Рим. Ок. 250 г. н. э.Инв. № C 22 est.Пиза, Кампосанто Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг с изображениями покойных в окружении Муз в арках (фронтальная панель).
Рим. Ок. 250 г. н. э.
Пиза, Кампосанто.
Высота 1,9 м; длина 1,90 м; ширина 1,52 м. Из раскопок восточной части Кампосанто. Дар Рончони.
Прямоугольный саркофаг для двух тел (sarcofago bisomo). Обработаны три стороны. Крышка несет изображение полулежащей супружеской пары (головы не сохранились); мужская фигура расположена кнаружи и справа от женской. Акротерии были представлены фигурками крылатых гениев, от которых остались лишь следы.
На фронтальной поверхности находится пять, а на боковых — по две ниши, разделенные витыми колоннами с коринфскими капителями. Ниши в форме арок с конхообразными абсидами в глубине украшены резьбой.
В центре фронтального рельефа стоит фигура покойного в позе оратора. Он имеет молодой вид, одет в тогу с широким синусом и прямой поперечной складкой. По правую руку от него находится женская фигура. Прическа характерна для III века. Протянутая в сторону левая рука отломана. Ее жест соответствовал таковому у мужской фигуры: очевидно, что покойная разделяла с ним честь находиться в окружении Муз.
На фронтальном и боковых рельефах присутствуют изображения семи Муз. Крайняя слева на фронтальном рельефе — Клио, пишущая в тетраптихе, которой она держит в левой руке. Рядом с покойным находится Мельпомена с большой бородатой трагической маской в левой руке, и палицей над бычьей протомой в правой (рука сохранилась частично, от палицы остались следы). Крайняя справа фигура принадлежит Терпсихоре, которая поставила левую ногу на подставку, а кифару, сохранившуюся фрагментарно, прислонила к колонне; левая рука повреждена, в правой она держит плектр, которым играет на кифаре.
На правой торцовой панели изображена Эрато с лирой в левой руке (сохранились следы) и плектром в правой. Рядом с ней стоит Каллиопа. Ее левая рука, покрытая хитоном, согнута, а левая опущена вниз.
На левой торцовой панели без труда узнается Урания с небесной сферой, которая стоит, опершись левой рукой о невысокую колонну и положив правую на сферу. Фигура рядом с ней обнаруживает большое сходство с фигурой Каллиопы; в левой руке она держит свиток, а у правой руки, выходящей из складок драпировки, три пальца разогнуты, а два сведены вместе и согнуты.
Отсутствуют Музы Эвтерпа, Талия и Полимния. Между арками в углах можно видеть Тритонов, дующих в морские раковины, по сторонам — Сирен, а спереди Эротов. Эрот рядом с Клио пишет в диптихе; следующий в одной руке держит небесную сферу, а в другой палочку; следующие два изображены с комической и трагической масками. Попытка заменить ими фигуры отсутствующих Муз, места которых в нишах занимают покойные, представляется тщетной. Лесбийский киматий над арками украшен глубокой резьбой; цоколь под резными колоннами профилирован.
Техника исполнения боковых рельефов грубовата, тогда как у фронтального ее уровень несколько выше.
Rodenwaldt отнес данный саркофаг к продукции мастерской в Афродисиаде (Кария) и датировал его серединой III в. н. э. Основаниями для датировки явились иконографические особенности лиц супругов. Мы полагаем, что саркофаг был изготовлен ок. 250 г., подобного же мнения и Fittchen. Wiergartz относит его к группе саркофагов Муз «Афины-Лондон», считает его более древним, чем саркофаг из Мелфи и усматривает его типологическое сходство с саркофагом Боргезе с Гераклом. Однако датировку Wiergartz’а подверг обоснованной критике Engemann. Мотив раковин (конх) на данном саркофаге позволяет отнести его к самым ранним образцам группы саркофагов из Афродисиады.
© 1977 г. Arias P. E., Gabba E., Cristiani E. Camposanto Monumentale di Pisa. Le Antichità. Pacini Editore, Pisa, 1977. P. 152—153.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.