Портрет Александра Севера
Мрамор.
Ок. 222 г.
Париж, Лувр

Портрет Александра Севера.

Мрамор.
Ок. 222 г.

Париж, Лувр.

Описание:
С точ­ки зре­ния раз­ви­тия рим­ско­го искус­ства пери­од прав­ле­ния Алек­санд­ра Севе­ра инте­ре­сен тем, что имен­но в его вре­мя окон­ча­тель­но выра­ба­ты­ва­ет­ся тот новый тип порт­ре­та, пред­по­сыл­ки кото­ро­го наме­ти­лись при Кара­кал­ле. Клас­си­цизм Анто­ни­нов не мог удо­вле­тво­рить худож­ни­ков этой эпо­хи, когда обна­жи­лись все про­ти­во­ре­чия, раз­ру­шав­шие рим­ское обще­ство, при­кры­тые ранее иллю­зи­ей про­цве­та­ния импе­рии.

Одним из узло­вых памят­ни­ков это­го пери­о­да, в кото­ром новые худо­же­ст­вен­ные иска­ния отра­зи­лись с осо­бен­ной силой, явля­ет­ся порт­рет моло­до­го Алек­санд­ра Севе­ра, хра­ня­щий­ся в Лув­ре. Он изо­бра­жен очень юным, с круп­ны­ми чер­та­ми лица, круг­лой голо­вой, широ­ким лбом, густы­ми бро­вя­ми, с юно­ше­ски пух­лы­ми губа­ми и неболь­шим под­бо­род­ком. Пере­да­ча струк­ту­ры голо­вы и лица пони­ма­ет­ся как пер­во­оче­ред­ная зада­ча масте­ра. Воло­сы изо­бра­же­ны сплош­ной густой мас­сой; отдель­ные мел­кие пряди обо­зна­че­ны насеч­ка­ми. Такая трак­тов­ка волос появ­ля­ет­ся впер­вые. Очень инди­виду­аль­ны боль­шие уши с ото­гну­ты­ми моч­ка­ми. Гла­за поме­ще­ны в глу­бо­ких орби­тах. Леп­ка голо­вы и лица гово­рит о том, что скуль­п­тор ост­ро ощу­ща­ет пла­стич­ность обра­за.

Испол­не­ние порт­ре­та Алек­санд­ра Севе­ра пред­став­ля­ет собой пол­ный кон­траст с изощ­рен­ной тех­ни­кой порт­ре­та Эла­га­ба­ла. Оно отли­ча­ет­ся более обоб­щен­ной трак­тов­кой поверх­но­сти и струк­ту­ры лица, схе­ма­ти­зи­ро­ван­ная пере­да­ча волос под­чер­ки­ва­ет инте­рес к лицу, акцен­ти­ру­ет его. Суро­вая про­стота сти­ля изо­бра­же­ния при­да­ет боль­шую выра­зи­тель­ность обра­зу. Этот порт­рет соот­вет­ст­ву­ет пред­став­ле­нию об Алек­сан­дре Севе­ре как об иде­аль­ном госуда­ре, каким его рису­ет Элий Лам­при­дий, его био­граф: «Телом он был таков, что кро­ме при­вле­ка­тель­но­сти и муже­ст­вен­ной кра­соты, каким мы и доныне видим его в ста­ту­ях и на кар­ти­нах, он отли­чал­ся еще кре­по­стью, соеди­нен­ной с воен­ной выправ­кой, и здо­ро­вьем чело­ве­ка, кото­рый зна­ет свою силу и все­гда забо­тит­ся о ней. Кро­ме того, он был любим все­ми людь­ми; неко­то­рые назы­ва­ли его бла­го­че­сти­вым, а все — без­услов­но без­упреч­ным и полез­ным для государ­ства» (Элий Лам­при­дий, Алек­сандр Север, XVIII, IV, 4—5).

Н. Н. Бри­то­ва

Источники:
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский имперский династия северов северы domus severana император север александр севера александра imperator severus alexander скульптура скульптурный sculptura римская римские голова мрамор инв № mr 408 ma 1051