
Основание колонны с дионисийскими рельефами (передняя сторона). Сцена собрания богов.
Салерно, Кафедральный собор.
Местонахождение: Салерно, Дуомо, северная сторона атрия.
Происхождение: предположительно, из кафедрального собора, где могла использоваться в качестве чаши для святой воды, либо из храма Помоны (античный храм, руины которого были использованы при строительстве архиепископского дворца в Салерно —
Место изготовления: Кампания?
Материал: проконнесский мрамор.
Размеры: выс. 0,76 м; дл. 0,65 м; шир. 0,76 м.
Сохранность: поверхность сохранилась фрагментарно. Выступающие углы верхнего и нижнего цоколей отбиты. Декор карнизов частично стерт. Фигуры с повреждениями, лица отсутствуют. На верхней стороне резцом была создана воронкообразная полость; на задней поверхности имеется канал для подвода и отверстие слива воды.
Описание: прямоугольной формы основание колонны, с трех сторон украшенное дионисийскими сценами. Сверху и снизу база ограничена выступающими цоколями; обломы оформлены гладкими полочками, лесбийским киматием и астрагалом с декоративными элементами в форме веретен (фузарол). Три рельефа с фигурами обрамлены карнизами с декором в виде жемчужин.
На главной стороне представлена сцена собрания богов. Справа изображена в три четверти сидящая на троне мужская бородатая фигура с покрытой головой (capite velato). Она облачена в длинные одежды с богатой драпировкой и палудаментум. Рядом стоит одетая женская фигура, держащая в правой руке некий предмет (корону?). За ней следует фигура обнаженного мужчины, с левого плеча которого свисает львиная шкура. Слева от него изображена пиния, рядом с которой стоит женская фигура в богатой драпировке. У ее ног лежит предмет, предположительно, корзина (циста) для мистерий.
![]() |
![]() |
На боковых сторонах представлены сцены из дионисийского цикла. На левой панели изображена сцена виндемиалий, действующими лицами которой являются сатиры-сборщики винограда: трое из них готовятся давить в чане виноград, сок которого будет стекать в сосуд, стоящий перед чаном. Еще один сатир, стоящий на приставной лестнице, собирает виноградные гроздья, другой взбирается на дерево, и еще один стоит на земле. На заднем плане виднеется древо жизни с пышной листвой.
Правая панель содержит сцену тиаза. Процессию возглавляет менада, изображенная в профиль, которая идет, запрокинув голову и подняв руку. За ней следует кентавр с маленьким амуром на спине, а на заднем плане виднеется пляшущая менада. Шествие завершает второй кентавр с поднятой рукой, изображенный в профиль (показана только половина его фигуры).
Обсуждение. Guglielmi считал, что главная сцена посвящена возвращению Прозерпины от матери, тогда как жанровые сценки на боковых сторонах выражают радость по поводу ее возвращения. В 1934 г. было установлено, что тыльная сторона не несет рельефа, на ней имеется лишь отверстие для сливной трубы. Местные исследователи традиционно считали, что данное основание являлось алтарем из т. н. «храма Помоны», местного кампанского божества, которому, согласно старинным источникам, в городе был посвящен храм. Данный предмет относится к группе оснований прямоугольной, круглой и, в одном случае, октагональной формы, украшенных дионисийскими сценами, которые служили базами колонн, в основном, в эпоху Северов. Эти экземпляры, декорированные с двух, трех или четырех сторон, имеют типологическое сходство с квадратными плитками (quadretto) с обрамлением и выступающими верхним и нижним цоколями, на которых изображались дионисийские процессии с менадами и сатирами, сцены праздника сбора винограда или подвиги Геракла. Образцы, хранящиеся в основном в римских музеях, могут быть сгруппированы по изображенным на них сценам и по типам карнизов. Четыре экземпляра — в галерее Кьярамонти, в церкви S. Maria dell’Anima, в Бостоне и в известной коллекции в Поццо — три стороны которых обрамлены карнизом с астрагалом и образующими вертикаль листьями аканта, несут изображения пляшущих менад и сатиров. Экземпляр округлой формы с дионисийскими сценами находится в Париже, в Лувре. Другая группа хранится на вилле Альбани. Сюжеты те же, но карнизы с астрагалами и жемчужинами (в этом случае, расположенными снаружи), листьями аканта и стилизованной лозой отличаются от таковых в предыдущей группе. Один экземпляр из этой группы обнаруживает сходство с нашим, поскольку содержит точно такую же сцену давки винограда в чане; этот мотив был широко распространен в римском искусстве, и особенно часто встречается на саркофагах середины II в. н. э. Одна и та же иконографическая схема виндемиалий — сбор, переноска и давка винограда — использована на нескольких саркофагах, хранящихся в Риме, из которых один находится в палаццо Венеция, другой, представляющий собой фрагмент крышки, хранится в Национальном римском музее, два кампанских экземпляра — в Капуе и Теано; известны также четыре леноса со сценами давки винограда. Три основания колонн с иными иконографическими мотивами выставлены во дворце Консерваторов; с трех сторон они имеют карнизы — верхний из листьев аканта, а нижний, сходный с нашим, — с лесбийским киматием. Другой экземпляр в Капитолийских музеях несет изображение подвигов Геракла, и еще один, найденный в ходе папских раскопок в северианской зоне римского форума и хранящийся ныне в Палатинском музее, содержит сцену мифа о Геракле и Авге. В музеях Ватикана имеются два экземпляра круглой формы с нилотскими сценами египетского культа.
Мотив жемчужин, украшающих фигурный карниз, встречается на еще лишь одном экземпляре с дионисийскими сценами, который находится под базой колонны в атрии Дуомо, но, к сожалению, во фрагментированном виде. Он обнаруживает стилистическое сходство с нашим в том, что касается использования бурава, которым выполнены маленькие углубления в киматии, а также драпировки фигур.
Разнородность всех этих экземпляров как по форме (хотя у большинства она прямоугольная), так и по декору, при том, что все они относятся к одному периоду, а именно, к эпохе Северов, тем не менее, свидетельствует об общей практике применения монументальных оснований, богатые украшения которых имели символическое значение, в качестве оснований для колонн внутри некоторых городских зданий, вероятно, имевших отношение к отправлению религиозных культов.
Датировка: конец II в. н. э.
Библиография:
STAIBANO 1871, p. 22 s.; GUGLIELMI 1885, pp. 17—
© 2010 г. Описание: Angela Palmentieri. Civitates Spoliatae. Recupero e riuso dell’antico in Campania tra l’eta post-classica e il medioevo (IV—XV sec.). 2009/2010, с. 245—247.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.