Август (портретная голова Октавиана до получения им титула Августа)
Мрамор. Непосредственно перед 27 г. до н. э.Инв. № 519961.Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы Фото: И. А. Шурыгин

Август (портретная голова Октавиана до получения им титула Августа).

Мрамор. Непосредственно перед 27 г. до н. э.
Инв. № 519961.

Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.

Происхождение:
Рим, виа ди Мас­са Сан Джу­ли­а­но, из слоя «Lunghezzina II» на месте вил­лы, 2005 г.

Описание:
Порт­рет Авгу­ста.

Белый круп­но­зер­ни­стый мра­мор.
Высота 30 см, шири­на 23 см, пере­дне-зад­ний раз­мер 24 см.
Инв. № 519961.

Из Рима, виа ди Мас­са Сан Джу­ли­а­но, из слоя «Lunghezzina II» на месте вил­лы, 2005 г.

Порт­рет моло­до­го чело­ве­ка с пра­виль­ны­ми чер­та­ми и спо­кой­ным, без­мя­теж­ным выра­же­ни­ем лица. Лоб высо­кий и круп­ный, без скла­док, соп­ро­вож­даю­щих эмо­ции. Над­бров­ные дуги под­черк­ну­то выда­ют­ся, глаз­ные ябло­ки слег­ка углуб­ле­ны в орби­ты и несколь­ко близ­ко поса­же­ны. Веки рельеф­ны и при­да­ют глу­би­ну све­то­те­не­во­му рисун­ку. Нос пра­виль­ной фор­мы, рельеф­ность спин­ки слег­ка под­черк­ну­та. Выра­жен­ные ску­ло­вые высту­пы слу­жат пере­хо­да­ми от плос­ко­стей глаз к щекам. Рот малень­кий, в узкой щели меж­ду мяси­сты­ми, чет­ко моде­ли­ро­ван­ны­ми губа­ми едва вид­не­ют­ся зубы. Под­бо­ро­док доволь­но силь­но выда­ет­ся впе­ред, тогда как ушные рако­ви­ны плот­но при­жа­ты к поверх­но­сти голо­вы. При­чес­ка отно­си­тель­но корот­кая, локо­ны доволь­но плос­кие, уло­же­ны в пра­виль­ном поряд­ке, сла­бо про­ра­бота­ны на затыл­ке и с боков, спе­ре­ди же выпол­не­ны объ­ем­но и пла­стич­но. Локо­ны на лбу повто­ря­ют типич­ный «нож­ни­це­об­раз­ный» мотив: два локо­на рас­хо­дят­ся над левым гла­зом, а в середине лба обра­зу­ет­ся «клеш­ня», где один локон, кон­чик кото­ро­го направ­лен вниз, состав­ля­ет пару при­ле­гаю­ще­му к нему дру­го­му локо­ну.

Выра­же­ние лица в целом мож­но опре­де­лить как спо­кой­ное и без­мя­теж­ное, чер­ты лица харак­тер­ны для инди­виду­аль­но­го порт­ре­та. По рас­по­ло­же­нию локо­нов на лбу дан­ная голо­ва иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся как изо­бра­же­ние Авгу­ста. Доволь­но труд­но отне­сти этот порт­рет к одно­му из трех кано­ни­че­ских типов, выде­ля­е­мых кри­ти­ка­ми: при­чес­ка, без­услов­но, про­ще и схе­ма­тич­нее, чем у т. н. типа «La Alcudia» (более ран­нее наз­ва­ние «Акций» в насто­я­щее вре­мя отверг­ну­то, чтобы не свя­зы­вать порт­рет­ный тип с кон­крет­ным воен­ным сра­же­ни­ем 31 г. до н. э.). Она отли­ча­ет­ся так­же и от т. н. типа «Forbes» (назван­но­го по голо­ве, хра­ня­щей­ся в бостон­ском Музее изящ­ных искусств), дати­ров­ка кото­ро­го оста­ет­ся спор­ной: одни иссле­до­ва­те­ли отно­сят ее к 30—27 гг. до н. э. и счи­та­ют про­ме­жу­точ­ной меж­ду типом «La Alcudia» и после­дую­щим типом «Prima Porta» (Boschung 1993, Smith 1996, Augusto 2013, pp. 173—174 [E. La Rocca]); дру­гие счи­та­ют тип «Forbes» послед­ним порт­рет­ным типом Авгу­ста, создан­ным опре­де­лен­но после 27 г. до н. э., а воз­мож­но даже в пер­вом деся­ти­ле­тии пер­во­го века н. э. (Fittschen, Zanker 1985, pp. 7—10, nn. 8—9; Zanker 2013, p. 156). С дру­гой сто­ро­ны, неко­то­рые харак­тер­ные чер­ты дан­но­го изо­бра­же­ния, а имен­но гла­за, доволь­но глу­бо­ко поса­жен­ные под над­бров­ны­ми дуга­ми, слег­ка приот­кры­тый рот, плот­но при­жа­тые уши, выра­жен­ные ску­лы и реши­тель­ный пово­рот голо­вы вле­во, при­да­ют ему харак­тер элли­ни­сти­че­ско­го и в опре­де­лен­ном смыс­ле геро­и­че­ско­го порт­ре­та, что еще более затруд­ня­ет отне­се­ние его к одно­му из офи­ци­аль­ных кано­ни­че­ских типов порт­ре­ти­сти­ки Авгу­ста.

Слож­ность дати­ров­ки обу­слов­ле­на не толь­ко тем обсто­я­тель­ст­вом, что подоб­ный порт­рет изве­стен в един­ст­вен­ном экзем­пля­ре, но так­же и тем, что он даже частич­но не впи­сы­ва­ет­ся в кано­ни­че­ские порт­рет­ные типы (при­чес­ка может быть при­зна­на вари­ан­том типа «Forbes», одна­ко в ней при­сут­ст­ву­ют и чер­ты, свой­ст­вен­ные дру­гим типам). Кро­ме того, хро­но­ло­ги­че­ский отре­зок, к кото­ро­му отно­сят созда­ние типа «Forbes», как было ука­за­но выше, оста­ет­ся пред­ме­том для кри­ти­ки, рав­но как и при­зна­ние его про­ме­жу­точ­ным вари­ан­том меж­ду типа­ми «La Alcudia» и «Prima Porta».

С осто­рож­но­стью, при­ни­мая во вни­ма­ние элли­ни­сти­че­ский отте­нок порт­ре­та, а так­же его связь с про­ме­жу­точ­ным типом «Forbes», работа с наи­боль­шей веро­ят­но­стью может быть отне­се­на ко вре­ме­ни, непо­сред­ст­вен­но пред­ше­ст­во­вав­ше­му 27 г. до н. э., в кото­ром был создан тип «Prima Porta», озна­ме­но­вав­ший пере­ход к несо­мнен­но клас­си­ци­зи­ру­ю­щей фор­ме.

Claudio Borgognone

Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 2014 г. Описание: Terme di Diocleziano. Il chiostro piccolo della Certosa di Santa Maria degli Angeli. Roma, ed. Electa, 2014, p. 73.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский имперский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii скульптура скульптурный sculptura римская римские мрамор мужской голова инв № 519961