Жертвоприношение Юпитеру Капитолийскому. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 176—180 гг. н. э.
Выс. 350 см.
Инв. № S 807.Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Главная лестница Фото: И. А. Шурыгин

Жертвоприношение Юпитеру Капитолийскому. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).

Мрамор. 176—180 гг. н. э.
Выс. 350 см.
Инв. № S 807.

Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Главная лестница.

Происхождение:
Пред­по­ло­жи­тель­но, пер­во­на­чаль­но рельеф являл­ся частью отдел­ки арки Мар­ка Авре­лия на Рим­ском фору­ме. В VI в. релье­фы арки были вмон­ти­ро­ва­ны в сте­ны церк­ви S. Martina на Фору­ме. В 1515 г. по рас­по­ря­же­нию папы Льва X релье­фы были пере­ме­ще­ны во двор palazzo dei Conservatori, а в 1572 г. были вмон­ти­ро­ва­ны в сте­ну лест­ни­цы это­го двор­ца, где и нахо­дят­ся поныне.

Описание:
Три­ум­фаль­ная про­цес­сия (име­ет­ся в виду рельеф «три­умф Мар­ка Авре­лия» из этой же серии — И. Ш.) оста­нав­ли­ва­ет­ся на Капи­то­лий­ском хол­ме перед хра­мом Юпи­те­ра Наи­луч­ше­го Вели­чай­ше­го (Jupiter Optimus Maximus), где импе­ра­тор совер­ша­ет жерт­во­при­но­ше­ние (Ryberg (1967) 21—27 figs. 14, 16, 17; Koeppel (1986) 52—56 figs. 29, 30; Angelicoussis (1984) 154 pl. 67,1). Как и на пане­ли lustratio, импе­ра­то­ру, обла­чен­но­му в тогу и с пок­ры­той голо­вой (capite velato) помо­га­ет камилл (camillus), кото­рый дер­жит в руках шка­тул­ку с бла­го­во­ни­я­ми. Цере­мо­ния про­хо­дит с музы­каль­ным акком­па­не­мен­том. Жерт­вен­ный бык нахо­дит­ся на зад­нем плане, его ведет вик­ти­ма­рий (victimarius). Рядом с Мар­ком Авре­ли­ем нахо­дят­ся фла­мин Юпи­те­ра (flamen Dialis), гений Сена­та (Genius Senatus) и гений Рим­ско­го наро­да (Genius Populi Romani). Место, где про­ис­хо­дит цере­мо­ния, лег­ко узна­вае­мо: напро­тив хра­ма Юпи­те­ра Наи­луч­ше­го Вели­чай­ше­го, кото­рый опре­де­ля­ет­ся по трем две­рям, веду­щим в три цел­лы капи­то­лий­ской три­а­ды — Юпи­те­ра, Юно­ны и Минер­вы. Все они так­же вид­ны в цен­траль­ной части фрон­то­на в окру­же­нии мно­го­чис­лен­ных фигур.

Литература:
A companion to Marcus Aurelius. Ed. by Marcel van Ackeren. Dlackwell publishing, 2012. P. 312.

Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2015 г. Пер. с англ.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф имперский император марк аврелий марка аврелия imperator marcus aurelius арка арки в риме рим портрет портреты портретный портретная династия антонинов антонины мрамор capite velato жертвоприношение юпитеру капитолийскому храм юпитера капитолийского святилище хранителя sacellum iovis conservatori треножник бык флейта флейтист жрец топор nuncupatio votorum инв № s 807