Мраморный блок с рельефным изображением складного курульного кресла (sella curulis)
Мрамор. Эпоха Антонинов.Инв. № 394442.Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы Фото: И. А. Шурыгин

Мраморный блок с рельефным изображением складного курульного кресла (sella curulis).

Мрамор. Эпоха Антонинов.
Инв. № 394442.

Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.

Происхождение:
Рим, виа Сала­риа, 7,2 км (терри­то­рия Fidenae), 1997 г.

Описание:
Рельеф­ное изо­бра­же­ние куруль­но­го крес­ла (sella curulis).

Мра­мор.
Выс. 84 см, шир. 117 см, пере­дне-зад­ний раз­мер 40 см.
Эпо­ха Анто­ни­нов.
Инв. № 394442.

Рим, виа Сала­риа, 7,2 км (терри­то­рия Fidenae), 1997 г.

Отсут­ст­ву­ет пра­вая часть; мно­го­чис­лен­ные ско­лы и лаку­ны.

Блок бело­го мра­мо­ра, в кото­ром высе­че­но изо­бра­же­ние куруль­но­го крес­ла со все­ми его атри­бу­та­ми, кото­рое, соглас­но сло­жив­ше­му­ся мне­нию, пока­за­но релье­фом, высту­паю­щим на поло­ви­ну кор­пу­са над поверх­но­стью кам­ня, а сле­до­ва­тель­но, и над поверх­но­стью сте­ны, в кото­рую был вмон­ти­ро­ван рельеф (об обна­ру­же­нии см. Cifarelli, di Gennaro 2000, с. 123, и с. 137—138; Nini 2000, с. 139).

Сиде­нье крес­ла, лежа­щее на двух попе­ре­чи­нах пря­мо­уголь­но­го сече­ния, нахо­дит­ся в цен­траль­ной части поверх­но­сти мас­сив­ной пли­ты, кар­низ кото­рой спе­ре­ди укра­шен баре­лье­фом; по кра­ям от него, в соот­вет­ст­вии с обыч­ной схе­мой (Salomonson 1956, Coarelli 1967, Schafer 1989), на том же уровне над попе­ре­ч­ны­ми пере­кла­ди­на­ми рас­по­ло­же­ны фрон­таль­ные изо­бра­же­ния сто­я­щих чело­ве­че­ских фигур в пол­ный рост (из них сох­ра­ни­лась одна, в повреж­ден­ном виде, жен­ская, левая рука вытя­ну­та вдоль туло­ви­ща, пра­вая, опре­де­лен­но, была под­ня­та вверх); две голо­вы в квад­рат­ных рам­ках, изо­бра­жен­ных фрон­таль­но (из кото­рых сох­ра­ни­лась одна, веро­ят­но, жен­ская) — воз­мож­но, Honos и Virtus, замы­ка­ют края кар­ни­за.

На цен­траль­ном пря­мо­уголь­ном баре­лье­фе изо­бра­же­на сце­на осно­ва­ния горо­да, либо уточ­не­ния или изме­не­ния его терри­то­рии, что, види­мо, явля­лось важ­ным собы­ти­ем в дея­тель­но­сти маги­ст­ра­та, гроб­ни­цу кото­ро­го укра­шал этот мра­мор­ный рельеф. На нем пред­став­лен риту­ал вспа­хи­ва­ния т. н. «пер­вич­ной борозды» (sulcus primigenius) плу­гом, в кото­рый запря­же­на пара быков (соглас­но Вар­ро­ну, бык идет сна­ру­жи, а коро­ва — внут­ри по отно­ше­нию к город­ской чер­те; перед ними обо­зна­че­ны архи­тек­тур­ные соору­же­ния). Их ведет фигу­ра с пок­ры­той голо­вой (capite velato) в тоге (cinctus Gabinus). Левой рукой она дер­жит дышло плу­га, а в пра­вой — кнут, кото­рым управ­ля­ет бычьей парой. Ему помо­га­ют два пер­со­на­жа в тогах, в то вре­мя как дру­гие два (воз­мож­но, и пер­вые, но изо­бра­жен­ные в пред­ше­ст­во­вав­ший момент) нахо­дят­ся перед быка­ми рядом с аркой и ворота­ми в поя­се город­ских стен.

От пра­вой нож­ки крес­ла оста­лась лишь часть шеве­лю­ры, в то вре­мя как левая нож­ка сох­ра­ни­лась. В реаль­ном крес­ле с каж­дой сто­ро­ны опо­ра состо­я­ла из двух дуго­об­раз­ных ножек, обра­зу­ю­щих X-образ­ную фигу­ру — кон­струк­ция крес­ла, харак­тер­ная для этрус­ков и неко­то­рых дру­гих наро­дов Сре­ди­зем­но­мо­рья. Такое крес­ло явля­лось атри­бу­том судеб­ной вла­сти. Верх­няя часть нож­ки моде­ли­ро­ва­на в виде муж­ско­го тор­са; руки его утра­че­ны, а голо­ва слу­жит опо­рой для сиде­нья; при­чес­ка пере­хо­дит в рас­ти­тель­ную кор­зин­ку. Ниж­няя опор­ная часть нож­ки оформ­ле­на кан­не­лю­ра­ми и сужи­ва­ет­ся кни­зу, окан­чи­ва­ясь неболь­шой муж­ской прото­мой. Под сиде­ньем сле­ва сто­ит цилин­дри­че­ский ящик (capsa) для свит­ков с крыш­кой, с рем­нем, застеж­кой и про­чи­ми дета­ля­ми, выре­зан­ны­ми в мра­мо­ре. В цен­тре нахо­дит­ся пря­мо­уголь­ный блок, назна­че­ние кото­ро­го не оче­вид­но; пред­по­ло­жи­тель­но, он слу­жит под­став­кой для ног.

Дати­ров­ка это­го, несо­мнен­но, очень важ­но­го пред­ме­та, укла­ды­ва­ет­ся в пери­од от эпо­хи Юли­ев-Клав­ди­ев до, воз­мож­но, кон­ца II в. н. э. Отне­се­ние его к эпо­хе Анто­ни­нов может бази­ро­вать­ся как на сти­ли­сти­че­ских осо­бен­но­стях, так и на пред­по­ло­же­нии, что все обна­ру­жен­ные в одном месте кам­ни состав­ля­ли еди­ный мра­мор­ный над­гроб­ный мону­мент этой эпо­хи.

Francesco di Gennaro

Литература:
Terme di Diocleziano. Il chiostro piccolo della Certosa di Santa Maria degli Angeli. Roma, ed. Electa, 2014, p. 131.

Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2014 г. Описание: Terme di Diocleziano. Il chiostro piccolo della Certosa di Santa Maria degli Angeli. Roma, ed. Electa, 2014, p. 131.
© 2015 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф надгробие памятник мрамор курульное кресло sella curulis магистрата магистрат империй померий первичная первоначальная борозда sulcus primigenius бык корова плуг тога габиниев габиниева cinctus gabinius крепостная городская стена стены ворота арка инв № 394442