Конная статуя Марка Аврелия
Бронза.160—170-е гг.Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия
Конная статуя Марка Аврелия.
Бронза.
160—170-е гг.
160—170-е гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия.
Описание:
Самым знаменитым портретом Марка Аврелия является бронзовая статуя, изображающая его верхом на коне — единственная дошедшая до нас конная статуя римского императора. Первоначально она была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. В XII веке ее перенесли на площадь Латерана. В 1538 году Микеланджело поместил ее на Капитолии. Статуя очень проста по замыслу и композиции. Монументальный характер произведения и жест оратора, которым император обращается к войску, говорит о том, что это триумфальный памятник, воздвигнутый по случаю победы1. Вместе с тем Марк Аврелий изображен как философ-мыслитель. На нем туника, короткий плащ, на обнаженных ногах — сандалии. Лицо Марка Аврелия, несомненно, индивидуальное, с немного выступающими скулами и выпуклыми глазами, несколько идеализировано. Густые вьющиеся волосы и довольно длинная борода даны глубоко врезанными, крупными завитками. Голова слегка наклонена вперед, губы плотно сжаты. Глаза, как и на других портретах, полуприкрыты верхними веками.
1Немецким ученым К. Леман-Хартлебен сделана попытка реконструкции этого памятника с фигурой поверженного варвара под правым копытом коня (K. Lehmann-Hartleben, Die antiken Grossbronzen, II). Ряд ученых выступает против этой реконструкции, считая, что по первоначальному замыслу фигуры варвара не было. Основное доказательство — изображения на монетах и медалях времени Марка Аврелия.
Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 64, илл. 105.