Голова мужчины (м. б., портрет Проба)
Мрамор. 270-е гг.Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров

Голова мужчины (м. б., портрет Проба).

Мрамор. 270-е гг.

Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.

Описание:
Пере­ход­ный харак­тер вре­ме­ни прав­ле­ния илли­рий­ских импе­ра­то­ров выра­зил­ся в отсут­ст­вии твер­до уста­но­вив­ше­го­ся типа порт­рет­но­го изо­бра­же­ния. Для боль­шин­ства рим­ских порт­ре­тов харак­те­рен отход от клас­си­ци­зи­ру­ю­щих тен­ден­ций вре­ме­ни Гал­ли­е­на и обра­ще­ние к тра­ди­ци­ям искус­ства пред­ше­ст­ву­ю­щих лет. Образ­цом их слу­жит пре­вос­ход­ная муж­ская голо­ва, хра­ня­ща­я­ся в собра­нии Капи­то­лий­ско­го музея. Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли на осно­ва­нии сход­ства с изо­бра­же­ни­я­ми на моне­тах счи­та­ют ее порт­ре­том импе­ра­то­ра Про­ба. Чет­ко очер­чен­ная, несколь­ко вытя­ну­тая голо­ва пок­ры­та плот­но при­ле­гаю­щи­ми к чере­пу воло­са­ми, разде­лен­ны­ми на мел­кие пряди; такие же, но несколь­ко более живо­пис­но пере­дан­ные пряди обра­зу­ют боро­ду, зак­ры­ваю­щую щеки и под­бо­ро­док. Мел­ки­ми насеч­ка­ми обо­зна­че­ны бро­ви, зате­ня­ю­щие гла­за с чет­ко выре­зан­ны­ми округ­лы­ми зрач­ка­ми, поса­жен­ны­ми под верх­ни­ми века­ми. Нахму­рен­ный лоб и вер­ти­каль­ные склад­ки меж­ду бро­вей при­да­ют это­му суро­во­му и муже­ст­вен­но­му лицу стра­даль­че­ское выра­же­ние, несколь­ко напо­ми­наю­щее тра­ги­че­ский порт­рет Тра­я­на Деция. Скульп­тур­ное пост­ро­е­ние голо­вы, акцен­ти­ро­ва­ние лица свиде­тель­ст­ву­ют о воз­рож­де­нии тра­ди­ций порт­ре­та вто­рой чет­вер­ти III века н. э. с. 88 Имен­но этот порт­рет, харак­те­ри­зу­ю­щий­ся, как пока­за­но в преды­ду­щей гла­ве, стрем­ле­ни­ем к прав­ди­вой пере­да­че обли­ка чело­ве­ка при отка­зе от излиш­ней дета­ли­за­ции и свое­об­раз­ным обоб­щаю­щим реа­лиз­мом, лег в осно­ву даль­ней­ше­го раз­ви­тия позд­не­рим­ско­го порт­ре­та. Эти суро­вые обра­зы, лишен­ные внеш­ней кра­соты клас­си­ци­зи­ру­ю­щих памят­ни­ков, были созвуч­ны этой слож­ной эпо­хе непре­рыв­ных войн и борь­бы за сох­ра­не­ние Рим­ской импе­рии, эпо­хе ста­нов­ле­ния новой дес­по­ти­че­ской вла­сти.

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 87—88, илл. 140.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский скульптура скульптурный sculptura римская римские имперский мрамор бюст император проб инв № s 493