Август (портретная голова Октавиана до получения им титула Августа).
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
Белый крупнозернистый мрамор.
Высота 30 см, ширина 23 см, передне-задний размер 24 см.
Инв. № 519961.
Из Рима, виа ди Масса Сан Джулиано, из слоя «Lunghezzina II» на месте виллы, 2005 г.
Портрет молодого человека с правильными чертами и спокойным, безмятежным выражением лица. Лоб высокий и крупный, без складок, сопровождающих эмоции. Надбровные дуги подчеркнуто выдаются, глазные яблоки слегка углублены в орбиты и несколько близко посажены. Веки рельефны и придают глубину светотеневому рисунку. Нос правильной формы, рельефность спинки слегка подчеркнута. Выраженные скуловые выступы служат переходами от плоскостей глаз к щекам. Рот маленький, в узкой щели между мясистыми, четко моделированными губами едва виднеются зубы. Подбородок довольно сильно выдается вперед, тогда как ушные раковины плотно прижаты к поверхности головы. Прическа относительно короткая, локоны довольно плоские, уложены в правильном порядке, слабо проработаны на затылке и с боков, спереди же выполнены объемно и пластично. Локоны на лбу повторяют типичный «ножницеобразный» мотив: два локона расходятся над левым глазом, а в середине лба образуется «клешня», где один локон, кончик которого направлен вниз, составляет пару прилегающему к нему другому локону.
Выражение лица в целом можно определить как спокойное и безмятежное, черты лица характерны для индивидуального портрета. По расположению локонов на лбу данная голова идентифицируется как изображение Августа. Довольно трудно отнести этот портрет к одному из трех канонических типов, выделяемых критиками: прическа, безусловно, проще и схематичнее, чем у т. н. типа «La Alcudia» (более раннее название «Акций» в настоящее время отвергнуто, чтобы не связывать портретный тип с конкретным военным сражением 31 г. до н. э.). Она отличается также и от т. н. типа «Forbes» (названного по голове, хранящейся в бостонском Музее изящных искусств), датировка которого остается спорной: одни исследователи относят ее к 30—
Сложность датировки обусловлена не только тем обстоятельством, что подобный портрет известен в единственном экземпляре, но также и тем, что он даже частично не вписывается в канонические портретные типы (прическа может быть признана вариантом типа «Forbes», однако в ней присутствуют и черты, свойственные другим типам). Кроме того, хронологический отрезок, к которому относят создание типа «Forbes», как было указано выше, остается предметом для критики, равно как и признание его промежуточным вариантом между типами «La Alcudia» и «Prima Porta».
С осторожностью, принимая во внимание эллинистический оттенок портрета, а также его связь с промежуточным типом «Forbes», работа с наибольшей вероятностью может быть отнесена ко времени, непосредственно предшествовавшему 27 г. до н. э., в котором был создан тип «Prima Porta», ознаменовавший переход к несомненно классицизирующей форме.
Информация: музейная аннотация.
© 2014 г. Описание: Terme di Diocleziano. Il chiostro piccolo della Certosa di Santa Maria degli Angeli. Roma, ed. Electa, 2014, p. 73.
© 2015 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.