Ок. 160—170 гг.Сидар-Рапидс (США), Музей искусства
Голова Марка Аврелия.
Ок. 160—170 гг.
Сидар-Рапидс (США), Музей искусства.
Правление Антонина Пия продолжалось почти 24 года. 7 марта 161 г. в сорокалетнем возрасте Марк Аврелий Антонин, как его теперь звали, стал императором. С великодушием, характерным для его правления, он настоял на реализации пожеланий Антонина Пия и сделал соправителем Луция Вера, сына Элия Цезаря. К сожалению, недалекий Вер не был достойным партнером. Его ранняя смерть в 169 г., вероятно, была облегчением для Марка Аврелия и римской аристократии. Аврелий правил вплоть до своей смерти и умер 17 марта 180 г., через десять дней после 19-й годовщины своего правления.
Марк Аврелий был одним из лучших римских императоров и близко подошел к платоновскому идеалу философа-правителя. Хоть его автобиография и утрачена, мы довольно хорошо знаем о его характере, эмоциях и мыслях, поскольку до нас дошли его «Размышления», нечто вроде дневника. Поскольку он был прямым наследником с семнадцати лет, мы имеем множество его изображений на монетах, отражающих изменения его внешности до самой смерти. Также есть около 25 его портретов, изваянных на колонне Марка Аврелия, установленной его сыном Коммодом в 193 г. Отталкиваясь от этих данных (и более 110 сохранившихся изваяний), ученые систематизировали их в четыре основных типа портретов Марка Аврелия1.
Голова из собрания Райли принадлежит к группе портретов, связанных с ранними годами правления императора. Есть близкие параллели с примерами в Риме2, Дрездене3 и Париже4. Волосы на задней части и сторонах головы выполнены в небрежной манере, что указывает на то, что портрет находился в нише. Упрощенная обработка головы говорит, что на нее смотрели снизу вверх. На это также указывают размер головы (больше натурального) и обработанная основа, — оба этих признака говорят о том, что голова первоначально вставлялась в отдельно изваянное туловище.
1О портретах вообще см. M. Wegner, Die Herrscherbildnisse in antoninischer Zeit (Berlin 1939); idem, “Verzeichnis der Kaiserbildnisse von Antoninus Pius bis Commodus I”, Boreas 2 (1979) 139—© 1997 г. Cedar Rapids Museum of Art, The Tom and Nan Riley Collection.
© 1988 г. Фото: C. Randall Tosh / The University of Iowa Museum of Art.
© 1988. Описание: Richard Daniel De Puma. Roman Portraits. Iowa City, IA: The University of Iowa, 1988.