Гермес Оратор (Hermes Loghios)
Среднезернистый (пентелийский) мрамор.Римская копия II в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э., предположительно, работы Фидия.
Выс. 183 см.Инв. № 8624.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс Фото: И. А. Шурыгин
Гермес Оратор (Hermes Loghios).
Среднезернистый (пентелийский) мрамор.
Римская копия II в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э., предположительно, работы Фидия.
Выс. 183 см.
Римская копия II в. н. э. бронзового греческого образца V в. до н. э., предположительно, работы Фидия.
Выс. 183 см.
Инв. № 8624.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
Происхождение:
Из собрания Бонкомпаньи Лудовизи.
Описание:
Эта впечатляющая статуя является мраморной римской копией бронзового греческого оригинала от которого она отличается лишь наличием древесного ствола под драпировкой и опорной перемычки у левого колена. В силу разной прочности материалов, мраморная статуя, в отличие от бронзовой, не смогла бы сохранять устойчивое вертикальное положение, опираясь лишь на стопы, без дополнительных опорных элементов.
Скульптура признается фигурой Гермеса, посланника богов, по наличию головного убора с крыльями, который является одним из его основных атрибутов. Обнаженная стоящая фигура стоит с опорой на левую ногу, тогда как левая слегка согнута в колене. С левой руки, почти полностью опущенной вдоль туловища, образуя массу складок, свисает накидка; в этой руке ранее находился бронзовый кадуцей, ныне утраченный - еще один атрибут Гермеса.
Правая рука протянута вперед в типичном жесте оратора, поскольку Гермес также являлся богом красноречия - отсюда происходит название статуи: loghios по-гречески означает "ораторствующий".
Статуя была найдена с множеством повреждений; некоторые части отсутствовали. Плечо было воссоздано в 1631 г. скульптором Алессандро Альгарди (1598-1654), который, начиная с 1626 г. по договору с Лудовизи занимался восстановлением всей античной скульптуры, составлявшей коллекцию этого семейства.
Сухощавое телосложение, столь отличное от анатомии фигур строгого стиля, типология лица, компактно уложенные локоны прически и точно выверенный ритм жеста позволяют отнести оригинал приблизительно к 450 г. до н. э. и считать его произведением великого Фидия, либо его школы.
Скульптура признается фигурой Гермеса, посланника богов, по наличию головного убора с крыльями, который является одним из его основных атрибутов. Обнаженная стоящая фигура стоит с опорой на левую ногу, тогда как левая слегка согнута в колене. С левой руки, почти полностью опущенной вдоль туловища, образуя массу складок, свисает накидка; в этой руке ранее находился бронзовый кадуцей, ныне утраченный - еще один атрибут Гермеса.
Правая рука протянута вперед в типичном жесте оратора, поскольку Гермес также являлся богом красноречия - отсюда происходит название статуи: loghios по-гречески означает "ораторствующий".
Статуя была найдена с множеством повреждений; некоторые части отсутствовали. Плечо было воссоздано в 1631 г. скульптором Алессандро Альгарди (1598-1654), который, начиная с 1626 г. по договору с Лудовизи занимался восстановлением всей античной скульптуры, составлявшей коллекцию этого семейства.
Сухощавое телосложение, столь отличное от анатомии фигур строгого стиля, типология лица, компактно уложенные локоны прически и точно выверенный ритм жеста позволяют отнести оригинал приблизительно к 450 г. до н. э. и считать его произведением великого Фидия, либо его школы.
Il Museo Nazionale Romano in Palazzo Altemps. P. A19.
Источники: