40—30 гг. до н. э.Инв. № 115.Рим, Галерея Колонна Фото: И. А. Шурыгин
Портрет неизвестного.
40—30 гг. до н. э.
Рим, Галерея Колонна.
№ 54. Мужская портретная голова на античном бюсте от другого портрета
Белый мрамор (голова и бюст).
Высота: общая — 53 см; головы — 27 см; от макушки до подбородка — 24,5 см.
Потертости на поверхности прически и над висками. Нос восстановлен. Трещины на подбородке и в средней части нижней губы заполнены штукатурной смесью. Восстановлены мочки обоих ушей. Рядом с правым ухом имеется широкая трещина, пересекающая шею. Поверхность бюста в хорошей сохранности; на поверхности палудаментума имеется неглубокая длинная трещина, спускающаяся по левому плечу.
Происхождение: неизвестно.
Документы, инвентарные списки и каталоги: инв. оп. 1884, № 115; кат. 1937, № 54; Decr. MPI 1947, № 110. — Fid. № 115.
Бюст в лорике установлен на цоколе современной работы. Палудаментум, заколотый на правом плече фибулой с плоской поверхностью, на левом плече образует ниспадающую складку. Голова соединена с бюстом непосредственно над адамовым яблоком, слегка наклонена вниз и влево. При компактной объемной структуре головы затылок сильно выдается; под тонкой кожей обозначены глубокие впадины височных областей и углубления в костной структуре лица. Глаза маленькие, толстые веки слегка опущены. Спинка носа пересечена глубокой горизонтальной складкой. Тонкие губы сжаты. Мочки ушей сильно отстоят от поверхности головы. Носогубные складки подчеркнуто глубокие, равно как и ямки под выступающими скулами; вместе с тем, складки на лбу едва обозначены. На лбу имеется глубокая залысина, доходящая до верхней части головы; считается, что она обусловлена плохой сохранностью поверхности головы, в результате чего исходную линию роста волос определить затруднительно. Прическа над шеей образуется длинными, довольно густыми прядями, которые в исходном варианте, спускаясь вперед с висков, должны были достигать верха скул.
В типологическом отношении портретный профиль мужчины, возраст которого приближается к почтенному, имеет сходство с т. н. псевдо-Цицероном, известным по трем репликам (в галерее Уффици во Флоренции, глиптотеке Копенгагена и в Национальном музее в Неаполе). Это сходство обнаруживается в строении черепа с выдающимся затылком, форме глаз с толстыми веками, глубоких носогубных складках и профиле подбородка. Vessberg, с мнением которого недавно согласился Fr. Johansen, отнес к этому типу еще две реплики: в Музее Торлониа (Рим) и в Национальном музее Марке (Анкона). В действительности, основания, на которых Vessberg включил в группу бюст из музея Торлониа, оказались весьма спорными, и в настоящее время эта работа трактуется как постантичная реплика. Что же касается его мнения об анконском портрете, как о сходном архетипе, то он относится к классу портретов, широко распространенных в эпоху второго триумвирата («Caesar-Zeitgesicht»), не обладает типологическим и физиономическим сходством с изображением обсуждаемого персонажа, и потому не может считаться его репликой.
К другой типологической линии принадлежит портрет псевдо-Корбулона, известный по копиям, созданным в конце первого века н. э., из числа которых, правда, исключена реплика «Флоренция-Копенгаген», относящаяся к эпохе Августа. Действительно, тип т. н. Корбулона очень близок к портрету Катона младшего, также известному более чем по одной реплике, а их прототипы относятся к 50—
И портреты типа «Флоренция-Копенгаген», и обсуждаемый портрет — обнаруживающий с ними столь выраженное сходство, что считается их производным — относятся к многочисленным, получившим широкое распространение в I в. до н. э. изображениям модели цезарианца с характерными физиономическими чертами и выражением лица. Данный портретный тип быстро приобрел признание на частном уровне в среднем классе вольноотпущенников, выросшем в эпоху Цезаря: см., например, надгробный памятник вольноотпущенников Фонтеев (liberti Fontei) в римском Национальном музее, датируемый концом республиканского периода, или памятник 30 г. до н. э. в Государственном музее Берлина, или сохранивший подобные черты в эпохе Августа, надгробный рельеф Вибия (Vibius) в музее Кьярамонти в Ватикане (имеется в виду портрет мужчины из группового рельефного надгробия семейства Вибиев — И. Ш.). Параллельным примером из общественной сферы могут служить портреты выдающихся мужей (summi viri), на форуме Августа, которым Рим был обязан своим процветанием, среди которых были и прототипы «портрета цезарианца» последних двух десятилетий Республики: об этом свидетельствует сильно поврежденная голова, хранящаяся в антикварии Каза дей Кавальери.
Сходные черты портретного типа «Caesar-Zeitgesicht» и варианта «Firenze-Copenhagen» не служат препятствием для признания физиономической самостоятельности обсуждаемого портрета: например, его рот имеет совершенно иной размер, а мочки ушей — иную форму. Особенно различаются прически: для портретов типа «Флоренция-Копенгаген» характерны мелкие локоны, изображенные низким рельефом, фактически прорисовкой, тогда как у портрета из собрания Колонна локоны длинные, густые, спускаются на шею; из всех, подлежащих сравнению, голова в Копенгагене считается наиболее близкой к типу псевдо-Цицерона.
В заключение следует отметить, что данный экземпляр был создан на этапе эволюции стиля позднереспубликанского портрета, непосредственно предшествовавшем тому, к которому относится голова тогатуса Барберини, чья принадлежность к началу эпохи Августа, вероятно, между 30 и
© 1990 г. Описание: Catalogo della Galleria Colonna in Roma. Sculture. Bramante Editrice, 1990, кат. № 54.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.