Тасосский мрамор.
Сер. II в. н. э.
Саркофаг: дл. 174,5 см; выс. 44 см; шир. 61 см; ср. толщина стенок 8 см.
Крышка: дл. 177 см; шир. 61 см; выс. макс. 19 см; выс. фриза 18 см.Инв. №№ SBAO 59954 / 59955.Остия, Археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Девять муз, Афина и Аполлон.
Тасосский мрамор.
Сер. II в. н. э.
Саркофаг: дл. 174,5 см; выс. 44 см; шир. 61 см; ср. толщина стенок 8 см.
Крышка: дл. 177 см; шир. 61 см; выс. макс. 19 см; выс. фриза 18 см.
Остия, Археологический музей.
Саркофаг муз
Вертикальная трещина на левом торце; небольшие лакуны на передней поверхности карниза; царапины и небольшие сколы на выступающих частях высокого рельефа. Следы античной реставрации руки Урании, поддерживающей сферу.
Плоские листели ограничивают сверху и снизу слегка выпуклую фронтальную панель саркофага, на которой представлены фигуры девяти муз, Афины и Аполлона. Задний план оформлен в виде невысокого занавеса (parapetasma). По иконографическим типам и атрибутам можно определить персонажей. Слева направо: Полигимния, Клио/Каллиопа, Терпсихора с лирой, Талия, Урания, Афина, Эрато с кифарой, Эвтерпа, Мельпомена, Каллиопа/Клио, Аполлон.
Первая фигура, Полигимния, стоит, развернув туловище вправо, ноги скрещены, левая нога поставлена перед правой. Разворот по вертикальной оси подчеркивает задумчивость позы; левой кистью и правым плечом муза опирается на небольшой пилястр, перенося на него вес фигуры. Голову, изображенную в профиль, она мягко поддерживает кистью правой руки, пальцы которой изящно касаются шеи. Черты лица идеализированы; волосы разделены центральным пробором на две пышные пряди, из-под шевелюры виднеется лишь мочка уха, над которой выступает завиток. Пряди сходятся и образуют небольшой узел низко на затылке. Муза одета в тонкую тунику, закрепленную фибулой; правое плечо оставлено открытым. Поверх туники тело закутано в легкую накидку, левая пола которой частично покрывает пилястр (тип S II по Faedo-Lancha). Перекрест ног и разворот тела выдают трудности, с которыми сталкивались мастера позднеэллинистической эпохи, такие как Филиск с Родоса, при изображении в профиль фронтальным рельефом круглого статуарного типа. На многочисленных известных репликах женская фигура в позе глубокой задумчивости полностью закутана в накидку. Хронологически пилястр в качестве опоры стал изображаться позднее, чем скала.
Рядом с Полигимнией стоит Клио, одетая в хитон и полностью покрытая накидкой, образующей на груди синус, из которого выступает кисть согнутой правой руки, прижатой к туловищу. Левая рука со свитком (rotulus) опущена вдоль тела. Голова повернута влево, лицо в форме удлиненного овала, ограниченного сверху двумя прядями волос, закрепленных диадемой; черты лица идеализированы. Данный иконографический тип музы, полностью закутанной в накидку, также может быть определен как Каллиопа. Обе они носят одеяние философов и занимают верхние позиции в иерархии. Во II веке четких отличий между ними еще не существовало. Тип I/14.
Следующая муза с музыкальным инструментом, изображенная в профиль — Терпсихора. Ее левая нога опирается на подставку в форме скалы. Левой рукой она поддерживает лиру с характерными вертикальными стойками из рогов барана или козла; в правой руке она держит плектр, необходимый для извлечения звука из струнного инструмента. Муза одета в тонкую тунику, оставляющую открытым правое плечо. Ее накидка заворачивается горизонтально вокруг правой ноги и перекидывается на согнутую левую ногу, с которой спускается вниз. Голова повернута вправо, черты лица безмятежны и не несут следов задумчивости или напряжения. Как и у других сестер, ее прическа поддерживается низкорасположенной диадемой (тип N).
Четвертой музой является Талия, которая в эпоху Империи считалась покровительницей комической поэзии и сельского хозяйства. Она стоит, одетая в короткий хитон с рукавами, стянутый высоким поясом, оставляющий открытыми высокие сапожки. Накидка покрывает спину и ниспадает с левого плеча и согнутой в локте левой руки. В приподнятой левой руке муза держит комическую маску, под которой на невысоком пилястре лежит еще одна такая же. В правой руке, отведенной от туловища, находится пастуший посох (pedum) (тип F 8/9).
Первую группу замыкает муза Урания. Она стоит, перенеся вес тела на левую ногу; правая слегка согнута в колене и выдвинута вперед. На ней хитон и накидка, один край которой спускается с левого плеча вдоль груди, а другой покрывает спину и, оборачиваясь вокруг туловища, перекидывается через левую руку. В правой руке, согнутой в локте и прижатой к телу, находится чертежная палочка (radius). В левой руке, предплечье которой поднято и отведено от тела, муза держит на уровне плеча небесную сферу (globus caelestis) (тип D V).
Центр композиции занимает, располагаясь зеркально по отношению к музе со сферой, Афина Promachos. Богиня изображена фронтально. На ее голове шлем с гребнем, она одета в пеплос, закрепленный на плечах фибулами и стянутый под грудью поясом (zone). Пеплос образует небольшие боковые складки и короткую апоптигму (apoptygma). В левой руке, отведенной от туловища, богиня держит копье, достигающее верхнего края рельефа. Правой рукой она удерживает за край щит, изображенный в профиль. Внизу рядом со щитом видна священная птица Афины — сова с раскрытыми крыльями, символ мудрости и благоразумия, но также и смерти и тьмы.
Справа от Афины и седьмая от края фигура музы с кифарой — Эрато. Она стоит в расслабленной позе, перенеся вес на левую ногу; правая слегка согнута в колене и отставлена назад. Она одета в хитон с длинными рукавами, подвязанный высоким поясом, и накидку, закрепленную на плечах двумя фибулами. Накидка покрывает спину и свободно спускается вдоль фигуры, образуя массивные плотные складки. В левой руке она держит на уровне плеч кифару, правая рука согнута в локте и прижата к туловищу под грудью. Плектром она касается корпуса струнного инструмента. Голова, изображенная в три четверти, повернута в сторону Афины.
Восьмая фигура изображена фронтально, голова ее повернута вправо. Она одета в хитон с длинными рукавами и высоким поясом. На плечи наброшена накидка, которая свободно спускается вдоль спины; складка накидки закреплена сбоку под поясом. В каждой руке она держит по флейте. Руки отведены от тела и слегка протянуты вперед. По иконографическим признакам и наличию флейт (в эпоху империи флейта использовалась для сопровождения ритмического пения и танца) музу можно определить как Эвтерпу, тип «с параллельными флейтами наискось» (вариант типа CI). Профиль лица обнаруживает классицизирующие черты; волосы, предположительно, разделенные центральным пробором, образуют две пышные пряди, частично покрывающие уши, сведены в крупный узел над шеей. У левой ноги музы лежит театральная маска Диониса, украшенная сверху лозой с виноградными листьями.
Далее следует Мельпомена, муза трагической поэзии. Она обнаруживает сходство с Талией, однако на данном рельефе отличается от последней длиной одежд. На ней театральное одеяние — хитон с рукавами и высоким поясом; накидка переходит с левого плеча на спину. В левой руке на уровне головы она держит маску Геракла, под которой на невысоком пилястре лежит трагическая маска. В правой руке, опущенной вдоль тела, муза держит палицу, отставив ее назад и опираясь ею о небольшой камень (тип C VII — в левой поднятой руке маска, правая опущена вдоль тела).
Последняя из муз, Каллиопа, изображена стоящей, полностью закутанной в накидку, ниспадающую складками и образующую кольцо вокруг шеи. Накидка закрывает все тело музы, кроме выставленной вперед правой стопы. Правой рукой, согнутой в локте и прижатой к груди, она держит ткань гиматия. Левая рука слегка согнута и прижата к боку (тип J).
Правый край фриза занимает фигура Аполлона, покровителя муз. Юный Мусагет стоит с опорой на правую ногу; левая полусогнутая в колене нога выставлена перед правой. Обе ноги покрыты накидкой; торс, изображенный фронтально, обнажен. Левой рукой он слегка облокотился на кифару. Голова бога украшена лавровым венком, символом бессмертия и победы, который удерживает длинные пряди волос, зачесанные назад и опускающиеся на плечи. У ног стоит его священная птица — ворон, изображенный в тот момент, когда он, согласно «Метаморфозам» Овидия, повернул голову, чтобы видеть, как его белые перья становятся черными.
Paola Germoni. Il sarcofago delle Muse. Dal Sepolcro al Museo. Gangemi Editore. P. 84—
Информация: музейная аннотация.
© 2016 г. Описание: Capolavori dell’archeologia. Recuperi, ritrovamenti, confronti. Catalogo della mostra (Roma, 21 maggio — 5 novembre 2013). A cura di
© 2016 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.