Саркофаг с изображениями покойных в окружении Муз в арках (фронтальная панель)
Мрамор.
Рим. Ок. 250 г. н. э.
Инв. № C 22 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг с изображениями покойных в окружении Муз в арках (фронтальная панель).

Мрамор.
Рим. Ок. 250 г. н. э.
Инв. № C 22 est.

Пиза, Кампосанто.

Происхождение:
Из рас­ко­пок восточ­ной части Кам­по­сан­то. Дар Рон­чо­ни.

Описание:
C 22 est.

Высота 1,9 м; дли­на 1,90 м; шири­на 1,52 м. Из рас­ко­пок восточ­ной части Кам­по­сан­то. Дар Рон­чо­ни.

Пря­мо­уголь­ный сар­ко­фаг для двух тел (sarcofago bisomo). Обра­бота­ны три сто­ро­ны. Крыш­ка несет изо­бра­же­ние полу­ле­жа­щей супру­же­ской пары (голо­вы не сох­ра­ни­лись); муж­ская фигу­ра рас­по­ло­же­на кна­ру­жи и спра­ва от жен­ской. Акро­те­рии были пред­став­ле­ны фигур­ка­ми кры­ла­тых гени­ев, от кото­рых оста­лись лишь следы.

На фрон­таль­ной поверх­но­сти нахо­дит­ся пять, а на боко­вых — по две ниши, разде­лен­ные виты­ми колон­на­ми с коринф­ски­ми капи­те­ля­ми. Ниши в фор­ме арок с кон­хо­об­раз­ны­ми абсида­ми в глу­бине укра­ше­ны резь­бой.

В цен­тре фрон­таль­но­го релье­фа сто­ит фигу­ра покой­но­го в позе ора­то­ра. Он име­ет моло­дой вид, одет в тогу с широ­ким сину­сом и пря­мой попе­ре­ч­ной склад­кой. По пра­вую руку от него нахо­дит­ся жен­ская фигу­ра. При­чес­ка харак­тер­на для III века. Протя­ну­тая в сто­ро­ну левая рука отло­ма­на. Ее жест соот­вет­ст­во­вал тако­во­му у муж­ской фигу­ры: оче­вид­но, что покой­ная разде­ля­ла с ним честь нахо­дить­ся в окру­же­нии Муз.

На фрон­таль­ном и боко­вых релье­фах при­сут­ст­ву­ют изо­бра­же­ния семи Муз. Край­няя сле­ва на фрон­таль­ном релье­фе — Клио, пишу­щая в тет­ра­пти­хе, кото­рой она дер­жит в левой руке. Рядом с покой­ным нахо­дит­ся Мель­по­ме­на с боль­шой боро­да­той тра­ги­че­ской мас­кой в левой руке, и пали­цей над бычьей прото­мой в пра­вой (рука сох­ра­ни­лась частич­но, от пали­цы оста­лись следы). Край­няя спра­ва фигу­ра при­над­ле­жит Тер­пси­хо­ре, кото­рая поста­ви­ла левую ногу на под­став­ку, а кифа­ру, сох­ра­нив­шу­ю­ся фраг­мен­тар­но, при­сло­ни­ла к колонне; левая рука повреж­де­на, в пра­вой она дер­жит плектр, кото­рым игра­ет на кифа­ре.

На пра­вой тор­цо­вой пане­ли изо­бра­же­на Эра­то с лирой в левой руке (сох­ра­ни­лись следы) и плек­тром в пра­вой. Рядом с ней сто­ит Кал­лио­па. Ее левая рука, пок­ры­тая хито­ном, согну­та, а левая опу­ще­на вниз.

На левой тор­цо­вой пане­ли без труда узна­ет­ся Ура­ния с небес­ной сфе­рой, кото­рая сто­ит, опер­шись левой рукой о невы­со­кую колон­ну и поло­жив пра­вую на сфе­ру. Фигу­ра рядом с ней обна­ру­жи­ва­ет боль­шое сход­ство с фигу­рой Кал­лио­пы; в левой руке она дер­жит сви­ток, а у пра­вой руки, выхо­дя­щей из скла­док дра­пи­ров­ки, три паль­ца разо­гну­ты, а два сведе­ны вме­сте и согну­ты.

Отсут­ст­ву­ют Музы Эвтер­па, Талия и Полим­ния. Меж­ду арка­ми в углах мож­но видеть Три­то­нов, дую­щих в мор­ские рако­ви­ны, по сто­ро­нам — Сирен, а спе­ре­ди Эротов. Эрот рядом с Клио пишет в дипти­хе; сле­дую­щий в одной руке дер­жит небес­ную сфе­ру, а в дру­гой палоч­ку; сле­дую­щие два изо­бра­же­ны с коми­че­ской и тра­ги­че­ской мас­ка­ми. Попыт­ка заме­нить ими фигу­ры отсут­ст­ву­ю­щих Муз, места кото­рых в нишах зани­ма­ют покой­ные, пред­став­ля­ет­ся тщет­ной. Лес­бий­ский кима­тий над арка­ми укра­шен глу­бо­кой резь­бой; цоколь под рез­ны­ми колон­на­ми про­фи­ли­ро­ван.

Тех­ни­ка испол­не­ния боко­вых релье­фов гру­бо­ва­та, тогда как у фрон­таль­но­го ее уро­вень несколь­ко выше.

Rodenwaldt отнес дан­ный сар­ко­фаг к про­дук­ции мастер­ской в Афро­ди­сиа­де (Кария) и дати­ро­вал его середи­ной III в. н. э. Осно­ва­ни­я­ми для дати­ров­ки яви­лись ико­но­гра­фи­че­ские осо­бен­но­сти лиц супру­гов. Мы пола­га­ем, что сар­ко­фаг был изготов­лен ок. 250 г., подоб­но­го же мне­ния и Fittchen. Wiergartz отно­сит его к груп­пе сар­ко­фа­гов Муз «Афи­ны-Лон­дон», счи­та­ет его более древним, чем сар­ко­фаг из Мел­фи и усмат­ри­ва­ет его типо­ло­ги­че­ское сход­ство с сар­ко­фа­гом Бор­ге­зе с Герак­лом. Одна­ко дати­ров­ку Wiergartz’а под­верг обос­но­ван­ной кри­ти­ке Engemann. Мотив рако­вин (конх) на дан­ном сар­ко­фа­ге поз­во­ля­ет отне­сти его к самым ран­ним образ­цам груп­пы сар­ко­фа­гов из Афро­ди­си­а­ды.


Литература:
Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 152—153.

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1977 г. Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 152—153.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские малая азия asia minor погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca муза музы клио клия musa clio мельпомена мельпомены терпсихора терпсихоры эрот эроты эрос эрота eros саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi musae сирена сирены сирен sirena мифологический мифологические с мифами мифом миф о мрамор арки арка колонны возлежание cline тога тогатус toga contabulata инв № c 22 est