Рим. Ок. 270—280 гг. н. э.Инв. № C 14 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг в форме портика с арками.
Рим. Ок. 270—280 гг. н. э.
Пиза, Кампосанто.
Из аббатства Сан Дзено.
Саркофаг без крышки с фронтальным рельефом типа «портик с колоннами». Фронтальная панель выполнена в виде ряда из 5 арок, разделенных витыми колоннами с композитными капителями, стоящими на высоких пьедесталах. В треугольниках, образованных арками и капителями, расположены декоративные элементы: в крайних углах — львы, терзающие оленей; в соседних с ними треугольниках — крылатые маски Горгоны; в центральных треугольниках — кентавры. В каждой арке располагается от одного до четырех персонажей. В крайней левой арке — фигура Диоскура с конем. Он полуобнажен, в развевающейся хламиде; на голове шапочка (pilos). Внизу полулежит мужская фигура, ноги которой драпированы накидкой. В крайней правой арке стоит второй Диоскур с конем; внизу полулежит женская фигура с рогом изобилия. В следующей арке слева (по отношению к зрителю) стоит роскошная женская фигура, высоко подпоясанная, с цилиндрической корзинкой в согнутой левой руке. По ее правую руку внизу видна небольшая фигура девушки (camilla), которая держит на голове блюдо для жертвоприношений. Правее на заднем плане стоит фигура кормилицы. В центральной арке слева (с точки зрения зрителя) расположена мужская фигура в тоге (лицо не сохранилось), которая держит в правой руке правую руку женщины с покрытой головой (velata). Внизу между ними находится маленький Амур с факелом и перевязью; его нижняя часть фрагментирована. В центре вверху расположено бюстовое изображение Юноны — покровительницы брака (Juno Pronuba) с диадемой. В следующей арке виднеется фигура бородатого мужчины в просторной тоге с большим синусом и треугольными складками вокруг пояса. Рядом и позади него стоят два безбородых персонажа, которые прикасаются к нему руками. Внизу справа находится корзинка со свитками (сохранилась фрагментарно).
Боковые (короткие) стороны саркофага. На левой панели низким рельефом изображены: крайний слева — полуобнаженный бородатый виктимарий с топором; перед ним — второй виктимарий, держащий за узду быка, морда которого направлена вперед. На правой панели крупным рельефом изображены фигуры трех юношей (camilli) с густыми пышными шевелюрами; крайний справа держит в опущенных руках патеру и сосуд с длинным узким горлом (guttus); стоящий рядом поднес к груди два свитка; крайний слева руками прижимает к груди таблички. На них высокие сапожки и хламиды с рядами продольных складок (apoptygma). (Точное значение этого слова неизвестно. Müller (1835 г.) считал, что apoptygma — это серия продольных складок на хитоне или пеплосе; очевидно, что автор настоящей статьи придерживается именно такой трактовки. Однако существуют и другие мнения относительно данного элемента греческой одежды. Подробности см.
Сцена, представленная на нашем саркофаге, весьма сходна с таковой на саркофаге в Museo Nazionale Romano (Helbig n. 2150). Однако стоит также упомянуть подобные саркофаги из Арля и Типасы, а также саркофаг из флорентийского баптистерия (Rodenwaldt in «Rom. Mitt.» 38—
Представляет интерес сцена во второй арке слева, где молодая покойная изображена во время акта жертвоприношения; в более позднее время на христианских саркофагах этой сцене соответствовала сцена молитвы; однако данный саркофаг не является христианским.
Сцены на боковых панелях дополняют друг друга. На левой виктимарии, один из них с топором, ведут жертвенного быка; на правой изображены три высоко подпоясанных камилла с прическами, разделенными на пряди, что типично для сцен жертвоприношения (традиция восходит к эпохе Юлиев-Клавдиев), напоминающие камиллов на Траяновой арке в Беневенте.
Саркофаг относится к группе, описанной Matz’ом, который описал один подобный саркофаг в Кордобе, и другой — в ватиканском Бельведере. Относительно Диоскуров следует отметить, что их фигуры олицетворяли вечное единство природы и Вселенной, подобное единству супружеского союза; Диоскуры, согласно Пифагору, олицетворяют также единство двух небесных полусфер, подобное единству близнецов. (Cumont, p. 85).
© 1977 г. Описание: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 142—144.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.