Мрамор. 1867 г.Инв. № 2759.Неаполь, Чертоза и музей Сан-Мартино Фото: И. А. Шурыгин
Джузеппе Фиорелли.
Мрамор. 1867 г.
Неаполь, Чертоза и музей Сан-Мартино.
В настоящее время с этой целью применяется прозрачная эпоксидная смола, что дает возможность увидеть некоторые предметы (например, ювелирные украшения, обувь, предметы одежды) в толще материала.
ПОХИЩЕННЫЕ У СМЕРТИ
Наибольшую известность Джузеппе Фиорелли принес изобретенный им оригинальный метод получения гипсовых отливок тел жертв извержения Везувия, позволивший воспроизводить позы, в которых жителей Помпей настигла смерть. Хотя еще в эпоху Бурбонов подобная техника применялась для получения отливок предметов из органических материалов, таких как двери или предметы мебели, новый суперинтендант впервые применил ее для получения отливок человеческих тел. В своем отчете о путешествии в Помпеи (3 февраля 1863 г.) археолог Хайнрих Брунн так описал этот метод: «Хорошо известно, что грунт, под слоем которого погребены Помпеи, состоял из смешанного с водой пепла, выброшенного Везувием; эта смесь затвердела и стала подобной туфу. Впоследствии растения и животные, засыпанные пеплом, сгнили и оставили после себя полости в толще грунта. Когда несколько лет назад такие полости были обнаружены, по гипсовым отливкам в мастерских удалось сделать точные копии деревянных дверей. Некоторые их фотографии были опубликованы синьором Ивановым в наших “Анналах” за 1859 г. Прошлой зимой тем же способом были получены отливки тел людей, похороненных под слоем пепла в той страшной катастрофе… И действительно, можно видеть реальные позы жертв. Например, невозможно без волнения смотреть на фигуру умирающей женщины…» Через несколько дней после получения первой отливки Фиорелли написал, что наградой за эти усилия явился способ получения нового класса монументов: не искусственно созданных объектов, а настоящих тел предков, похищенных у смерти через 18 веков забвения.
Материалы выставки «Похищенные у смерти» (Rapiti alla morte), амфитеатр Помпей, 2015 г.
Данные: музейная аннотация.