinelli, Ranuccio Bianchi. 1958. Enciclopedia dell’Arte Antica, Classica e Orientale, Vol. 5. p. 442, fig. 573, Rome: Instituto della Enciclopedia Italiana.
Alföldi, Maria R. 1963. Die Constantinische Goldprägung: Untersuchungen zu ihrer Betdeutung für Kaiserpolitik und Hofkunst. pp. 57—69, Mainz: Habelt.
Harrison, Evelyn B. 1967. “The Constantinian Portrait”. Dumbarton Oaks Papers, 21. p. 92.
Sydow, Wilhelm von. 1969. Zur Kunstgeschichte des spätantiken Porträts im 4. Jahrhundert n. Chr. Bonn: Habelt.
Metropolitan Museum of Art. 1970. Masterpieces of Fifty Centuries. New York: Dutton.
Calza, Raissa. 1972. Iconografia romana imperiale da Carausio a Giuliano (287—363 d. C.). no. 134, pp. 221—222, Roma: L’Erma di Bretschneider.
Weitzmann, Kurt. 1979. Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century no. 9, pp. 15—16, New York: The Metropolitan Museum of Art.
Hüfler, Brigitte. 1980. Bilder vom Menschen in der Kunst des Abendlandes: Jubiläumsausstellung der Preussischen Museen Berlin 1830—1980. p. 96, Berlin: Die Museen.
Metropolitan Museum of Art. 1987. Greece and Rome. no. 123, pp. 158—159, New York: The Metropolitan Museum of Art.
Kleiner, Diana E. E. 1992. Roman Sculpture. p. 438, fig. 398, New Haven: Yale University Press.
Howard Kathleen. 1994. Metropolitan Museum of Art Guide: Works of Art Selected by Philippe De Montebello pp. 26—27, New York: The Metropolitan Museum of Art.
Varner, Eric R. 2000. From Caligula to Constantine: Tyranny & Transformation in Roman Portraiture n. 55, Atlanta: Michael C. Carlos Museum, Emory University.
Coarelli, Filippo. 2001. The Colosseum, Ada Gabucci, ed. p. 91, Los Angeles: J. Paul Getty Museum.
Gioles, Nikolaos. 2002. “Byzantine: Imperial Insigna”. Byzantium: An Oecumenical Empire: Byzantine and Christian Museum, Oct. 2001 — Jan. 2002, Desponia Eugenidou and Jenny Albani, eds. no. 13, p. 76—77, Athens: Hellenic Ministry of Culture.
Lightfoot, Christopher S. 2002. Byzantium: An Oecumenical Empire. no. 13, pp. 76—77, Athens: Hellenic Ministry of Culture.
Picón, Carlos A. 2007. Art of the Classical World in the Metropolitan Museum of Art: Greece, Cyprus, Etruria, Rome. no. 473, pp. 404—405, 498, New York: The Metropolitan Museum of Art.
Metropolitan Museum of Art. 2012. The Metropolitan Museum of Art Guide. p. 81, New York: The Metropolitan Museum of Art.
Zanker, Paul. 2016. Roman Portraits: Sculptures in Stone and Bronze in the Collection of the Metropolitan Museum of Art. no. 31, pp. 56, 63, 98—101, New York: The Metropolitan Museum of Art.
Knauss, Florian. 2017. Charakterköpfe: Griechen und Römer im Porträt pp. 305—306, fig. 6. 56, Munich: Hirmer Verlag.
Fowlkes, Blair and Michael Seymour. 2019. The World Between Empires: Art and Identity in the Ancient Middle East. pp. 20—21, fig. 10, New Haven: Yale University Press.

Источники:
(cc) 2019. Фото, текст: The Metropolitan Museum of Art (CC0 1.0).
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский имперский император константин i великий imperator constantinus magnus скульптура скульптурный sculptura римская римские голова инв № 26 229