Мраморный блок с рельефным изображением складного курульного кресла (sella curulis).
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
Мрамор.
Выс. 84 см, шир. 117 см, передне-задний размер 40 см.
Эпоха Антонинов.
Инв. № 394442.
Рим, виа Салариа, 7,2 км (территория Fidenae), 1997 г.
Отсутствует правая часть; многочисленные сколы и лакуны.
Блок белого мрамора, в котором высечено изображение курульного кресла со всеми его атрибутами, которое, согласно сложившемуся мнению, показано рельефом, выступающим на половину корпуса над поверхностью камня, а следовательно, и над поверхностью стены, в которую был вмонтирован рельеф (об обнаружении см. Cifarelli, di Gennaro 2000, с. 123, и с. 137—
Сиденье кресла, лежащее на двух поперечинах прямоугольного сечения, находится в центральной части поверхности массивной плиты, карниз которой спереди украшен барельефом; по краям от него, в соответствии с обычной схемой (Salomonson 1956, Coarelli 1967, Schafer 1989), на том же уровне над поперечными перекладинами расположены фронтальные изображения стоящих человеческих фигур в полный рост (из них сохранилась одна, в поврежденном виде, женская, левая рука вытянута вдоль туловища, правая, определенно, была поднята вверх); две головы в квадратных рамках, изображенных фронтально (из которых сохранилась одна, вероятно, женская) — возможно, Honos и Virtus, замыкают края карниза.
На центральном прямоугольном барельефе изображена сцена основания города, либо уточнения или изменения его территории, что, видимо, являлось важным событием в деятельности магистрата, гробницу которого украшал этот мраморный рельеф. На нем представлен ритуал вспахивания т. н. «первичной борозды» (sulcus primigenius) плугом, в который запряжена пара быков (согласно Варрону, бык идет снаружи, а корова — внутри по отношению к городской черте; перед ними обозначены архитектурные сооружения). Их ведет фигура с покрытой головой (capite velato) в тоге (cinctus Gabinus). Левой рукой она держит дышло плуга, а в правой — кнут, которым управляет бычьей парой. Ему помогают два персонажа в тогах, в то время как другие два (возможно, и первые, но изображенные в предшествовавший момент) находятся перед быками рядом с аркой и воротами в поясе городских стен.
От правой ножки кресла осталась лишь часть шевелюры, в то время как левая ножка сохранилась. В реальном кресле с каждой стороны опора состояла из двух дугообразных ножек, образующих X-образную фигуру — конструкция кресла, характерная для этрусков и некоторых других народов Средиземноморья. Такое кресло являлось атрибутом судебной власти. Верхняя часть ножки моделирована в виде мужского торса; руки его утрачены, а голова служит опорой для сиденья; прическа переходит в растительную корзинку. Нижняя опорная часть ножки оформлена каннелюрами и суживается книзу, оканчиваясь небольшой мужской протомой. Под сиденьем слева стоит цилиндрический ящик (capsa) для свитков с крышкой, с ремнем, застежкой и прочими деталями, вырезанными в мраморе. В центре находится прямоугольный блок, назначение которого не очевидно; предположительно, он служит подставкой для ног.
Датировка этого, несомненно, очень важного предмета, укладывается в период от эпохи Юлиев-Клавдиев до, возможно, конца II в. н. э. Отнесение его к эпохе Антонинов может базироваться как на стилистических особенностях, так и на предположении, что все обнаруженные в одном месте камни составляли единый мраморный надгробный монумент этой эпохи.
© 2014 г. Описание: Terme di Diocleziano. Il chiostro piccolo della Certosa di Santa Maria degli Angeli. Roma, ed. Electa, 2014, p. 131.
© 2015 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.