Основание колонны с дионисийскими рельефами (передняя сторона). Сцена собрания богов
Мрамор. Эпоха Северов.Салерно, Кафедральный собор Фото: И. А. Шурыгин

Основание колонны с дионисийскими рельефами (передняя сторона). Сцена собрания богов.

Мрамор. Эпоха Северов.

Салерно, Кафедральный собор.

Описание:
База колон­ны, укра­шен­ная дио­ни­сий­ски­ми сце­на­ми.

Место­на­хож­де­ние: Салер­но, Дуо­мо, север­ная сто­ро­на атрия.

Про­ис­хож­де­ние: пред­по­ло­жи­тель­но, из кафед­раль­но­го собо­ра, где мог­ла исполь­зо­вать­ся в каче­стве чаши для свя­той воды, либо из хра­ма Помо­ны (антич­ный храм, руи­ны кото­ро­го были исполь­зо­ва­ны при стро­и­тель­стве архи­епи­скоп­ско­го двор­ца в Салер­но — И. Ш.).

Место изготов­ле­ния: Кам­па­ния?

Мате­ри­ал: про­кон­нес­ский мра­мор.

Раз­ме­ры: выс. 0,76 м; дл. 0,65 м; шир. 0,76 м.

Сохран­ность: поверх­ность сох­ра­ни­лась фраг­мен­тар­но. Высту­паю­щие углы верх­не­го и ниж­не­го цоко­лей отби­ты. Декор кар­ни­зов частич­но стерт. Фигу­ры с повреж­де­ни­я­ми, лица отсут­ст­ву­ют. На верх­ней сто­роне рез­цом была созда­на ворон­ко­об­раз­ная полость; на зад­ней поверх­но­сти име­ет­ся канал для под­во­да и отвер­стие сли­ва воды.

Опи­са­ние: пря­мо­уголь­ной фор­мы осно­ва­ние колон­ны, с трех сто­рон укра­шен­ное дио­ни­сий­ски­ми сце­на­ми. Свер­ху и сни­зу база огра­ни­че­на высту­паю­щи­ми цоко­ля­ми; обло­мы оформ­ле­ны глад­ки­ми полоч­ка­ми, лес­бий­ским кима­ти­ем и аст­ра­га­лом с деко­ра­тив­ны­ми эле­мен­та­ми в фор­ме вере­тен (фуза­рол). Три релье­фа с фигу­ра­ми обрам­ле­ны кар­ни­за­ми с деко­ром в виде жем­чу­жин.

На глав­ной сто­роне пред­став­ле­на сце­на собра­ния богов. Спра­ва изо­бра­же­на в три чет­вер­ти сидя­щая на троне муж­ская боро­да­тая фигу­ра с пок­ры­той голо­вой (capite velato). Она обла­че­на в длин­ные одеж­ды с бога­той дра­пи­ров­кой и палуда­мен­тум. Рядом сто­ит оде­тая жен­ская фигу­ра, дер­жа­щая в пра­вой руке некий пред­мет (коро­ну?). За ней сле­ду­ет фигу­ра обна­жен­но­го муж­чи­ны, с лево­го пле­ча кото­ро­го сви­са­ет льви­ная шку­ра. Сле­ва от него изо­бра­же­на пиния, рядом с кото­рой сто­ит жен­ская фигу­ра в бога­той дра­пи­ров­ке. У ее ног лежит пред­мет, пред­по­ло­жи­тель­но, кор­зи­на (циста) для мисте­рий.


На боко­вых сто­ро­нах пред­став­ле­ны сце­ны из дио­ни­сий­ско­го цик­ла. На левой пане­ли изо­бра­же­на сце­на вин­де­ми­а­лий, дей­ст­ву­ю­щи­ми лица­ми кото­рой явля­ют­ся сати­ры-сбор­щи­ки вино­гра­да: трое из них гото­вят­ся давить в чане вино­град, сок кото­ро­го будет сте­кать в сосуд, сто­я­щий перед чаном. Еще один сатир, сто­я­щий на при­став­ной лест­ни­це, соби­ра­ет вино­град­ные гроз­дья, дру­гой взби­ра­ет­ся на дере­во, и еще один сто­ит на зем­ле. На зад­нем плане вид­не­ет­ся дре­во жиз­ни с пыш­ной лист­вой.

Пра­вая панель содер­жит сце­ну тиа­за. Про­цес­сию воз­глав­ля­ет мена­да, изо­бра­жен­ная в про­филь, кото­рая идет, запро­ки­нув голо­ву и под­няв руку. За ней сле­ду­ет кен­тавр с малень­ким аму­ром на спине, а на зад­нем плане вид­не­ет­ся пля­шу­щая мена­да. Шест­вие завер­ша­ет вто­рой кен­тавр с под­ня­той рукой, изо­бра­жен­ный в про­филь (пока­за­на толь­ко поло­ви­на его фигу­ры).

Обсуж­де­ние. Guglielmi счи­тал, что глав­ная сце­на посвя­ще­на воз­вра­ще­нию Про­зер­пи­ны от мате­ри, тогда как жан­ро­вые сцен­ки на боко­вых сто­ро­нах выра­жа­ют радость по пово­ду ее воз­вра­ще­ния. В 1934 г. было уста­нов­ле­но, что тыль­ная сто­ро­на не несет релье­фа, на ней име­ет­ся лишь отвер­стие для слив­ной тру­бы. Мест­ные иссле­до­ва­те­ли тра­ди­ци­он­но счи­та­ли, что дан­ное осно­ва­ние явля­лось алта­рем из т. н. «хра­ма Помо­ны», мест­но­го кам­пан­ско­го боже­ства, кото­ро­му, соглас­но ста­рин­ным источ­ни­кам, в горо­де был посвя­щен храм. Дан­ный пред­мет отно­сит­ся к груп­пе осно­ва­ний пря­мо­уголь­ной, круг­лой и, в одном слу­чае, окта­го­наль­ной фор­мы, укра­шен­ных дио­ни­сий­ски­ми сце­на­ми, кото­рые слу­жи­ли база­ми колонн, в основ­ном, в эпо­ху Севе­ров. Эти экзем­пля­ры, деко­ри­ро­ван­ные с двух, трех или четы­рех сто­рон, име­ют типо­ло­ги­че­ское сход­ство с квад­рат­ны­ми плит­ка­ми (quadretto) с обрам­ле­ни­ем и высту­паю­щи­ми верх­ним и ниж­ним цоко­ля­ми, на кото­рых изо­бра­жа­лись дио­ни­сий­ские про­цес­сии с мена­да­ми и сати­ра­ми, сце­ны празд­ни­ка сбо­ра вино­гра­да или подви­ги Герак­ла. Образ­цы, хра­ня­щи­е­ся в основ­ном в рим­ских музе­ях, могут быть сгруп­пи­ро­ва­ны по изо­бра­жен­ным на них сце­нам и по типам кар­ни­зов. Четы­ре экзем­пля­ра — в гале­рее Кья­ра­мон­ти, в церк­ви S. Maria dell’Anima, в Бостоне и в извест­ной кол­лек­ции в Поц­цо — три сто­ро­ны кото­рых обрам­ле­ны кар­ни­зом с аст­ра­га­лом и обра­зу­ю­щи­ми вер­ти­каль листья­ми акан­та, несут изо­бра­же­ния пля­шу­щих менад и сати­ров. Экзем­пляр округ­лой фор­мы с дио­ни­сий­ски­ми сце­на­ми нахо­дит­ся в Пари­же, в Лув­ре. Дру­гая груп­па хра­нит­ся на вил­ле Аль­ба­ни. Сюже­ты те же, но кар­ни­зы с аст­ра­га­ла­ми и жем­чу­жи­на­ми (в этом слу­чае, рас­по­ло­жен­ны­ми сна­ру­жи), листья­ми акан­та и сти­ли­зо­ван­ной лозой отли­ча­ют­ся от тако­вых в преды­ду­щей груп­пе. Один экзем­пляр из этой груп­пы обна­ру­жи­ва­ет сход­ство с нашим, посколь­ку содер­жит точ­но такую же сце­ну дав­ки вино­гра­да в чане; этот мотив был широ­ко рас­про­стра­нен в рим­ском искус­стве, и осо­бен­но часто встре­ча­ет­ся на сар­ко­фа­гах середи­ны II в. н. э. Одна и та же ико­но­гра­фи­че­ская схе­ма вин­де­ми­а­лий — сбор, пере­нос­ка и дав­ка вино­гра­да — исполь­зо­ва­на на несколь­ких сар­ко­фа­гах, хра­ня­щих­ся в Риме, из кото­рых один нахо­дит­ся в палац­цо Вене­ция, дру­гой, пред­став­ля­ю­щий собой фраг­мент крыш­ки, хра­нит­ся в Нацио­наль­ном рим­ском музее, два кам­пан­ских экзем­пля­ра — в Капуе и Теа­но; извест­ны так­же четы­ре лено­са со сце­на­ми дав­ки вино­гра­да. Три осно­ва­ния колонн с ины­ми ико­но­гра­фи­че­ски­ми моти­ва­ми выстав­ле­ны во двор­це Кон­сер­ва­то­ров; с трех сто­рон они име­ют кар­ни­зы — верх­ний из листьев акан­та, а ниж­ний, сход­ный с нашим, — с лес­бий­ским кима­ти­ем. Дру­гой экзем­пляр в Капи­то­лий­ских музе­ях несет изо­бра­же­ние подви­гов Герак­ла, и еще один, най­ден­ный в ходе пап­ских рас­ко­пок в севе­ри­ан­ской зоне рим­ско­го фору­ма и хра­ня­щий­ся ныне в Пала­тин­ском музее, содер­жит сце­ну мифа о Герак­ле и Авге. В музе­ях Вати­ка­на име­ют­ся два экзем­пля­ра круг­лой фор­мы с нилот­ски­ми сце­на­ми еги­пет­ско­го куль­та.

Мотив жем­чу­жин, укра­шаю­щих фигур­ный кар­низ, встре­ча­ет­ся на еще лишь одном экзем­пля­ре с дио­ни­сий­ски­ми сце­на­ми, кото­рый нахо­дит­ся под базой колон­ны в атрии Дуо­мо, но, к сожа­ле­нию, во фраг­мен­ти­ро­ван­ном виде. Он обна­ру­жи­ва­ет сти­ли­сти­че­ское сход­ство с нашим в том, что каса­ет­ся исполь­зо­ва­ния бура­ва, кото­рым выпол­не­ны малень­кие углуб­ле­ния в кима­тии, а так­же дра­пи­ров­ки фигур.

Раз­но­род­ность всех этих экзем­пля­ров как по фор­ме (хотя у боль­шин­ства она пря­мо­уголь­ная), так и по деко­ру, при том, что все они отно­сят­ся к одно­му пери­о­ду, а имен­но, к эпо­хе Севе­ров, тем не менее, свиде­тель­ст­ву­ет об общей прак­ти­ке при­ме­не­ния мону­мен­таль­ных осно­ва­ний, бога­тые укра­ше­ния кото­рых име­ли сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, в каче­стве осно­ва­ний для колонн внут­ри неко­то­рых город­ских зда­ний, веро­ят­но, имев­ших отно­ше­ние к отправ­ле­нию рели­ги­оз­ных куль­тов.

Дати­ров­ка: конец II в. н. э.

Биб­лио­гра­фия:

STAIBANO 1871, p. 22 s.; GUGLIELMI 1885, pp. 17—19; M. de Angelis, Un tempio ed un’ara, ASPS, 1924, pp. 114—116; CAPONE, II, 1929, pp. 35—37; DE ANGELIS 1937, pp. 38—41; BRACCO 1979, pp. 83—84; DRÄGER 1994, pp. 169 s. tav. 102, 1—3; catalogo BAAAS, scheda n. 17, 1997 (A. Feola).

Angela Palmentieri

Литература:
Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, с. 245—247.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2010 г. Описание: Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, с. 245—247.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф греческая мифология mythologia graeca romana геракл геракла гераклом богиня персефона персефоны dea persephone kore kora core бог плутон плутона deus pluto pluton dis pater геркулес геркулеса геркулесом hercules прозерпина просерпина прозерпины proserpina proserpine мрамор база основание колонны дионисийские сцены собрание богов храм помоны помона аид гадес под покрывалом с покрытой головой capite velato веретено фузарола fusarola лист листья аканфа аканф лесбийский киматий дерево пиния pinus pinea корзина циста киста cista