Голова Константина
Мрамор.
Ок. 325 г.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Внутренний двор

Голова Константина.

Мрамор.
Ок. 325 г.

Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Внутренний двор.

Описание:
Обра­ще­ние к клас­си­че­ским про­об­ра­зам, поз­во­ля­ю­щим создать вели­ча­вый и иде­аль­но-совер­шен­ный образ вла­сти­те­ля, харак­тер­но для тех пери­о­дов рим­ско­го искус­ства, когда импе­рия пере­жи­ва­ет вре­мя ста­би­ли­за­ции и рас­цве­та, а во гла­ве ее сто­ит зна­чи­тель­ная фигу­ра круп­но­го государ­ст­вен­но­го дея­те­ля; так было, напри­мер, в эпо­хи Авгу­ста, Тра­я­на и Адри­а­на. Клас­си­цизм эпо­хи Кон­стан­ти­на явля­ет­ся свое­об­раз­ным пре­тво­ре­ни­ем дости­же­ний искус­ства этих более ран­них пери­о­дов. Он ослож­нен все­ми теми новы­ми чер­та­ми, появ­ле­ние кото­рых было отме­че­но выше и кото­рые отра­жа­ют изме­не­ния, про­ис­шед­шие в куль­ту­ре и миро­воз­зре­нии позд­не­ан­тич­но­го обще­ства. Новые веро­ва­ния, охва­ты­ваю­щие в этот пери­од почти все слои обще­ства, акцен­ти­ру­ют зна­че­ние духов­но­го, боже­ст­вен­но­го нача­ла, про­ти­во­по­став­ляя его миру мате­ри­аль­но­му, чув­ст­вен­но­му, в отли­чие от антич­но­го миро­воз­зре­ния, про­по­ве­до­вав­ше­го гар­мо­нич­ное соче­та­ние физи­че­ско­го и духов­но­го нача­ла в чело­ве­ке. Пере­да­ча внеш­не­го порт­рет­но­го сход­ства в изо­бра­же­нии кон­крет­но­го чело­ве­ка отсту­па­ет на вто­рой план. И отсюда — воз­рож­де­ние в эпо­ху Кон­стан­ти­на клас­си­ци­зи­ру­ю­ще­го направ­ле­ния в искус­стве скульп­тур­но­го порт­ре­та.

Подоб­ный под­ход к зада­чам порт­ре­та, преж­де все­го порт­ре­та импе­ра­тор­ско­го, с боль­шой силой про­яв­ля­ет­ся в дати­ру­ю­щей­ся око­ло 325 года колос­саль­ной голо­ве импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на, нахо­дя­щей­ся во двор­це Кон­сер­ва­то­ров в Риме. Голо­ва эта, высота кото­рой дости­га­ет двух с поло­ви­ной мет­ров, при­над­ле­жа­ла гигант­ской акро­лит­ной ста­туе, изо­бра­жав­шей импе­ра­то­ра сидя­щим. Сох­ра­ни­лись и дру­гие части, сде­лан­ные из мра­мо­ра, — руки, ступ­ни ног. Голо­ва Кон­стан­ти­на явля­ет­ся наи­бо­лее ярким образ­цом того ико­но­об­раз­но-реп­ре­зен­та­тив­но­го офи­ци­аль­но­го порт­ре­та, кото­рый окон­ча­тель­но скла­ды­ва­ет­ся в эту эпо­ху. О порт­рет­ном сход­стве здесь нет уже и речи. Это лицо явля­ет­ся отвле­чен­ным обра­зом импе­ра­то­ра — зем­но­го боже­ства. Трак­тов­ка обра­за вла­сти­те­ля в древ­не­во­сточ­ном искус­стве, несо­мнен­но, ока­за­ла боль­шое вли­я­ние на сло­же­ние это­го типа изо­бра­же­ния. Стро­гая сим­мет­рия, моде­ли­ров­ка боль­ши­ми нерас­чле­нен­ны­ми плос­ко­стя­ми, чет­ко очер­чен­ные губы кра­си­во­го рисун­ка, тра­ди­ци­он­ная при­чес­ка в виде ров­но­го вали­ка полу­круг­лых локо­нов над лбом и пра­виль­ные дуги бро­вей харак­тер­ны для подоб­ных изо­бра­же­ний. Огром­ные гла­за с боль­ши­ми, обо­зна­чен­ны­ми широ­ки­ми дуго­об­раз­ны­ми вре­за­ми зрач­ка­ми при­да­ют это­му лицу выра­же­ние замкну­то­го, недо­ступ­но­го для про­стых смерт­ных вели­чия. Голо­ва импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на пред­став­ля­ет опре­де­лен­ное направ­ле­ние в раз­ви­тии порт­ре­та это­го вре­ме­ни, кото­рое мож­но назвать офи­ци­аль­ным. Очень близ­ка ей колос­саль­ная брон­зо­вая голо­ва, хра­ня­ща­я­ся во с. 93 двор­це Кон­сер­ва­то­ров, так­же изо­бра­жаю­щая импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на. Появ­ле­ние подоб­ных про­из­веде­ний отве­ча­ет новым усло­ви­ям суще­ст­во­ва­ния Рим­ской импе­рии, ново­му харак­те­ру импе­ра­тор­ской вла­сти. Эти порт­ре­ты поры­ва­ют с тра­ди­ци­я­ми реа­лиз­ма, лежа­щи­ми в осно­ве все­го пред­ше­ст­ву­ю­ще­го раз­ви­тия рим­ской порт­рет­ной скульп­ту­ры.


Источники:
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский имперский константинова династия константина император константин i великий imperator constantinus magnus скульптура скульптурный sculptura римская римские голова статуя статуи statua statuae мрамор колоссальный колоссальная части колосса инв № s 757