Портрет неизвестного
Белый мрамор.
40—30 гг. до н. э.
Инв. № 115.Рим, Галерея Колонна Фото: И. А. Шурыгин

Портрет неизвестного.

Белый мрамор.
40—30 гг. до н. э.
Инв. № 115.

Рим, Галерея Колонна.

Происхождение:
Неиз­вест­но.

Описание:

№ 54. Муж­ская порт­рет­ная голо­ва на антич­ном бюсте от дру­го­го порт­ре­та

Белый мра­мор (голо­ва и бюст).
Высота: общая — 53 см; голо­вы — 27 см; от макуш­ки до под­бо­род­ка — 24,5 см.

Потер­то­сти на поверх­но­сти при­чес­ки и над вис­ка­ми. Нос вос­ста­нов­лен. Тре­щи­ны на под­бо­род­ке и в сред­ней части ниж­ней губы запол­не­ны шту­ка­тур­ной сме­сью. Вос­ста­нов­ле­ны моч­ки обо­их ушей. Рядом с пра­вым ухом име­ет­ся широ­кая тре­щи­на, пере­се­каю­щая шею. Поверх­ность бюста в хоро­шей сохран­но­сти; на поверх­но­сти палуда­мен­ту­ма име­ет­ся неглу­бо­кая длин­ная тре­щи­на, спус­каю­ща­я­ся по лево­му пле­чу.

Про­ис­хож­де­ние: неиз­вест­но.

Доку­мен­ты, инвен­тар­ные спис­ки и ката­ло­ги: инв. оп. 1884, № 115; кат. 1937, № 54; Decr. MPI 1947, № 110. — Fid. № 115.

Бюст в лори­ке уста­нов­лен на цоко­ле совре­мен­ной работы. Палуда­мен­тум, зако­лотый на пра­вом пле­че фибу­лой с плос­кой поверх­но­стью, на левом пле­че обра­зу­ет нис­па­даю­щую склад­ку. Голо­ва соеди­не­на с бюстом непо­сред­ст­вен­но над ада­мо­вым ябло­ком, слег­ка нак­ло­не­на вниз и вле­во. При ком­пакт­ной объ­ем­ной струк­ту­ре голо­вы заты­лок силь­но выда­ет­ся; под тон­кой кожей обо­зна­че­ны глу­бо­кие впа­ди­ны височ­ных обла­стей и углуб­ле­ния в кост­ной струк­ту­ре лица. Гла­за малень­кие, тол­стые веки слег­ка опу­ще­ны. Спин­ка носа пере­се­че­на глу­бо­кой гори­зон­таль­ной склад­кой. Тон­кие губы сжа­ты. Моч­ки ушей силь­но отсто­ят от поверх­но­сти голо­вы. Носо­губ­ные склад­ки под­черк­ну­то глу­бо­кие, рав­но как и ямки под высту­паю­щи­ми ску­ла­ми; вме­сте с тем, склад­ки на лбу едва обо­зна­че­ны. На лбу име­ет­ся глу­бо­кая залы­си­на, дохо­дя­щая до верх­ней части голо­вы; счи­та­ет­ся, что она обу­слов­ле­на пло­хой сохран­но­стью поверх­но­сти голо­вы, в резуль­та­те чего исход­ную линию роста волос опре­де­лить затруд­ни­тель­но. При­чес­ка над шеей обра­зу­ет­ся длин­ны­ми, доволь­но густы­ми прядя­ми, кото­рые в исход­ном вари­ан­те, спус­ка­ясь впе­ред с вис­ков, долж­ны были дости­гать вер­ха скул.

В типо­ло­ги­че­ском отно­ше­нии порт­рет­ный про­филь муж­чи­ны, воз­раст кото­ро­го при­бли­жа­ет­ся к почтен­но­му, име­ет сход­ство с т. н. псев­до-Цице­ро­ном, извест­ным по трем реп­ли­кам (в гале­рее Уффи­ци во Фло­рен­ции, глип­то­те­ке Копен­га­ге­на и в Нацио­наль­ном музее в Неа­по­ле). Это сход­ство обна­ру­жи­ва­ет­ся в стро­е­нии чере­па с выдаю­щим­ся затыл­ком, фор­ме глаз с тол­сты­ми века­ми, глу­бо­ких носо­губ­ных склад­ках и про­фи­ле под­бо­род­ка. Vessberg, с мне­ни­ем кото­ро­го недав­но сог­ла­сил­ся Fr. Johansen, отнес к это­му типу еще две реп­ли­ки: в Музее Тор­ло­ниа (Рим) и в Нацио­наль­ном музее Мар­ке (Анко­на). В дей­ст­ви­тель­но­сти, осно­ва­ния, на кото­рых Vessberg вклю­чил в груп­пу бюст из музея Тор­ло­ниа, ока­за­лись весь­ма спор­ны­ми, и в насто­я­щее вре­мя эта работа трак­ту­ет­ся как постан­тич­ная реп­ли­ка. Что же каса­ет­ся его мне­ния об анкон­ском порт­ре­те, как о сход­ном архе­ти­пе, то он отно­сит­ся к клас­су порт­ре­тов, широ­ко рас­про­стра­нен­ных в эпо­ху вто­ро­го три­ум­ви­ра­та («Caesar-Zeitgesicht»), не обла­да­ет типо­ло­ги­че­ским и физио­но­ми­че­ским сход­ством с изо­бра­же­ни­ем обсуж­дае­мо­го пер­со­на­жа, и пото­му не может счи­тать­ся его реп­ли­кой.

К дру­гой типо­ло­ги­че­ской линии при­над­ле­жит порт­рет псев­до-Кор­бу­ло­на, извест­ный по копи­ям, создан­ным в кон­це пер­во­го века н. э., из чис­ла кото­рых, прав­да, иск­лю­че­на реп­ли­ка «Фло­рен­ция-Копен­га­ген», отно­ся­ща­я­ся к эпо­хе Авгу­ста. Дей­ст­ви­тель­но, тип т. н. Кор­бу­ло­на очень бли­зок к порт­ре­ту Като­на млад­ше­го, так­же извест­но­му более чем по одной реп­ли­ке, а их прото­ти­пы отно­сят­ся к 50—40 гг. до н. э.

И порт­ре­ты типа «Фло­рен­ция-Копен­га­ген», и обсуж­дае­мый порт­рет — обна­ру­жи­ваю­щий с ними столь выра­жен­ное сход­ство, что счи­та­ет­ся их про­из­вод­ным — отно­сят­ся к мно­го­чис­лен­ным, полу­чив­шим широ­кое рас­про­стра­не­ние в I в. до н. э. изо­бра­же­ни­ям моде­ли цеза­ри­ан­ца с харак­тер­ны­ми физио­но­ми­че­ски­ми чер­та­ми и выра­же­ни­ем лица. Дан­ный порт­рет­ный тип быст­ро при­об­рел при­зна­ние на част­ном уровне в сред­нем клас­се воль­ноот­пу­щен­ни­ков, вырос­шем в эпо­ху Цеза­ря: см., напри­мер, над­гроб­ный памят­ник воль­ноот­пу­щен­ни­ков Фон­те­ев (liberti Fontei) в рим­ском Нацио­наль­ном музее, дати­ру­е­мый кон­цом рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да, или памят­ник 30 г. до н. э. в Государ­ст­вен­ном музее Бер­ли­на, или сох­ра­нив­ший подоб­ные чер­ты в эпо­хе Авгу­ста, над­гроб­ный рельеф Вибия (Vibius) в музее Кья­ра­мон­ти в Вати­кане (име­ет­ся в виду порт­рет муж­чи­ны из груп­по­во­го рельеф­но­го над­гро­бия семей­ства Виби­ев — И. Ш.). Парал­лель­ным при­ме­ром из обще­ст­вен­ной сфе­ры могут слу­жить порт­ре­ты выдаю­щих­ся мужей (summi viri), на фору­ме Авгу­ста, кото­рым Рим был обя­зан сво­им про­цве­та­ни­ем, сре­ди кото­рых были и прото­ти­пы «порт­ре­та цеза­ри­ан­ца» послед­них двух деся­ти­ле­тий Рес­пуб­ли­ки: об этом свиде­тель­ст­ву­ет силь­но повреж­ден­ная голо­ва, хра­ня­ща­я­ся в анти­ква­рии Каза дей Кава­лье­ри.

Сход­ные чер­ты порт­рет­но­го типа «Caesar-Zeitgesicht» и вари­ан­та «Firenze-Copenhagen» не слу­жат пре­пят­ст­ви­ем для при­зна­ния физио­но­ми­че­ской само­сто­я­тель­но­сти обсуж­дае­мо­го порт­ре­та: напри­мер, его рот име­ет совер­шен­но иной раз­мер, а моч­ки ушей — иную фор­му. Осо­бен­но раз­ли­ча­ют­ся при­чес­ки: для порт­ре­тов типа «Фло­рен­ция-Копен­га­ген» харак­тер­ны мел­кие локо­ны, изо­бра­жен­ные низ­ким релье­фом, фак­ти­че­ски про­ри­сов­кой, тогда как у порт­ре­та из собра­ния Колон­на локо­ны длин­ные, густые, спус­ка­ют­ся на шею; из всех, под­ле­жа­щих срав­не­нию, голо­ва в Копен­га­гене счи­та­ет­ся наи­бо­лее близ­кой к типу псев­до-Цице­ро­на.

В зак­лю­че­ние сле­ду­ет отме­тить, что дан­ный экзем­пляр был создан на эта­пе эво­лю­ции сти­ля позд­не­рес­пуб­ли­кан­ско­го порт­ре­та, непо­сред­ст­вен­но пред­ше­ст­во­вав­шем тому, к кото­ро­му отно­сит­ся голо­ва тога­ту­са Бар­бе­ри­ни, чья при­над­леж­ность к нача­лу эпо­хи Авгу­ста, веро­ят­но, меж­ду 30 и 20-ми года­ми, под­твер­жда­ет­ся харак­те­ром обра­бот­ки поверх­но­сти лица и лако­нич­но­стью трак­тов­ки объ­е­мов голо­вы. Дати­ров­ка порт­ре­та при­бли­зи­тель­но 40—30 года­ми до н. э. нахо­дит­ся в сог­ла­сии с отне­се­ни­ем типа «Фло­рен­ция-Копен­га­ген» к 50—30 гг. до н. э.

Catalogo della Galleria Colonna in Roma (1990)

Источники:
© 2014 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1990 г. Описание: Catalogo della Galleria Colonna in Roma. Sculture. Bramante Editrice, 1990, кат. № 54.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский неизвестный неизвестного римлянин марк туллий цицерон цицерона marcus tullius cicero скульптура скульптурный sculptura римская римские бюст военный плащ белый мрамор палудаментум paludamentum римлянина застежка фибула fibula так называемый называемая называемого называемой псевдо pseudo № 54 cat 1937 инв 115