Греция. Ок. 330 г. до н. э.Инв. № C 23 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин
Надгробная стела.
Греция. Ок. 330 г. до н. э.
Пиза, Кампосанто.
Греческая надгробная стела из пентелийского мрамора, сохранившаяся частично. Имеет прямоугольную вытянутую форму, обе боковые стороны повреждены, отсутствует голова стоящего персонажа. Значительно повреждена поверхность головы и левой руки сидящей фигуры.
Покойная сидит на фигурной скамье, поврежденной на треть высоты. Она изображена в полуобороте, который подчеркивается расположением нижней части тела и слегка выступающим левым коленом; левой рукой она держит накидку, покрывающую голову — жест, характерный для женщины, вступающей в брак ( фигурирует в древних мифах об иерогамии - вступлении в священный брак Геры). Ее волосы уложены волнами, как это можно видеть на мраморных головах, выполненных последователями Праксителя в конце IV – III в. до н. э. Рядом стоит служанка или родственница с младенцем на руках. Она одета в хитон, на который накинут короткий гиматий; масса элегантных складок хитона, обрамляющих треугольник лона и спускающихся вдоль ног, своим рисунком (ductus) напоминает одеяние Афродиты из Фрежюса (Aphrodite de Frejus).
Экспрессивная патетика, характерная для стел IV в. и особенно второй половины этого века, глубина рельефа и предполагаемое наличие либо карниза либо даже эдикулы (обычные элементы оформления стел, начиная с IV в.), которые впоследствии были сбиты, позволяют датировать данную стелу 330 годом до н. э. Прическа покойной соответствует таковой на стеле из Палайполиса на острове Андро (G. DESPINIS in Antike Plastik VII 1967 p. 81 ss.), которая, однако, относится к более раннему времени, ок. 390 г до н. э. Однако ритм наших фигур, как стоящей, так и сидящей, их очевидная динамичность, а также одеяние стоящей фигуры позволяют нам отнести работу к более позднему времени.
Наиболее близкими аналогами в хронологическом отношении являются надгробные афинские стелы Филина, Мнесистрата и Дамасистрата в форме эдикул, датируемые ок. 330 г. до н. э. (H.K.Susserott. Griechische Plastik des 4 Jahrb. v. Chr. Frankf. a.M. 1938 tavv. 20, 4; 21, 3 p.117 e p. 118 n. 121). Единственной полностью сходной стелой представляется памятник Татои, предположительно, работы Филосмена.
Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 154-155.
Ср. с надгробной стелой из археологического музея в Пирее, датированной тем же временем, где изображена женщина, умершая в родах, в окружении семьи.