Саркофаг в форме портика с арками
Мрамор.
Рим. Ок. 270—280 гг. н. э.
Инв. № C 14 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг в форме портика с арками.

Мрамор.
Рим. Ок. 270—280 гг. н. э.
Инв. № C 14 est.

Пиза, Кампосанто.

Происхождение:
Из мона­сты­ря Сан-Дзе­но.

Описание:
C 14 est. Выс. 0,94 м; дл. 2,18 м; шир. 0,99 м.

Из аббат­ства Сан Дзе­но.

Сар­ко­фаг без крыш­ки с фрон­таль­ным релье­фом типа «пор­тик с колон­на­ми». Фрон­таль­ная панель выпол­не­на в виде ряда из 5 арок, разде­лен­ных виты­ми колон­на­ми с ком­по­зит­ны­ми капи­те­ля­ми, сто­я­щи­ми на высо­ких пьеде­ста­лах. В тре­уголь­ни­ках, обра­зо­ван­ных арка­ми и капи­те­ля­ми, рас­по­ло­же­ны деко­ра­тив­ные эле­мен­ты: в край­них углах — львы, тер­заю­щие оле­ней; в сосед­них с ними тре­уголь­ни­ках — кры­ла­тые мас­ки Гор­го­ны; в цен­траль­ных тре­уголь­ни­ках — кен­тав­ры. В каж­дой арке рас­по­ла­га­ет­ся от одно­го до четы­рех пер­со­на­жей. В край­ней левой арке — фигу­ра Дио­с­ку­ра с конем. Он полу­об­на­жен, в раз­ве­ваю­щей­ся хла­миде; на голо­ве шапоч­ка (pilos). Вни­зу полу­ле­жит муж­ская фигу­ра, ноги кото­рой дра­пи­ро­ва­ны накид­кой. В край­ней пра­вой арке сто­ит вто­рой Дио­с­кур с конем; вни­зу полу­ле­жит жен­ская фигу­ра с рогом изоби­лия. В сле­дую­щей арке сле­ва (по отно­ше­нию к зри­те­лю) сто­ит рос­кош­ная жен­ская фигу­ра, высо­ко под­по­я­сан­ная, с цилин­дри­че­ской кор­зин­кой в согну­той левой руке. По ее пра­вую руку вни­зу вид­на неболь­шая фигу­ра девуш­ки (camilla), кото­рая дер­жит на голо­ве блюдо для жерт­во­при­но­ше­ний. Пра­вее на зад­нем плане сто­ит фигу­ра кор­ми­ли­цы. В цен­траль­ной арке сле­ва (с точ­ки зре­ния зри­те­ля) рас­по­ло­же­на муж­ская фигу­ра в тоге (лицо не сох­ра­ни­лось), кото­рая дер­жит в пра­вой руке пра­вую руку жен­щи­ны с пок­ры­той голо­вой (velata). Вни­зу меж­ду ними нахо­дит­ся малень­кий Амур с факе­лом и пере­вя­зью; его ниж­няя часть фраг­мен­ти­ро­ва­на. В цен­тре ввер­ху рас­по­ло­же­но бюсто­вое изо­бра­же­ние Юно­ны — пок­ро­ви­тель­ни­цы бра­ка (Juno Pronuba) с диа­де­мой. В сле­дую­щей арке вид­не­ет­ся фигу­ра боро­да­то­го муж­чи­ны в про­стор­ной тоге с боль­шим сину­сом и тре­уголь­ны­ми склад­ка­ми вокруг поя­са. Рядом и поза­ди него сто­ят два без­бо­ро­дых пер­со­на­жа, кото­рые при­ка­са­ют­ся к нему рука­ми. Вни­зу спра­ва нахо­дит­ся кор­зин­ка со свит­ка­ми (сох­ра­ни­лась фраг­мен­тар­но).

Боко­вые (корот­кие) сто­ро­ны сар­ко­фа­га. На левой пане­ли низ­ким релье­фом изо­бра­же­ны: край­ний сле­ва — полу­об­на­жен­ный боро­да­тый вик­ти­ма­рий с топо­ром; перед ним — вто­рой вик­ти­ма­рий, дер­жа­щий за узду быка, мор­да кото­ро­го направ­ле­на впе­ред. На пра­вой пане­ли круп­ным релье­фом изо­бра­же­ны фигу­ры трех юно­шей (camilli) с густы­ми пыш­ны­ми шеве­лю­ра­ми; край­ний спра­ва дер­жит в опу­щен­ных руках пате­ру и сосуд с длин­ным узким гор­лом (guttus); сто­я­щий рядом под­нес к груди два свит­ка; край­ний сле­ва рука­ми при­жи­ма­ет к груди таб­лич­ки. На них высо­кие сапож­ки и хла­миды с ряда­ми про­доль­ных скла­док (apoptygma). (Точ­ное зна­че­ние это­го сло­ва неиз­вест­но. Müller (1835 г.) счи­тал, что apoptygma — это серия про­доль­ных скла­док на хитоне или пеп­ло­се; оче­вид­но, что автор насто­я­щей ста­тьи при­дер­жи­ва­ет­ся имен­но такой трак­тов­ки. Одна­ко суще­ст­ву­ют и дру­гие мне­ния отно­си­тель­но дан­но­го эле­мен­та гре­че­ской одеж­ды. Подроб­но­сти см. M. M. Lee. Problems in Greek Dress Terminology: Kolpos and apoptygma. ZPE 2005, V. 150, pp. 221—224. — И. Ш.).

Сце­на, пред­став­лен­ная на нашем сар­ко­фа­ге, весь­ма сход­на с тако­вой на сар­ко­фа­ге в Museo Nazionale Romano (Helbig n. 2150). Одна­ко сто­ит так­же упо­мя­нуть подоб­ные сар­ко­фа­ги из Арля и Типа­сы, а так­же сар­ко­фаг из фло­рен­тий­ско­го бап­ти­сте­рия (Rodenwaldt in «Rom. Mitt.» 38—39, 1923—1924, p. 13). Наш сар­ко­фаг выпол­нен в тра­ди­ции т. н. «сва­деб­ных сар­ко­фа­гов» сме­шан­но­го типа, посколь­ку в нем (как и в сар­ко­фа­ге Муз) при­сут­ст­ву­ет так­же сце­на жерт­во­при­но­ше­ния. Важ­но, что сце­на dextrarum junctio в нем рас­по­ло­же­на в цен­тре, как и у сар­ко­фа­гов A 17 и 19 int. (в отли­чие от сар­ко­фа­га из Типа­сы, где она поме­ще­на спра­ва). Тща­тель­но­стью и акку­рат­но­стью работа обна­ру­жи­ва­ет выра­жен­ное сход­ство со скульп­ту­рой кон­ца эпо­хи Севе­ров, одна­ко на осно­ва­нии ико­но­гра­фии ее мож­но отне­сти ко вто­рой поло­вине III в., точ­нее, к прав­ле­нию Кари­на и Маг­нии Урби­ки, т. е. к 270—280 гг. н. э.

Пред­став­ля­ет инте­рес сце­на во вто­рой арке сле­ва, где моло­дая покой­ная изо­бра­же­на во вре­мя акта жерт­во­при­но­ше­ния; в более позд­нее вре­мя на хри­сти­ан­ских сар­ко­фа­гах этой сцене соот­вет­ст­во­ва­ла сце­на молит­вы; одна­ко дан­ный сар­ко­фаг не явля­ет­ся хри­сти­ан­ским.

Сце­ны на боко­вых пане­лях допол­ня­ют друг дру­га. На левой вик­ти­ма­рии, один из них с топо­ром, ведут жерт­вен­но­го быка; на пра­вой изо­бра­же­ны три высо­ко под­по­я­сан­ных камил­ла с при­чес­ка­ми, разде­лен­ны­ми на пряди, что типич­но для сцен жерт­во­при­но­ше­ния (тра­ди­ция вос­хо­дит к эпо­хе Юли­ев-Клав­ди­ев), напо­ми­наю­щие камил­лов на Тра­я­но­вой арке в Бене­вен­те.

Сар­ко­фаг отно­сит­ся к груп­пе, опи­сан­ной Matz’ом, кото­рый опи­сал один подоб­ный сар­ко­фаг в Кор­до­бе, и дру­гой — в вати­кан­ском Бель­веде­ре. Отно­си­тель­но Дио­с­ку­ров сле­ду­ет отме­тить, что их фигу­ры оли­це­тво­ря­ли веч­ное един­ство при­ро­ды и Все­лен­ной, подоб­ное един­ству супру­же­ско­го сою­за; Дио­с­ку­ры, соглас­но Пифа­го­ру, оли­це­тво­ря­ют так­же един­ство двух небес­ных полу­сфер, подоб­ное един­ству близ­не­цов. (Cumont, p. 85).


Литература:
Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 142—144.

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1977 г. Описание: Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 142—144.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca romana диоскуры кастор и полидевк поллукс gemini dioscuri castor et pollux богиня юнона юноны dea juno iuno саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мифологический мифологические с мифами мифом миф о свадебный со сценами сценой бракосочетания мрамор портик арки колонны рукопожатие dextrarum junctio iunctio dexiosis инв № c 14 est