Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем
Мрамор.
IV в. н. э.
Инв. № 6705.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.

Мрамор.
IV в. н. э.
Инв. № 6705.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Поццуоли.
Происхождение:
Мав­зо­лей в Поц­цу­о­ли (антич­ных Путе­о­лах).

Описание:
Сар­ко­фаг со сце­ной сотво­ре­ния чело­ве­ка Про­ме­те­ем (инв. № 6705).

На сар­ко­фа­ге, обна­ру­жен­ном в нача­ле XIX в. в мав­зо­лее, пред­став­лен миф о Про­ме­тее. В цен­траль­ной части вни­зу рас­по­ло­же­на основ­ная груп­па фигур. Про­ме­тей, созда­тель чело­ве­ка, сидит, слег­ка нак­ло­нив­шись впе­ред, и смот­рит на созда­ние сво­их рук. Перед ним лежит, вытя­нув­шись на зем­ле, чело­век, еще в состо­я­нии фигу­ры, вылеп­лен­ной из гли­ны. Он окру­жен бога­ми из вер­хуш­ки гре­че­ско­го пан­тео­на. Впе­ре­ди сто­ят Гера и Зевс, кото­рые пере­да­ют Гер­ме­су с каду­це­ем день­ги, на кото­рые тот выку­па­ет в Аиде душу чело­ве­ка. Рядом с Гер­ме­сом нахо­дит­ся Посей­дон с тре­зуб­цем. В верх­них углах изо­бра­же­ны Селе­на и Апол­лон на колес­ни­цах. Меж­ду Зев­сом и фигу­рой чело­ве­ка Эроты под­тал­ки­ва­ют Пси­хею, душу, кото­рая долж­на вдох­нуть жизнь в пер­во­го чело­ве­ка.

Сар­ко­фаг был изготов­лен в рим­ской мастер­ской; его нали­чие в Путе­о­лах свиде­тель­ст­ву­ет о высо­ком куль­тур­ном уровне жиз­ни во Фле­грей­ской мест­но­сти во вре­ме­на позд­ней Импе­рии.

Сайт неа­по­ли­тан­ско­го Нацио­наль­но­го архео­ло­ги­че­ско­го музея: http://cir.campania.beniculturali.it/museoarcheologiconazionale/itinerari-tematici/galleria-di-immagini/RA145

В 1817 г. в верх­ней части Поц­цу­о­ли на ста­рой ули­це дел­ла Соль­фа­та­ра, прак­ти­че­ски напро­тив руин пис­ци­ны Кар­ди­то в поме­стье синьо­ра Руд­же­ро была обна­ру­же­на неболь­шая гроб­ни­ца. Хозя­ин поме­стья, копая яму для фиго­во­го дере­ва, слу­чай­но вскрыл антич­ную погре­баль­ную каме­ру, одна­ко не при­дал это­му зна­че­ния. Через неко­то­рое вре­мя он решил исполь­зо­вать каме­ру в каче­стве резер­ву­а­ра для воды и начал рас­коп­ки, в ходе кото­рых в под­зем­ном поме­ще­нии квад­рат­ной фор­мы, раз­ме­ра­ми {17 × 18} ладо­ней и высотой 20 ладо­ней, обна­ру­жи­лось око­ло 30 пок­ры­тых крыш­ка­ми захо­ро­не­ний, в кото­рых лежа­ли чело­ве­че­ские остан­ки в виде ске­ле­тов. Про­дол­жив рас­коп­ки вме­сте с помощ­ни­ка­ми, он обна­ру­жил четы­ре сар­ко­фа­га бело­го мра­мо­ра, один из кото­рых рас­по­ла­гал­ся в нише, а осталь­ные были при­дви­ну­ты к сте­нам каме­ры.

Пер­вый сар­ко­фаг, сто­яв­ший на невы­со­ком пьеде­ста­ле, был укра­шен фигу­ра­ми двух летя­щих гени­ев, под­дер­жи­ваю­щих круг­лый меда­льон с бюсто­вым изо­бра­же­ни­ем покой­ной, дер­жа­щей в левой руке сви­ток. В сар­ко­фа­ге был обна­ру­жен один ске­лет, и еще один лежал сна­ру­жи на крыш­ке.

Вто­рой сар­ко­фаг сто­ял на зем­ле. Он нес изо­бра­же­ние пусто­го меда­льо­на, под­дер­жи­вае­мо­го орлом с рас­прав­лен­ны­ми кры­лья­ми, и двух масок по кра­ям. Оба сар­ко­фа­га были оформ­ле­ны на низ­ком худо­же­ст­вен­ном уровне, харак­тер­ном для эпо­хи упад­ка искусств.

Тре­тий сар­ко­фаг сто­ял на пьеде­ста­ле высотой 212 ладо­ни и был покрыт релье­фом сред­ней высоты и хоро­ше­го каче­ства. Два кры­ла­тых гения под­дер­жи­ва­ют пре­крас­ную рако­ви­ну с дву­мя бюста­ми покой­ных. По кра­ям от гени­ев львы тер­за­ют оле­ней. На крыш­ке сар­ко­фа­га изо­бра­же­ны лежа­щие фигу­ры тех же людей, что и в рако­вине.

Осо­бен­ной кра­сотой и эле­гант­но­стью отли­чал­ся чет­вер­тый из най­ден­ных сар­ко­фа­гов, дли­на кото­ро­го состав­ля­ла десять, шири­на три с поло­ви­ной, и высота семь ладо­ней. На пере­д­ней пане­ли высо­ким релье­фом изо­бра­жен апо­фе­оз мерт­во­го героя в при­сут­ст­вии Юпи­те­ра и дру­гих богов.

По мате­ри­а­лам пуб­ли­ка­ции Lorenzo Palladini. Descrizione d’un sepolcreto scoperto in Pozzuoli nel mese di luglio del corrente anno. Napoli, 1817.

Ниже мы при­во­дим пер­вое опи­са­ние фигур, изо­бра­жен­ных на релье­фе, сде­лан­ное Лорен­цо Пал­ла­ди­ни, авто­ром «Опи­са­ния Неа­по­ля и его окрест­но­стей», в 1817 г. вско­ре после обна­ру­же­ния сар­ко­фа­га. Автор счи­тал, что ком­по­зи­ция пред­став­ля­ет собра­ние богов у тела умер­ше­го героя; позд­нее иссле­до­ва­те­ли сошлись во мне­нии, что на сар­ко­фа­ге изо­бра­же­но сотво­ре­ние пер­во­го чело­ве­ка Про­ме­те­ем. Тем не менее, пер­вое опи­са­ние релье­фа, сде­лан­ное Пал­ла­ди­ни, несо­мнен­но, не лише­но инте­ре­са; в нем автор по-сво­е­му убеди­тель­но аргу­мен­ти­ру­ет соб­ст­вен­ное про­чте­ние сюже­та и при этом делит­ся с чита­те­лем мно­ги­ми под­ме­чен­ны­ми им инте­рес­ны­ми дета­ля­ми кар­ти­ны.

В самом вер­ху релье­фа Сла­ва (Fama) тру­бит в тру­бу, воз­ве­щая о смер­ти зна­ме­ни­то­го пер­со­на­жа, и на ее при­зыв соби­ра­ют­ся все боги, чтобы испол­нить волю сво­его пред­во­ди­те­ля, кото­рый сто­ит в цен­тре с вели­че­ст­вен­ным видом, увен­чан­ный дубо­вым вен­ком, дер­жа в левой руке ски­петр, а в пра­вой пате­ру, из кото­рой он льет амбро­зию на тело лежа­ще­го героя. Тело героя отли­ча­ет­ся пре­вос­ход­ным сло­же­ни­ем и мощью, его пре­крас­ное лицо без­бо­ро­до, воло­сы вьют­ся коль­ца­ми — это самая круп­ная фигу­ра из всех. Голо­ва героя поко­ит­ся на коле­нях боро­да­то­го бога, непо­движ­но сидя­ще­го на ска­ле, каса­ясь пра­вой рукой под­бо­род­ка, и поло­жив левую руку на висок героя. Это бог сна.

По пра­вую руку от Юпи­те­ра с вели­че­ст­вен­ным видом сто­ит Юно­на. В пра­вой руке она дер­жит ски­петр, а левой пере­да­ет Мер­ку­рию суму.

Поза­ди Юпи­те­ра и Юно­ны вид­на Кибе­ла, мать богов, с баш­ней на голо­ве. Она име­ет вид скорб­ный и сост­ра­даю­щий.

Рядом с голо­вой мерт­во­го героя мы видим пря­мую фигу­ру Пар­ки с вере­те­ном в руке, кото­рая, испол­няя пред­на­чер­та­ние судь­бы, обры­ва­ет нить жиз­ни.

Мер­ку­рий с кры­ла­тым Пега­сом (так в тек­сте — И. Ш.) дер­жит каду­цей в левой руке, а пра­вой при­ни­ма­ет от Юно­ны суму с день­га­ми, кото­рую та пере­да­ет ему над голо­вой Пар­ки, пыта­ясь задоб­рить послед­нюю. Но та не отве­ча­ет ни на сло­ва, ни на дар.

Ниже Юпи­те­ра рас­по­ло­же­на фигу­ра боги­ни, обна­жен­ной до поя­са. Сле­ду­ет пола­гать, что это Вене­ра. Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние то, что боги­ня не выка­зы­ва­ет обыч­ной для нее неж­но­сти и чув­ст­вен­но­сти. Она выра­жа­ет скорбь и ста­ра­ет­ся не смот­реть на дей­ст­вия Пар­ки.

На ногах мерт­во­го героя сто­ит маль­чик, касаю­щий­ся руч­ка­ми Вене­ры. Он как буд­то про­сит ее уме­рить свою скорбь и нажи­ма­ет сво­ей ногой на ноги героя, пыта­ясь про­будить того от смерт­но­го сна. Спра­ва от Вене­ры сто­ит малень­кий Амур, кото­рый обни­ма­ет ее одной рукой, раз­во­ра­чи­вая ее к себе и ста­ра­ясь пока­зать, что он пыта­ет­ся про­будить героя, тол­кая того нож­кой в левую часть груди. Малень­кий Амур под­креп­ля­ет свое наме­ре­ние, тыкая горя­щим факе­лом в левую руку Сна, лежа­щую на голо­ве героя, чтобы бог отдер­нул ее. Но Сон не наме­рен изме­нить свою позу: сво­бод­ную руку он при­жал к под­бо­род­ку, чтобы вытер­петь жар пла­ме­ни и не отве­сти ладонь от голо­вы героя.

Сле­ва от лежа­ще­го героя пока­за­на куз­ня Вул­ка­на. Сам Вул­кан, дей­ст­вуя в сог­ла­сии с Вене­рой, повер­нул­ся спи­ной ко всем богам и, выпол­няя свое наме­ре­ние, бьет тяже­лым моло­том по звон­кой нако­вальне, чтобы гро­хотом про­будить героя от глу­бо­ко­го летар­ги­че­ско­го сна.

В ниж­нем углу перед Вул­ка­ном на зем­ле сидит боги­ня, при­сло­нив­шись к кор­ню дуба с желудя­ми, и дер­жит в пра­вой руке голов­ку сон­но­го мака. Это Цере­ра; рас­по­ло­жив­шись под дубом, она ука­зы­ва­ет на зем­лю, от кото­рой дере­во полу­ча­ет живи­тель­ные соки.

За Вул­ка­ном и Цере­рой вид­на фигу­ра еще одной боги­ни, над голо­вой кото­рой раз­ве­ва­ет­ся на вет­ру накид­ка. Скуль­п­тор поме­стил ее рядом с куз­ней Вул­ка­на, ука­зав тем самым, что это Веста, хра­ни­тель­ни­ца свя­щен­но­го огня.

Над этой груп­пой, по левую руку от Юпи­те­ра, вид­на еще одна боги­ня; она обна­же­на и дер­жит в руках накид­ку, кото­рая раз­ве­ва­ет­ся у нее над голо­вой. По серь­ез­но­сти лица я опре­де­лил бы ее как Минерву.

Сле­ва от Юно­ны и Мер­ку­рия сто­ит Неп­тун с кур­ча­вой боро­дой и пыш­ной шеве­лю­рой. В левой руке он дер­жит тре­зу­бец, а в пра­вой дель­фи­на, на хво­сте кото­ро­го при­тан­цо­вы­ва­ет маль­чик, над голо­вой кото­ро­го, как и у дру­гих богов, раз­ве­ва­ет­ся на вет­ру накид­ка. Долж­но быть, это Вакх, кото­рый в дет­стве был похи­щен тиррен­ски­ми пира­та­ми и спа­сен от них дель­фи­на­ми (Овидий, Мета­мор­фо­зы, кн. 3).

Рядом с Неп­ту­ном сто­ит со ски­пет­ром в левой руке Плу­тон — бог загроб­но­го мира. За его спи­ной вид­на боги­ня с накид­кой, раз­ве­ваю­щей­ся над голо­вой. Кажет­ся, что она изба­ви­лась от печа­ли, вый­дя из тьмы на зем­ной свет. Похо­же, что это Про­зер­пи­на. В ниж­нем левом углу сидит Геракл. Камень, на кото­ром он рас­по­ло­жил­ся, несет полу­стер­тые изо­бра­же­ния двух голов. Перед Герак­лом, креп­ко дер­жа­щем на цепи Цер­бе­ра, нахо­дят­ся вра­та под­зем­но­го мира. Геракл с силой сжи­ма­ет рукой одну из пастей пса. Вто­рую голо­ву Цер­бер при­жал к ноге Про­зер­пи­ны, а третью — к пле­чу маль­чи­ка, ско­рее все­го, Несто­ра, кото­рый в дет­стве был спа­сен Герак­лом и впо­след­ст­вии совер­шил мно­го подви­гов. Поза маль­чи­ка доволь­но при­чуд­ли­ва. Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что он пла­чет. Сце­ной с Герак­лом скуль­п­тор хотел пока­зать, что для героя выход из цар­ства мерт­вых закрыт.

Полу­стер­тые голо­вы на камне обо­зна­ча­ют души, еще не про­ник­шие в под­зем­ное цар­ство, вос­хи­щен­ные муже­ст­вом Герак­ла.

Меж­ду пла­чу­щим юно­шей и Сном на зем­ле рас­по­ло­жи­лась боги­ня, к согну­той руке кото­рой при­жал­ся лебедь, сим­вол скор­би. В пра­вой руке она дер­жит кора­бель­ный руль, а в левой мор­ско­го конь­ка. Пола­гаю, что это Амфи­т­ри­та.

В левом верх­нем углу релье­фа вид­не­ет­ся колес­ни­ца Ночи, запря­жен­ная дву­мя быч­ка­ми, кото­рой пра­вит Диа­на.

Перед колес­ни­цей летит маль­чик с горя­щим факе­лом. В про­ти­во­по­лож­ном углу чет­вер­ка вели­ко­леп­ных коней тянет рос­кош­ную колес­ни­цу Солн­ца, кото­рой управ­ля­ет Апол­лон с лучи­стым вен­цом на голо­ве. Маль­чик с факе­лом, летя­щий перед квад­ри­гой, уст­ре­мил­ся голо­вой вниз.

Мож­но пред­по­ло­жить, что таким замыс­ло­ва­тым спо­со­бом скуль­п­тор выра­зил мысль о том, что герой навсе­гда покида­ет мир све­та и погру­жа­ет­ся в веч­ную ночь.

Все изо­бра­жен­ные здесь боги пыта­ют­ся обра­тить­ся к Юпи­те­ру. Сво­и­ми дей­ст­ви­я­ми Юно­на, Мер­ку­рий, маль­чи­ки, малень­кий Амур и Вул­кан, объ­еди­нив­шись, пыта­ют­ся пред­от­вра­тить смерть героя.

Lorenzo Palladini

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2016 г. Описание (1): Sito ufficiale del Museo Archeologico Nazionale di Napoli.
Описание (2): Lorenzo Palladini. Descrizione d’un sepolcreto scoperto in Pozzuoli nel mese di luglio del corrente anno. Napoli, 1817.
© 2016 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca богиня афина паллада athene athena pallas гермес гермеса hermes зевс зевса zeus бог божество океан океана oceanus okeanos посейдон посейдона посидаон posidon poseidon амур амуры купидон купидона amor минерва минервы minerva юпитер юпитера jupiter iupiter juppiter iuppiter jovis iovis гея геи dea gaea gaia ogenus ogenos ogen нептун нептуна neptunus луны луна селена мене selene luna психея психе психеи psyche гелий гелиос гелия гелиоса deus helios helius сол соль солнце sol гефест гефеста hephaestus вулкан volcanus vulcanus саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi прометей прометея prometheus мифологический мифологические с мифами мифом миф о мрамор прометее сотворение человека прометеем эрот парка парки мойры атропа клото лахесис меркурий гера из поццуоли инв № 6705