Конец эпохи Августа.Инв. № 11.Рим, Галерея Колонна Фото: И. А. Шурыгин
Четыре кампанские плитки со сценами сбора и давки винограда.
Конец эпохи Августа.
Рим, Галерея Колонна.
Терракота с белесоватыми прожилками. Высота каждой плитки 0,36 м; длина 0,48 м. Плитки 11 a, b и d собраны из фрагментов, на поверхности имеются сколы; плитка 11 c цельная, с хорошо сохранившейся поверхностью (имеется затертость на спине старого сатира в звериной шкуре).
Происхождение: Марино, вилла Вокония Поллиона.
Документы, инвентари и каталоги: Cat. 1937, n. 11; Decr. MPI 1947, n. 188.
Библиография: M. A. RIZZO, Su alcuni nuclei di lastre “Campana” di provenienza nota, in RIA n. s. 23—
Референсные фотоснимки: DAI, 82. 2546; Dipart. Sc. Ant., GC 8 (n. 11c: foto B. Malter).
Ниже следует описание плиток с волнистым верхом и верхним фризом с чередующимися изображениями пальметт и цветков лотоса; в настоящее время плитки вмонтированы в стену непрерывным рядом.
11 a, c: сцена сбора винограда. На ней представлены два сатира, каждый опирается коленом о землю. Они расположены симметрично относительно древа жизни, с которого свисают гроздья винограда, и складывают кисти в две корзины. Побеги лозы с гроздьями винограда расходятся на всю ширину плитки и обрамляют коленопреклоненные фигуры. Левый сатир молод, без бороды, с пышной шевелюрой и с венком на голове; его спина покрыта звериной шкурой, концы которой связаны узлом на поясе. Правый сатир в зрелом возрасте, бородат, волосы собраны под венком из листьев, концы звериной шкуры, спускающейся по спине подобно мантии, связаны узлом на шее.
Данные плитки идентичны фрагментированным экземплярам из Museo Nazionale Romano и имеют общее с ними происхождение, поскольку изготовлены в одной и той же форме. Весьма вероятно, что они относятся к той же группе, что и т. н. «27 терракотовых плиток, составлявших четыре фриза», обнаруженных на вилле Вокония Поллиона, часть которых впоследствии была распродана. Вполне возможно также, что и луврский фрагмент неизвестного происхождения мог быть изготовлен в той же самой форме, что и наши экземпляры. Иконографически и стилистически эти плитки можно датировать эпохой Августа или ближайшим за ней временем. Они, следовательно, являются самыми древними образцами, хотя и были обнаружены в более поздних постройках виллы Вокония Поллиона конца I — начала II в. н. э. Можно предположить, что они использовались в декоре виллы на ранней фазе ее истории и впоследствии были сложены в складском помещении.
11 b, d: сцена давки винограда. Два юных сатира давят виноград, стоя друг напротив друга. Они обнажены и лишь прикрыты звериными шкурами, связанными на шее. В опущенных руках, протянутых навстречу, они держат предмет, напоминающий венок из виноградных листьев. Слева от центральной группы сатиренок в звериной шкуре, играющий на двойной флейте, поднял в танце левую ногу. На противоположной стороне старый сатир, лысый и бородатый, в шкуре, спускающейся с левого плеча, поставил на бедро тяжелую корзину, полную винограда, которую он придерживает обеими руками и явно готовится высыпать ее в давильню.
Другие экземпляры из этой матрицы: фрагмент в музее Кестнера в Ганновере (происхождение неизвестно), видимо, принадлежит к данной группе.
Эти две плитки, судя по пластике и утонченному рисунку, относятся к тому же времени, что и плитки со сценой сбора винограда, и, учитывая стилистическое сходство, имеют общее с ними происхождение.
© 1990 г. Описание: Catalogo della Galleria Colonna in Roma. Sculture. Bramante Editrice, 1990. С. 74—75.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.