IV в. н. э.Инв. № 6705.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
На саркофаге, обнаруженном в начале XIX в. в мавзолее, представлен миф о Прометее. В центральной части внизу расположена основная группа фигур. Прометей, создатель человека, сидит, слегка наклонившись вперед, и смотрит на создание своих рук. Перед ним лежит, вытянувшись на земле, человек, еще в состоянии фигуры, вылепленной из глины. Он окружен богами из верхушки греческого пантеона. Впереди стоят Гера и Зевс, которые передают Гермесу с кадуцеем деньги, на которые тот выкупает в Аиде душу человека. Рядом с Гермесом находится Посейдон с трезубцем. В верхних углах изображены Селена и Аполлон на колесницах. Между Зевсом и фигурой человека Эроты подталкивают Психею, душу, которая должна вдохнуть жизнь в первого человека.
Саркофаг был изготовлен в римской мастерской; его наличие в Путеолах свидетельствует о высоком культурном уровне жизни во Флегрейской местности во времена поздней Империи.
В 1817 г. в верхней части Поццуоли на старой улице делла Сольфатара, практически напротив руин писцины Кардито в поместье синьора Руджеро была обнаружена небольшая гробница. Хозяин поместья, копая яму для фигового дерева, случайно вскрыл античную погребальную камеру, однако не придал этому значения. Через некоторое время он решил использовать камеру в качестве резервуара для воды и начал раскопки, в ходе которых в подземном помещении квадратной формы, размерами {17 × 18} ладоней и высотой 20 ладоней, обнаружилось около 30 покрытых крышками захоронений, в которых лежали человеческие останки в виде скелетов. Продолжив раскопки вместе с помощниками, он обнаружил четыре саркофага белого мрамора, один из которых располагался в нише, а остальные были придвинуты к стенам камеры.
Первый саркофаг, стоявший на невысоком пьедестале, был украшен фигурами двух летящих гениев, поддерживающих круглый медальон с бюстовым изображением покойной, держащей в левой руке свиток. В саркофаге был обнаружен один скелет, и еще один лежал снаружи на крышке.
Второй саркофаг стоял на земле. Он нес изображение пустого медальона, поддерживаемого орлом с расправленными крыльями, и двух масок по краям. Оба саркофага были оформлены на низком художественном уровне, характерном для эпохи упадка искусств.
Третий саркофаг стоял на пьедестале высотой 2
Особенной красотой и элегантностью отличался четвертый из найденных саркофагов, длина которого составляла десять, ширина три с половиной, и высота семь ладоней. На передней панели высоким рельефом изображен апофеоз мертвого героя в присутствии Юпитера и других богов.
По материалам публикации Lorenzo Palladini. Descrizione d’un sepolcreto scoperto in Pozzuoli nel mese di luglio del corrente anno. Napoli, 1817.
Ниже мы приводим первое описание фигур, изображенных на рельефе, сделанное Лоренцо Палладини, автором «Описания Неаполя и его окрестностей», в 1817 г. вскоре после обнаружения саркофага. Автор считал, что композиция представляет собрание богов у тела умершего героя; позднее исследователи сошлись во мнении, что на саркофаге изображено сотворение первого человека Прометеем. Тем не менее, первое описание рельефа, сделанное Палладини, несомненно, не лишено интереса; в нем автор по-своему убедительно аргументирует собственное прочтение сюжета и при этом делится с читателем многими подмеченными им интересными деталями картины.
В самом верху рельефа Слава (Fama) трубит в трубу, возвещая о смерти знаменитого персонажа, и на ее призыв собираются все боги, чтобы исполнить волю своего предводителя, который стоит в центре с величественным видом, увенчанный дубовым венком, держа в левой руке скипетр, а в правой патеру, из которой он льет амброзию на тело лежащего героя. Тело героя отличается превосходным сложением и мощью, его прекрасное лицо безбородо, волосы вьются кольцами — это самая крупная фигура из всех. Голова героя покоится на коленях бородатого бога, неподвижно сидящего на скале, касаясь правой рукой подбородка, и положив левую руку на висок героя. Это бог сна.
По правую руку от Юпитера с величественным видом стоит Юнона. В правой руке она держит скипетр, а левой передает Меркурию суму.
Позади Юпитера и Юноны видна Кибела, мать богов, с башней на голове. Она имеет вид скорбный и сострадающий.
Рядом с головой мертвого героя мы видим прямую фигуру Парки с веретеном в руке, которая, исполняя предначертание судьбы, обрывает нить жизни.
Меркурий с крылатым Пегасом (так в тексте —
Ниже Юпитера расположена фигура богини, обнаженной до пояса. Следует полагать, что это Венера. Обращает на себя внимание то, что богиня не выказывает обычной для нее нежности и чувственности. Она выражает скорбь и старается не смотреть на действия Парки.
На ногах мертвого героя стоит мальчик, касающийся ручками Венеры. Он как будто просит ее умерить свою скорбь и нажимает своей ногой на ноги героя, пытаясь пробудить того от смертного сна. Справа от Венеры стоит маленький Амур, который обнимает ее одной рукой, разворачивая ее к себе и стараясь показать, что он пытается пробудить героя, толкая того ножкой в левую часть груди. Маленький Амур подкрепляет свое намерение, тыкая горящим факелом в левую руку Сна, лежащую на голове героя, чтобы бог отдернул ее. Но Сон не намерен изменить свою позу: свободную руку он прижал к подбородку, чтобы вытерпеть жар пламени и не отвести ладонь от головы героя.
Слева от лежащего героя показана кузня Вулкана. Сам Вулкан, действуя в согласии с Венерой, повернулся спиной ко всем богам и, выполняя свое намерение, бьет тяжелым молотом по звонкой наковальне, чтобы грохотом пробудить героя от глубокого летаргического сна.
В нижнем углу перед Вулканом на земле сидит богиня, прислонившись к корню дуба с желудями, и держит в правой руке головку сонного мака. Это Церера; расположившись под дубом, она указывает на землю, от которой дерево получает живительные соки.
За Вулканом и Церерой видна фигура еще одной богини, над головой которой развевается на ветру накидка. Скульптор поместил ее рядом с кузней Вулкана, указав тем самым, что это Веста, хранительница священного огня.
Над этой группой, по левую руку от Юпитера, видна еще одна богиня; она обнажена и держит в руках накидку, которая развевается у нее над головой. По серьезности лица я определил бы ее как Минерву.
Слева от Юноны и Меркурия стоит Нептун с курчавой бородой и пышной шевелюрой. В левой руке он держит трезубец, а в правой дельфина, на хвосте которого пританцовывает мальчик, над головой которого, как и у других богов, развевается на ветру накидка. Должно быть, это Вакх, который в детстве был похищен тирренскими пиратами и спасен от них дельфинами (Овидий, Метаморфозы, кн. 3).
Рядом с Нептуном стоит со скипетром в левой руке Плутон — бог загробного мира. За его спиной видна богиня с накидкой, развевающейся над головой. Кажется, что она избавилась от печали, выйдя из тьмы на земной свет. Похоже, что это Прозерпина. В нижнем левом углу сидит Геракл. Камень, на котором он расположился, несет полустертые изображения двух голов. Перед Гераклом, крепко держащем на цепи Цербера, находятся врата подземного мира. Геракл с силой сжимает рукой одну из пастей пса. Вторую голову Цербер прижал к ноге Прозерпины, а третью — к плечу мальчика, скорее всего, Нестора, который в детстве был спасен Гераклом и впоследствии совершил много подвигов. Поза мальчика довольно причудлива. Создается впечатление, что он плачет. Сценой с Гераклом скульптор хотел показать, что для героя выход из царства мертвых закрыт.
Полустертые головы на камне обозначают души, еще не проникшие в подземное царство, восхищенные мужеством Геракла.
Между плачущим юношей и Сном на земле расположилась богиня, к согнутой руке которой прижался лебедь, символ скорби. В правой руке она держит корабельный руль, а в левой морского конька. Полагаю, что это Амфитрита.
В левом верхнем углу рельефа виднеется колесница Ночи, запряженная двумя бычками, которой правит Диана.
Перед колесницей летит мальчик с горящим факелом. В противоположном углу четверка великолепных коней тянет роскошную колесницу Солнца, которой управляет Аполлон с лучистым венцом на голове. Мальчик с факелом, летящий перед квадригой, устремился головой вниз.
Можно предположить, что таким замысловатым способом скульптор выразил мысль о том, что герой навсегда покидает мир света и погружается в вечную ночь.
Все изображенные здесь боги пытаются обратиться к Юпитеру. Своими действиями Юнона, Меркурий, мальчики, маленький Амур и Вулкан, объединившись, пытаются предотвратить смерть героя.
© 2016 г. Описание (1): Sito ufficiale del Museo Archeologico Nazionale di Napoli.
Описание (2): Lorenzo Palladini. Descrizione d’un sepolcreto scoperto in Pozzuoli nel mese di luglio del corrente anno. Napoli, 1817.
© 2016 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.