Великая весталка.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
Мрамор греческих островов, предположительно, паросский.
Высота 121 см.
Инв. № 639.
С римского форума. Обнаружена 2 января 1884 г. (Lindner) в атрии Весты.
Отсутствуют часть фигуры ниже таза, левая и правая руки от середины предплечий; некоторые участки полы с незначительными повреждениями. В верхней части покрытия головы слева имеется небольшое отверстие.
Место обнаружения статуи и типичное одеяние позволяют уверенно определить изображенную женщину как Великую весталку, самую старшую жрицу культа местного божества. Фигура, в исходном виде стоявшая с опорой на правую ногу, одета в просторную тунику, складки которой обозначают очертания тела, с рукавами на пуговицах до начала предплечий. Сразу под грудью туника перетянута тонким поясом. По бокам фигура покрыта объемистой накидкой, складки которой собраны на левом предплечье. Голова кзади от темени покрыта суффибулом (suffibulum) — квадратным платком, надеваемым жрецами во время жертвоприношений, — который ниспадает на грудь и закреплен круглой декорированной фибулой.
Портрет является изображением женщины с хорошо проработанными чертами лица, характерными для зрелого возраста, с небольшими мешками под глазами и вялостью кожи в области рта и подбородка. Глаза под крупным лбом кажутся большими и выразительными, радужки и зрачки проработаны. Брови слегка обозначены тонкими штрихами, нанесенными малым резцом. Нос имеет утолщенную спинку, рот же довольно небольшой, с тонкой верхней губой; на подбородке имеется небольшая ямка.
Волосы, собранные в сложную прическу, уложены кольцами, лежащими одно на другом до темени, а длинные пряди, образуя изгибы, спускаются по краям шеи на грудь. На лбу расходятся по сторонам два широких завитка, разделенных в центре и покрытых короткими косыми штрихами резца. Два небольших завитых локона виднеются за ушами.
На старом антикварном рынке Рима фигурировала некая реплика данного портрета, которая ныне утрачена. Предположительно, она относилась к тому же контексту, что и обсуждаемая статуя, хотя ее аутентичность некоторыми подвергалась сомнению. Она изображала жрицу с точно такой же необычной прической, но с башнеобразной короной (corona turrita) на голове.
Статуя относится к часто встречающемуся типу, который не случайно воспроизводит и второй экземпляр, обнаруженный в Доме весталок (Atrium Vestae, инв. № 408050). Уже не раз было отмечено, что схема подобных, как портретных, так и идеальных изображений часто включала в себя атрибуты богини Фортуны, а иногда и богини Гигиеи. В данном случае следов атрибутов не имеется, поэтому невозможно утверждать, что в правой руке фигура держала рог изобилия либо патеру. Как в общем плане, так и на основании пропорций фигуры, наблюдаемых и у большинства реплик, данный тип обычно рассматривается как производный от эллинистической модели, в основе которой, в свою очередь, лежали классические схемы второй половины V в. до н. э. По причине того, что на протяжении эпохи империи было создано множество вариаций данного типа, возникает трудноразрешимый вопрос о том, происходит ли он непосредственно от греческого образца, или, что более вероятно, является свободной адаптацией схемы, получившей широкое распространение.
Относительно датировки весталки из музея Терм существуют различные варианты, начиная от середины II в. н. э., поскольку имеется сходство с прической Фаустины Старшей. В общем, сравнительный анализ выявил также общие черты портрета с изображениями Вибии Сабины и Матидии (в особенности с бюстом из Баий capite velato в археологическом музее Неаполя, инв. № 6023). Таким образом, статую можно датировать периодом конца правления Адриана — началом эпохи Антонинов, т. е. второй четвертью II в. н. э.
© 2014 г. Описание: Terme di Diocleziano. Il chiostro piccolo della Certosa di Santa Maria degli Angeli. Roma, ed. Electa, 2014, с. 146—147.
© 2015 г. Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.