Четыре кампанские плитки со сценами сбора и давки винограда
Терракота.
Конец эпохи Августа.
Инв. № 11.Рим, Галерея Колонна Фото: И. А. Шурыгин

Четыре кампанские плитки со сценами сбора и давки винограда.

Терракота.
Конец эпохи Августа.
Инв. № 11.

Рим, Галерея Колонна.

Происхождение:
Мари­но, вил­ла Квин­та Воко­ния Пол­ли­о­на, 1885—1886 г.

Описание:
№ 11. Четы­ре плит­ки (тип «Кам­па­на») — две со сце­ной сбо­ра вино­гра­да (a, c) и две со сце­ной дав­ки вино­гра­да (b, d).

Тер­ра­ко­та с беле­со­ва­ты­ми про­жил­ка­ми. Высота каж­дой плит­ки 0,36 м; дли­на 0,48 м. Плит­ки 11 a, b и d собра­ны из фраг­мен­тов, на поверх­но­сти име­ют­ся ско­лы; плит­ка 11 c цель­ная, с хоро­шо сох­ра­нив­шей­ся поверх­но­стью (име­ет­ся затер­тость на спине ста­ро­го сати­ра в зве­ри­ной шку­ре).

Про­ис­хож­де­ние: Мари­но, вил­ла Воко­ния Пол­ли­о­на.

Доку­мен­ты, инвен­та­ри и ката­ло­ги: Cat. 1937, n. 11; Decr. MPI 1947, n. 188.

Биб­лио­гра­фия: M. A. RIZZO, Su alcuni nuclei di lastre “Campana” di provenienza nota, in RIA n. s. 23—24, 1976—77, p. 71, note 34 e 35.

Рефе­ренс­ные фото­сним­ки: DAI, 82. 2546; Dipart. Sc. Ant., GC 8 (n. 11c: foto B. Malter).

Ниже сле­ду­ет опи­са­ние пли­ток с вол­ни­стым вер­хом и верх­ним фри­зом с чередую­щи­ми­ся изо­бра­же­ни­я­ми паль­метт и цвет­ков лото­са; в насто­я­щее вре­мя плит­ки вмон­ти­ро­ва­ны в сте­ну непре­рыв­ным рядом.

11 a, c: сце­на сбо­ра вино­гра­да. На ней пред­став­ле­ны два сати­ра, каж­дый опи­ра­ет­ся коле­ном о зем­лю. Они рас­по­ло­же­ны сим­мет­рич­но отно­си­тель­но дре­ва жиз­ни, с кото­ро­го сви­са­ют гроз­дья вино­гра­да, и скла­ды­ва­ют кисти в две кор­зи­ны. Побе­ги лозы с гроз­дья­ми вино­гра­да рас­хо­дят­ся на всю шири­ну плит­ки и обрам­ля­ют коле­но­пре­кло­нен­ные фигу­ры. Левый сатир молод, без боро­ды, с пыш­ной шеве­лю­рой и с вен­ком на голо­ве; его спи­на пок­ры­та зве­ри­ной шку­рой, кон­цы кото­рой свя­за­ны узлом на поя­се. Пра­вый сатир в зре­лом воз­расте, боро­дат, воло­сы собра­ны под вен­ком из листьев, кон­цы зве­ри­ной шку­ры, спус­каю­щей­ся по спине подоб­но ман­тии, свя­за­ны узлом на шее.

Дан­ные плит­ки иден­тич­ны фраг­мен­ти­ро­ван­ным экзем­пля­рам из Museo Nazionale Romano и име­ют общее с ними про­ис­хож­де­ние, посколь­ку изготов­ле­ны в одной и той же фор­ме. Весь­ма веро­ят­но, что они отно­сят­ся к той же груп­пе, что и т. н. «27 тер­ра­ко­то­вых пли­ток, состав­ляв­ших четы­ре фри­за», обна­ру­жен­ных на вил­ле Воко­ния Пол­ли­о­на, часть кото­рых впо­след­ст­вии была рас­про­да­на. Вполне воз­мож­но так­же, что и лувр­ский фраг­мент неиз­вест­но­го про­ис­хож­де­ния мог быть изготов­лен в той же самой фор­ме, что и наши экзем­пля­ры. Ико­но­гра­фи­че­ски и сти­ли­сти­че­ски эти плит­ки мож­но дати­ро­вать эпо­хой Авгу­ста или бли­жай­шим за ней вре­ме­нем. Они, сле­до­ва­тель­но, явля­ют­ся самы­ми древ­ни­ми образ­ца­ми, хотя и были обна­ру­же­ны в более позд­них построй­ках вил­лы Воко­ния Пол­ли­о­на кон­ца I — нача­ла II в. н. э. Мож­но пред­по­ло­жить, что они исполь­зо­ва­лись в деко­ре вил­лы на ран­ней фазе ее исто­рии и впо­след­ст­вии были сло­же­ны в склад­ском поме­ще­нии.

11 b, d: сце­на дав­ки вино­гра­да. Два юных сати­ра давят вино­град, стоя друг напро­тив дру­га. Они обна­же­ны и лишь при­кры­ты зве­ри­ны­ми шку­ра­ми, свя­зан­ны­ми на шее. В опу­щен­ных руках, протя­ну­тых нав­ст­ре­чу, они дер­жат пред­мет, напо­ми­наю­щий венок из вино­град­ных листьев. Сле­ва от цен­траль­ной груп­пы сати­ре­нок в зве­ри­ной шку­ре, играю­щий на двой­ной флей­те, под­нял в тан­це левую ногу. На про­ти­во­по­лож­ной сто­роне ста­рый сатир, лысый и боро­да­тый, в шку­ре, спус­каю­щей­ся с лево­го пле­ча, поста­вил на бед­ро тяже­лую кор­зи­ну, пол­ную вино­гра­да, кото­рую он при­дер­жи­ва­ет обе­и­ми рука­ми и явно гото­вит­ся высы­пать ее в давиль­ню.

Дру­гие экзем­пля­ры из этой мат­ри­цы: фраг­мент в музее Кест­не­ра в Ган­но­ве­ре (про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но), види­мо, при­над­ле­жит к дан­ной груп­пе.

Эти две плит­ки, судя по пла­сти­ке и утон­чен­но­му рисун­ку, отно­сят­ся к тому же вре­ме­ни, что и плит­ки со сце­ной сбо­ра вино­гра­да, и, учи­ты­вая сти­ли­сти­че­ское сход­ство, име­ют общее с ними про­ис­хож­де­ние.

M. G. P.

Литература:
Catalogo della Galleria Colonna in Roma. Sculture. Bramante Editrice, 1990. С. 74—75.

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1990 г. Описание: Catalogo della Galleria Colonna in Roma. Sculture. Bramante Editrice, 1990. С. 74—75.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф греческая мифология mythologia graeca сатир сатиры сатира сатиром сатиров satur saturus терракота глина декор декоративный декоративная декоративное декоративные кампанская плитка кампанские плитки кампанский рельефы табличка таблички кампана облицовочная музыкальный инструмент музыкальные инструменты двойная флейта авлос двойной флейте авлосе tibia tibiae венок corona пальметта пальметка виноград виноградная гроздь винограда uva botrys botrus праздник сбора сбор виндемиалии vindemialia давка отжим лотос цветок лотоса молодой сатиренок старый давильня лоза корзина дерево древо жизни звериная шкура музыкант музыканты флейтист инв № 11