Девять муз, Афина и Аполлон
Фронтальный вид саркофага с крышкой.
Тасосский мрамор.
Сер. II в. н. э.
Саркофаг: дл. 174,5 см; выс. 44 см; шир. 61 см; ср. толщина стенок 8 см.
Крышка: дл. 177 см; шир. 61 см; выс. макс. 19 см; выс. фриза 18 см.
Инв. №№ SBAO 59954 / 59955.Остия, Археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Девять муз, Афина и Аполлон.

Фронтальный вид саркофага с крышкой.
Тасосский мрамор.
Сер. II в. н. э.
Саркофаг: дл. 174,5 см; выс. 44 см; шир. 61 см; ср. толщина стенок 8 см.
Крышка: дл. 177 см; шир. 61 см; выс. макс. 19 см; выс. фриза 18 см.
Инв. №№ SBAO 59954 / 59955.

Остия, Археологический музей.

Происхождение:
Фью­ми­чи­но, Изо­ла Сак­ра. Посту­пил в музей в 2008 г. из Управ­ле­ния по делам архео­ло­гии в Остии.

Описание:

Сар­ко­фаг муз

Вер­ти­каль­ная тре­щи­на на левом тор­це; неболь­шие лаку­ны на пере­д­ней поверх­но­сти кар­ни­за; цара­пи­ны и неболь­шие ско­лы на высту­паю­щих частях высо­ко­го релье­фа. Следы антич­ной рестав­ра­ции руки Ура­нии, под­дер­жи­ваю­щей сфе­ру.

Плос­кие листе­ли огра­ни­чи­ва­ют свер­ху и сни­зу слег­ка выпук­лую фрон­таль­ную панель сар­ко­фа­га, на кото­рой пред­став­ле­ны фигу­ры девя­ти муз, Афи­ны и Апол­ло­на. Зад­ний план оформ­лен в виде невы­со­ко­го зана­ве­са (parapetasma). По ико­но­гра­фи­че­ским типам и атри­бу­там мож­но опре­де­лить пер­со­на­жей. Сле­ва напра­во: Поли­гим­ния, Клио/Кал­лио­па, Тер­пси­хо­ра с лирой, Талия, Ура­ния, Афи­на, Эра­то с кифа­рой, Эвтер­па, Мель­по­ме­на, Кал­лио­па/Клио, Апол­лон.

Пер­вая фигу­ра, Поли­гим­ния, сто­ит, раз­вер­нув туло­ви­ще впра­во, ноги скре­ще­ны, левая нога постав­ле­на перед пра­вой. Раз­во­рот по вер­ти­каль­ной оси под­чер­ки­ва­ет задум­чи­вость позы; левой кистью и пра­вым пле­чом муза опи­ра­ет­ся на неболь­шой пилястр, пере­но­ся на него вес фигу­ры. Голо­ву, изо­бра­жен­ную в про­филь, она мяг­ко под­дер­жи­ва­ет кистью пра­вой руки, паль­цы кото­рой изящ­но каса­ют­ся шеи. Чер­ты лица иде­а­ли­зи­ро­ва­ны; воло­сы разде­ле­ны цен­траль­ным про­бо­ром на две пыш­ные пряди, из-под шеве­лю­ры вид­не­ет­ся лишь моч­ка уха, над кото­рой высту­па­ет зави­ток. Пряди схо­дят­ся и обра­зу­ют неболь­шой узел низ­ко на затыл­ке. Муза оде­та в тон­кую туни­ку, закреп­лен­ную фибу­лой; пра­вое пле­чо остав­ле­но откры­тым. Поверх туни­ки тело заку­та­но в лег­кую накид­ку, левая пола кото­рой частич­но пок­ры­ва­ет пилястр (тип S II по Faedo-Lancha). Пере­крест ног и раз­во­рот тела выда­ют труд­но­сти, с кото­ры­ми стал­ки­ва­лись масте­ра позд­не­эл­ли­ни­сти­че­ской эпо­хи, такие как Филиск с Родо­са, при изо­бра­же­нии в про­филь фрон­таль­ным релье­фом круг­ло­го ста­ту­ар­но­го типа. На мно­го­чис­лен­ных извест­ных реп­ли­ках жен­ская фигу­ра в позе глу­бо­кой задум­чи­во­сти пол­но­стью заку­та­на в накид­ку. Хро­но­ло­ги­че­ски пилястр в каче­стве опо­ры стал изо­бра­жать­ся позд­нее, чем ска­ла.

Рядом с Поли­гим­ни­ей сто­ит Клио, оде­тая в хитон и пол­но­стью пок­ры­тая накид­кой, обра­зу­ю­щей на груди синус, из кото­ро­го высту­па­ет кисть согну­той пра­вой руки, при­жа­той к туло­ви­щу. Левая рука со свит­ком (rotulus) опу­ще­на вдоль тела. Голо­ва повер­ну­та вле­во, лицо в фор­ме удли­нен­но­го ова­ла, огра­ни­чен­но­го свер­ху дву­мя прядя­ми волос, закреп­лен­ных диа­де­мой; чер­ты лица иде­а­ли­зи­ро­ва­ны. Дан­ный ико­но­гра­фи­че­ский тип музы, пол­но­стью заку­тан­ной в накид­ку, так­же может быть опре­де­лен как Кал­лио­па. Обе они носят оде­я­ние фило­со­фов и зани­ма­ют верх­ние пози­ции в иерар­хии. Во II веке чет­ких отли­чий меж­ду ними еще не суще­ст­во­ва­ло. Тип I/14.

Сле­дую­щая муза с музы­каль­ным инстру­мен­том, изо­бра­жен­ная в про­филь — Тер­пси­хо­ра. Ее левая нога опи­ра­ет­ся на под­став­ку в фор­ме ска­лы. Левой рукой она под­дер­жи­ва­ет лиру с харак­тер­ны­ми вер­ти­каль­ны­ми стой­ка­ми из рогов бара­на или коз­ла; в пра­вой руке она дер­жит плектр, необ­хо­ди­мый для извле­че­ния зву­ка из струн­но­го инстру­мен­та. Муза оде­та в тон­кую туни­ку, остав­ля­ю­щую откры­тым пра­вое пле­чо. Ее накид­ка заво­ра­чи­ва­ет­ся гори­зон­таль­но вокруг пра­вой ноги и пере­киды­ва­ет­ся на согну­тую левую ногу, с кото­рой спус­ка­ет­ся вниз. Голо­ва повер­ну­та впра­во, чер­ты лица без­мя­теж­ны и не несут сле­дов задум­чи­во­сти или напря­же­ния. Как и у дру­гих сестер, ее при­чес­ка под­дер­жи­ва­ет­ся низ­ко­рас­по­ло­жен­ной диа­де­мой (тип N).

Чет­вер­той музой явля­ет­ся Талия, кото­рая в эпо­ху Импе­рии счи­та­лась пок­ро­ви­тель­ни­цей коми­че­ской поэ­зии и сель­ско­го хозяй­ства. Она сто­ит, оде­тая в корот­кий хитон с рука­ва­ми, стя­ну­тый высо­ким поя­сом, остав­ля­ю­щий откры­ты­ми высо­кие сапож­ки. Накид­ка пок­ры­ва­ет спи­ну и нис­па­да­ет с лево­го пле­ча и согну­той в лок­те левой руки. В при­под­ня­той левой руке муза дер­жит коми­че­скую мас­ку, под кото­рой на невы­со­ком пиляст­ре лежит еще одна такая же. В пра­вой руке, отведен­ной от туло­ви­ща, нахо­дит­ся пас­ту­ший посох (pedum) (тип F 8/9).

Первую груп­пу замы­ка­ет муза Ура­ния. Она сто­ит, пере­не­ся вес тела на левую ногу; пра­вая слег­ка согну­та в колене и выдви­ну­та впе­ред. На ней хитон и накид­ка, один край кото­рой спус­ка­ет­ся с лево­го пле­ча вдоль груди, а дру­гой пок­ры­ва­ет спи­ну и, обо­ра­чи­ва­ясь вокруг туло­ви­ща, пере­киды­ва­ет­ся через левую руку. В пра­вой руке, согну­той в лок­те и при­жа­той к телу, нахо­дит­ся чер­теж­ная палоч­ка (radius). В левой руке, пред­пле­чье кото­рой под­ня­то и отведе­но от тела, муза дер­жит на уровне пле­ча небес­ную сфе­ру (globus caelestis) (тип D V).

Центр ком­по­зи­ции зани­ма­ет, рас­по­ла­га­ясь зер­каль­но по отно­ше­нию к музе со сфе­рой, Афи­на Promachos. Боги­ня изо­бра­же­на фрон­таль­но. На ее голо­ве шлем с греб­нем, она оде­та в пеп­лос, закреп­лен­ный на пле­чах фибу­ла­ми и стя­ну­тый под гру­дью поя­сом (zone). Пеп­лос обра­зу­ет неболь­шие боко­вые склад­ки и корот­кую апо­птиг­му (apoptygma). В левой руке, отведен­ной от туло­ви­ща, боги­ня дер­жит копье, дости­гаю­щее верх­не­го края релье­фа. Пра­вой рукой она удер­жи­ва­ет за край щит, изо­бра­жен­ный в про­филь. Вни­зу рядом со щитом вид­на свя­щен­ная пти­ца Афи­ны — сова с рас­кры­ты­ми кры­лья­ми, сим­вол муд­ро­сти и бла­го­ра­зу­мия, но так­же и смер­ти и тьмы.

Спра­ва от Афи­ны и седь­мая от края фигу­ра музы с кифа­рой — Эра­то. Она сто­ит в рас­слаб­лен­ной позе, пере­не­ся вес на левую ногу; пра­вая слег­ка согну­та в колене и отстав­ле­на назад. Она оде­та в хитон с длин­ны­ми рука­ва­ми, под­вя­зан­ный высо­ким поя­сом, и накид­ку, закреп­лен­ную на пле­чах дву­мя фибу­ла­ми. Накид­ка пок­ры­ва­ет спи­ну и сво­бод­но спус­ка­ет­ся вдоль фигу­ры, обра­зуя мас­сив­ные плот­ные склад­ки. В левой руке она дер­жит на уровне плеч кифа­ру, пра­вая рука согну­та в лок­те и при­жа­та к туло­ви­щу под гру­дью. Плек­тром она каса­ет­ся кор­пу­са струн­но­го инстру­мен­та. Голо­ва, изо­бра­жен­ная в три чет­вер­ти, повер­ну­та в сто­ро­ну Афи­ны.

Вось­мая фигу­ра изо­бра­же­на фрон­таль­но, голо­ва ее повер­ну­та впра­во. Она оде­та в хитон с длин­ны­ми рука­ва­ми и высо­ким поя­сом. На пле­чи набро­ше­на накид­ка, кото­рая сво­бод­но спус­ка­ет­ся вдоль спи­ны; склад­ка накид­ки закреп­ле­на сбо­ку под поя­сом. В каж­дой руке она дер­жит по флей­те. Руки отведе­ны от тела и слег­ка протя­ну­ты впе­ред. По ико­но­гра­фи­че­ским при­зна­кам и нали­чию флейт (в эпо­ху импе­рии флей­та исполь­зо­ва­лась для соп­ро­вож­де­ния рит­ми­че­ско­го пения и тан­ца) музу мож­но опре­де­лить как Эвтер­пу, тип «с парал­лель­ны­ми флей­та­ми наис­кось» (вари­ант типа CI). Про­филь лица обна­ру­жи­ва­ет клас­си­ци­зи­ру­ю­щие чер­ты; воло­сы, пред­по­ло­жи­тель­но, разде­лен­ные цен­траль­ным про­бо­ром, обра­зу­ют две пыш­ные пряди, частич­но пок­ры­ваю­щие уши, сведе­ны в круп­ный узел над шеей. У левой ноги музы лежит теат­раль­ная мас­ка Дио­ни­са, укра­шен­ная свер­ху лозой с вино­град­ны­ми листья­ми.

Далее сле­ду­ет Мель­по­ме­на, муза тра­ги­че­ской поэ­зии. Она обна­ру­жи­ва­ет сход­ство с Тали­ей, одна­ко на дан­ном релье­фе отли­ча­ет­ся от послед­ней дли­ной одежд. На ней теат­раль­ное оде­я­ние — хитон с рука­ва­ми и высо­ким поя­сом; накид­ка пере­хо­дит с лево­го пле­ча на спи­ну. В левой руке на уровне голо­вы она дер­жит мас­ку Герак­ла, под кото­рой на невы­со­ком пиляст­ре лежит тра­ги­че­ская мас­ка. В пра­вой руке, опу­щен­ной вдоль тела, муза дер­жит пали­цу, отста­вив ее назад и опи­ра­ясь ею о неболь­шой камень (тип C VII — в левой под­ня­той руке мас­ка, пра­вая опу­ще­на вдоль тела).

Послед­няя из муз, Кал­лио­па, изо­бра­же­на сто­я­щей, пол­но­стью заку­тан­ной в накид­ку, нис­па­даю­щую склад­ка­ми и обра­зу­ю­щую коль­цо вокруг шеи. Накид­ка зак­ры­ва­ет все тело музы, кро­ме выстав­лен­ной впе­ред пра­вой сто­пы. Пра­вой рукой, согну­той в лок­те и при­жа­той к груди, она дер­жит ткань гима­тия. Левая рука слег­ка согну­та и при­жа­та к боку (тип J).

Пра­вый край фри­за зани­ма­ет фигу­ра Апол­ло­на, пок­ро­ви­те­ля муз. Юный Муса­гет сто­ит с опо­рой на пра­вую ногу; левая полу­со­гну­тая в колене нога выстав­ле­на перед пра­вой. Обе ноги пок­ры­ты накид­кой; торс, изо­бра­жен­ный фрон­таль­но, обна­жен. Левой рукой он слег­ка обло­ко­тил­ся на кифа­ру. Голо­ва бога укра­ше­на лав­ро­вым вен­ком, сим­во­лом бес­смер­тия и победы, кото­рый удер­жи­ва­ет длин­ные пряди волос, заче­сан­ные назад и опус­каю­щи­е­ся на пле­чи. У ног сто­ит его свя­щен­ная пти­ца — ворон, изо­бра­жен­ный в тот момент, когда он, соглас­но «Мета­мор­фо­зам» Овидия, повер­нул голо­ву, чтобы видеть, как его белые перья ста­но­вят­ся чер­ны­ми.


Литература:
Capolavori dell’archeologia. Recuperi, ritrovamenti, confronti. Catalogo della mostra (Roma, 21 maggio — 5 novembre 2013). A cura di M. G. Bernardini, M. Lolli Ghetti. Gangemi Editore. P. 362—365.
Paola Germoni. Il sarcofago delle Muse. Dal Sepolcro al Museo. Gangemi Editore. P. 84—90.

Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
© 2016 г. Описание: Capolavori dell’archeologia. Recuperi, ritrovamenti, confronti. Catalogo della mostra (Roma, 21 maggio — 5 novembre 2013). A cura di M. G. Bernardini, M. Lolli Ghetti. Gangemi Editore. P. 362—364.
© 2016 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Аппарат для седации российский наркозно дыхательныи аппарат.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca бог аполлон феб аполлона deus apollo phoebus богиня афина паллада athene athena pallas гриф грифы грифон грифоны грифона gryphus муза музы каллиопа каллиопы musa calliope клио клия clio мельпомена мельпомены полигимния полигимнии полимния полимнии polyhymnia талия талии фалия фалии thalia терпсихора терпсихоры урания урании urania эвтерпа эвтерпы евтерпа евтерпы эрато erato римская romana минерва минервы minerva скульптура скульптурный sculptura римский римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мифологический мифологические с мифами мифом миф о рельеф женская одежда музыкальный инструмент музыкальные инструменты змей змея serpens кифара кифаре cithara kithara венок corona туника tunica лира лире lyra свиток volumen rotulus птица птицы пение cantus земной шар глобус globus возлежащий возлежащего полулежащий полулежащего диадема diadema дубина палица театральная маска театральные маски маской пояс вощеная восковая табличка вощеные восковые таблички tabula cerata ворона вороны сова совы занавес парапетасма parapetasma акротерий acroterium akroteria плектр plectrum коринфский шлем апоптигма apoptygma музыкант музыканта играющий играющая играющего на пеплос в пеплосе peplos peplum белый греческий мрамор философ философа трагедийная трагическая трагедия трагедии тасосский муз музами 9 девять музагет мусагет изола сакра инв № sbao 59954 59955