Колоссальный портрет Августа. Тип «Ла Алькудия» / «Прима Порта» (?)
Мрамор.
41—54 гг. н. э.?
Общая высота 37,5 см, высота головы 34,5 см.
Инв. № 30. 123.Тулуза, Музей Сен-Реймон

Колоссальный портрет Августа. Тип «Ла Алькудия» / «Прима Порта» (?)

Мрамор.
41—54 гг. н. э.?
Общая высота 37,5 см, высота головы 34,5 см.
Инв. № 30. 123.

Тулуза, Музей Сен-Реймон.

Происхождение:
Най­ден в Озе.

Описание:

15. Порт­рет Авгу­ста

Тип «Ла Аль­кудия» / «При­ма Пор­та» (?), посмерт­ная реп­ли­ка: прав­ле­ние Клав­дия (?)
Рис. 14.

Тулу­за, музей Сен-Рей­мон, инв. № 30. 123.
Колос­саль­ная голо­ва.
Ита­лий­ский мра­мор соглас­но Э. Эспе­ран­дье, пире­ней­ский мра­мор соглас­но Д. Край­кен­бо­му.

Обна­ру­же­на в Озе47.

Раз­ме­ры: общая высота 37,5 см; высота голо­вы 34,5 см; высота лица 25 см; шири­на 31 см; тол­щи­на 33,5 см.

Рестав­ра­ции: следы дере­став­ра­ции носа и под­бо­род­ка: 9 круг­лых углуб­ле­ний.

Биб­лио­гра­фия: A. Du Mège, 1835, n° 193; J. J. Bernoulli, II 1, p. 337 n° 28; L. Joulin, 1901, p. 115, 331, fig. 259B pl. 16 (Август или Клав­дий); Espérandieu, II, 955 = 104948 (Август или Клав­дий?); H. Rachou, 1912, n° 73c p. 48; M. Stuart, 1938, p. 81 (не Клав­дий); H. Schoppa, 1957, p. 49 fig. 19; H. Drerup, 1971, p. 144 n. 23 (пожи­лой Август); K. Vierneisel — P. Zanker, 1979, p. 71, pl. VI-5, p. 117 (Август, прав­ле­ние Клав­дия); E Salviat — D. Terrer, 1980a, p. 23; U. Hausmann, 1981, p. 583 n. 260 n° 11, p. 584, pl. 19 fig. 37 (Август, прав­ле­ние Тибе­рия); F. Braemer, 1982, p. 165; N. Dumont, 1987, p. 138—141; K. Fittschen — P. Zanker, 1985, p. 3 n° 2 n. 5; D. Kreikenbom, 1992, p. 170 n. 1, n° III-30 p. 174—175; D. Boschung, 1993a, n° 29 p. 121—122, pl. 18, 4—5—19, Beilage 2 fig. 21; D. Cazes, Lattes, 1994, n° 28 p. 191—192, fig. 28a-b p. 195 (Август); D. Cazes, 2003 (Август, тип «При­ма Пор­та»).

с. 211 Сохран­ность: Голо­ва отби­та в нача­ле шеи; отсут­ст­ву­ют нос, под­бо­ро­док, край пра­во­го уха; на лбу и левой щеке отско­чи­ли кус­ки мра­мо­ра. Име­ют­ся ско­лы в раз­ных частях лица, но воло­сы нетро­ну­ты.

Макуш­ка выров­не­на и содер­жит боль­шое углуб­ле­ние почти пря­мо­уголь­ной фор­мы, кото­рое, веро­ят­но, пред­на­зна­ча­лось для креп­ле­ния отдель­ной части49.

Опи­са­ние: изо­бра­же­ние совер­шен­но фрон­таль­ное: невоз­мож­но рас­по­знать ника­ко­го пово­рота голо­вы. Лицо выра­зи­тель­ное: гла­за очень боль­шие, рот силь­но под­чёрк­нут склад­ка­ми; лоб пере­се­чён дву­мя глу­бо­ки­ми мор­щи­на­ми, а бро­ви слег­ка нахму­ре­ны. В лице доволь­но замет­на асим­мет­рия: в част­но­сти, гла­за рас­по­ло­же­ны на раз­ной высо­те. В ниж­ней части лица плоть обвис­шая, что осо­бен­но замет­но в про­филь.

Пряди волос выре­за­ны акку­рат­но: замет­но при­стра­стие скуль­п­то­ра к дета­лям. Каж­дый воло­сок чёл­ки и височ­ных прядей вычер­чен рез­цом; свер­ло исполь­зо­ва­лось очень огра­ни­чен­но, стиль рез­кий. Зад­няя часть голо­вы изготов­ле­на дале­ко не так акку­рат­но: пряди здесь едва наме­че­ны. С пра­вой сто­ро­ны порт­ре­та, види­мо, наблюда­ет­ся боль­ше при­зна­ков неза­вер­шён­но­сти. Кро­ме того, рельеф лица твёр­дый, но доста­точ­но тяже­ло­вес­ный и в целом содер­жит ряд оплош­но­стей: асим­мет­рия глаз, небреж­но выпол­нен­ные мор­щи­ны на лбу, уши, пло­хо отде­лён­ные от мас­сы волос и тоже очень асим­мет­рич­ные, слиш­ком силь­но выра­жен­ная височ­ная впа­ди­на сле­ва, чрез­мер­ный объ­ём волос на левом вис­ке. Мож­но отне­сти их на счёт «про­вин­ци­аль­ной» работы, как посту­па­ет Д. Край­кен­бом50; в конеч­ном счё­те, это, по всей веро­ят­но­сти, порт­рет, вышед­ший из мест­ной мастер­ской51, но сле­ду­ет так­же иметь в виду, что неко­то­рые осо­бен­но­сти, напри­мер, под­чёрк­ну­тый раз­мер глаз, могут опре­де­лять­ся колос­саль­ным раз­ме­ром скульп­ту­ры.

Ком­мен­та­рий: Этот порт­рет изо­бра­жа­ет импе­ра­то­ра Авгу­ста: несмот­ря на общее сход­ство с порт­ре­та­ми само­го рас­про­стра­нён­но­го в его ико­но­гра­фии типа — типа «При­ма Пор­та», основ­ные моти­вы кото­ро­го он вос­про­из­во­дит («вил­ка» над внут­рен­ним углом лево­го гла­за, боль­шая «клеш­ня» в пра­вой части лба), — дан­ный порт­рет име­ет важ­ные отли­чия от дру­гих реплик это­го типа и, кро­ме того, повто­ря­ет рас­по­ло­же­ние прядей типа «Ла Аль­кудия» в том смыс­ле, что после­до­ва­тель­ность «клеш­ня — вил­ка» не явля­ет­ся непре­рыв­ной: дей­ст­ви­тель­но, посреди лба меж­ду эти­ми дву­мя моти­ва­ми рас­по­ло­же­на прядь, зачё­сан­ная впра­во. Одна­ко, как отме­тил Д. Бошунг, пряди на пра­вом вис­ке соот­вет­ст­ву­ют про­об­ра­зу (Urbild) типа «При­ма Пор­та»; поэто­му дан­ный порт­рет, види­мо, пред­став­ля­ет собой очень сво­бод­ную адап­та­цию, в кото­рой сме­ша­ны два после­до­ва­тель­ных типа ико­но­гра­фии импе­ра­то­ра (Klitterung), и, воз­мож­но, это реп­ли­ка типа «Ла Аль­кудия», испы­тав­шая вли­я­ние типа «При­ма Пор­та».

Сама физио­но­мия уди­ви­тель­на: под­чёрк­ну­тые гла­за, осо­бен­но мяси­стая ниж­няя губа, широ­кое лицо, чер­ты кото­ро­го силь­но отли­ча­ют­ся от тех, что пере­да­ны на дру­гих порт­ре­тах Авгу­ста; одна­ко иден­ти­фи­ка­ция гаран­ти­ро­ва­на типо­ло­ги­ей и колос­саль­ным раз­ме­ром про­из­веде­ния. Образ пора­жа­ет сво­ей иск­лю­чи­тель­ной мощью и выра­зи­тель­но­стью.

Нали­чие мор­щин и моде­ли­ро­ва­ние пло­ти, види­мо, ука­зы­ва­ют на пожи­лой воз­раст импе­ра­то­ра, что побуди­ло У. Хау­сма­на гово­рить о «кельт­ском реа­лиз­ме» это­го изо­бра­же­ния; Д. Край­кен­бом, со сво­ей сто­ро­ны, при­пи­сы­ва­ет эти осо­бен­но­сти оплош­но­сти с. 212 скуль­п­то­ров52 и пред­ла­га­ет видеть здесь посмерт­ное изо­бра­же­ние эпо­хи Клав­дия, на осно­ва­нии неко­то­рой мяг­ко­сти черт лица, кото­рая несколь­ко напо­ми­на­ет порт­ре­ты это­го импе­ра­то­ра: таким обра­зом, это может быть есте­ствен­ное явле­ние упо­доб­ле­ния (Angleichung). На самом деле, изо­бра­же­ние очень похо­же на порт­рет Клав­дия из Сузы (кат. № 245); таким обра­зом, я при­со­еди­ня­юсь к мне­нию Д. Край­кен­бо­ма, посколь­ку нет ника­ких решаю­щих при­зна­ков, ука­зы­ваю­щих на реаль­ное сход­ство с порт­ре­та­ми Тибе­рия, кото­рое усмат­ри­ва­ет Д. Бошунг.

Д. Край­кен­бон пред­ла­га­ет так­же «сти­ли­сти­че­ское» сопо­став­ле­ние с порт­ре­том Агрип­пы Посту­ма из Нар­бон­ны (кат. № 150): дей­ст­ви­тель­но, меж­ду дву­мя эти­ми изо­бра­же­ни­я­ми суще­ст­ву­ет реаль­ное сход­ство, но оно отно­сит­ся в основ­ном к осо­бен­но­стям выдел­ки: напри­мер, в них обна­ру­жи­ва­ет­ся один и тот же при­ём очер­чи­ва­ния кон­ту­ра прядей более глу­бо­ки­ми штри­ха­ми рез­ца, преж­де чем более точ­но отме­чать шап­ку волос, кото­рую они состав­ля­ют; слёз­ную точ­ку в обо­их слу­ча­ях изо­бра­жа­ет доволь­но глу­бо­кое отвер­стие. Но наи­бо­лее харак­тер­ны­ми для одной и той же «мане­ры» явля­ют­ся здесь кон­цы височ­ных прядей, осо­бен­но заост­рён­ные. Одна­ко не сле­ду­ет скры­вать неко­то­рые мел­кие раз­ли­чия, осо­бен­но то, что объ­ём волос гораздо зна­чи­тель­нее на порт­ре­те из Нар­бон­ны, а испол­не­ние релье­фа лица здесь более мяг­кое.

ПРИМЕЧАНИЯ:

47См.: D. Cazes, 2003; J.-Ch. Balty — D. Cazes, 2005.

48Э. Эспе­ран­дье два­жды опуб­ли­ко­вал один и тот же порт­рет, ука­зав два раз­ных про­ис­хож­де­ния: Шира­ган и Ош.

49О том, что это за отдель­ная часть, см.: D. Cazes, 2003.

50Д. Край­кен­бом (D. Kreikenbom, 1992, p. 174) харак­те­ри­зу­ет это про­из­веде­ние как «мас­сив­ную руч­ную работу» (handwerklich mässige Arbeit).

51Тако­го мне­ния при­дер­жи­ва­ет­ся так­же Д. Бошунг (D. Boschung, 1993a, p. 121): «эту голо­ву мож­но счи­тать про­из­веде­ни­ем про­вин­ци­аль­но­го скуль­п­то­ра» (der Kopf darf als Werk eines provinziellen Bildhauers gelten).

52Ibid., p. 175: «Вопрос о том, сле­ду­ет ли в этом про­ти­во­ре­чи­вом лице усмат­ри­вать “кельт­ский реа­лизм” или, ско­рее, бес­си­лие мест­но­го скуль­п­то­ра, оста­ёт­ся откры­тым» (ob in dem widersprüchlichen Gesicht ‘keltischer Realismus’ zu finden ist oder nicht vielmehr Unvermögen des lokalen Bildhauers, bleibe dahingestellt».

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 210—212, кат. № 15, илл. 14.
© 2015 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты портретный портретная голова мужской мужская мужчины мужчина тип прима-порта prima porta ла алькудия la alcudia италийский мрамор пиренейский озе eauze инв № 30. 123