Общая высота 25,5 см, высота головы 23,5 см.Инв. № 30. 005.Тулуза, Музей Сен-Реймон
Портрет Антонии Младшей? Вариант типа «Уилтон Хаус»?
Общая высота 25,5 см, высота головы 23,5 см.
Тулуза, Музей Сен-Реймон.
128. Портрет Антонии Младшей?
Вариант типа «Уилтон Хаус»?
После 29 г. н. э.
Илл. 102
Тулуза, музей Сен-Реймон, инв. № 30. 005.
Голова.
Мрамор.
Найдена в 1844 г. в Безье на улице
Размеры: общая высота 25,5 см, высота головы 23,5 см.
Vidi.
Библиография: Espérandieu, I, 528—
Сохранность: голова отколота; наклонная плоскость скола проходит через начало подбородка и затылок. Задняя часть головы исчезла, на этот раз скол почти вертикальный, на нём имеются следы современной реставрации: действительно, в центре поверхности сделано что-то вроде круглого мраморного штифта, предназначенного для крепления лица к новой основе.
Непосредственно рядом с этим сколом ещё видны «небольшой мраморный выступ»387, а также поверхность на макушке, где не изображены волосы; несомненно, это следы детали, которая ныне пропала.
Что касается лица, то оно не повреждено: можно лишь посетовать на слишком агрессивную чистку скульптуры.
Описание: волосы, разделённые надвое прямым пробором, уложены в причёску, которую немецкие исследователи называют «дынной» (Melonfrisur) из-за завитых щипцами прядей, образующих волны и словно разделяющихся на дольки; с обеих сторон от прямого пробора их по две; затем волосы зачёсаны назад и закрывают верхнюю часть ушей. Две маленькие пряди выскальзывают из массы волос на уровне висков.
Лицо широкое, с полными щеками. Глаза очень большие, с немного выпуклыми глазными яблоками, которые подчёркнуты надбровными дугами, чётко обрисованными, ровными и очень вытянутыми. Нос тонкий и длинный, немного выгнутый.
Комментарий: Этот портрет некоторое время идентифицировали как Луциллу, а затем стали считать изображением Антонии Младшей или частным портретом, которому приданы черты посвятительницы группы портретов Юлиев-Клавдиев из Безье. Однако в последних исследованиях (Ж.-Ш. Балти и Д. Каз, затем З. Кюнцль) принята идентификация с Антонией, хотя портрет исключительно сложно отнести к какому-либо типу.
Во-первых, следует отметить, что при нынешнем состоянии документации и по всей строгости, ни один портрет не может считаться подлинной репликой этого. С ним имеет значительное сходство только голова из Дрезденского музея388: причёска с завитыми щипцами локонами, а также черты лица, особенно линия надбровных дуг, крупных и почти горизонтальных, и прямой и тонкий нос, очень похожи на экземпляр из Тулузы; с другой стороны, число «дынных долек» в причёске отличается: в Дрездене их четыре, а в Тулузе две; кроме того, голова увенчана «узлом Венеры», а из шиньона выпадают две длинные пряди, но на другом портрете эти детали отсутствуют. Эти важные различия побудили Ж.-Ш. Балти, который провёл эту параллель, сделать вывод, что эти два портрета изображают разных лиц389. Однако следует признать, вслед за З. Кюнцль, что это скорее типологические, чем физиономические различия: за исключением рта, который на дрезденском портрете более тонкий, черты лица идентичны.
Если теперь сравнить эти два портрета с изображениями Антонии Младшей типа Уилтон Хаус (Wilton House), — тип, несомненно, уникальный по своей иконографии, вследствие исключительно долгой жизни знавший множество адаптаций, мотивы которых создают столько же вариантов, — то нельзя не заметить новые различия: из-за с. 359 отсутствия локонов на висках портрет из Безье скорее относится к варианту, который К. Полашек назвала «Простой тип» (Schlichter Typus); однако все экземпляры имеют причёску с волнистыми мягкими локонами, а не с «дынными дольками»; с другой стороны, нигде не встречается отдельная прядь в форме запятой, которая имеется на висках головы из Тулузы; наконец, на ней отсутствует инфула — шерстяная повязка, которую носили жрицы императорского культа.
Тем не менее, несмотря даже на это типологическое несоответствие, черты лица наверняка принадлежат Антонии: сравнение с монетными изображениями свидетельствует о полной идентичности профиля головы из Тулузы и этих выпусков с легендой Antonia Augusta. Именно это поразительное физическое сходство побудило З. Кюнцль счесть эту голову, вместе с головой из Дрездена, портретом Антонии Младшей «вне типа»390, вопреки очевидным методологическим трудностям, которые создаёт такое утверждение. Она объясняет такое исключение из правил официальной иконографии скороспелостью этих двух изображений — действительно, по её мнению, «дынная причёска» характерна для эпохи Августа391, — изображений, созданных в то время, когда ещё не было установлено никакого точного иконографического типа для Антонии, как и для некоторых других женщин из императорской семьи392; это маловероятно, тем более, что из надписей известно о существовании портретов Антонии времён её брака с Друзом Старшим.
С другой стороны, если рассмотреть другие указания, которые даёт портрет из Тулузы, то они предполагают совершенно другую датировку: изображение с покрытой головой (capite velato), отсылающее к жреческим обязанностям, вполне может быть, как считает Ж.-Ш. Балти, символическим эквивалентом инфулы, указывающей на функции жрицы Божественного Августа (sacerdos divi Augusti)393. Тогда портрет из Тулузы был изготовлен после 37 г. н. э., когда Антония, согласно Диону Кассию, получила этот титул, но более вероятно — после 29 г., когда умерла Ливия, первая жрица культа Августа.
Мы подходим к пределам «критики копий» (Kopienkritik): несмотря на множество веских аргументов в пользу идентификации с Антонией (черты лица, покрытая голова, соответствие группе статуй), невозможно уверенно утверждать, что речь идёт именно о ней. Остаётся считать, что отклонения от строгой типологии, наблюдаемые на многих предполагаемых изображениях матери Клавдия, были вызваны последовательными адаптациями иконографического типа, созданного в правление Августа и воспроизводившегося на протяжении более пятидесяти лет.
ПРИМЕЧАНИЯ:
387J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, p. 104. 388Дрезден, Государственные коллекции произведений искусства, инв. № 347. 389J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, p. 106—© 2015 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.