Портрет Тиберия. Скульптурный барельеф с триумфального столба.
Юрский известняк. 4—14 гг. н. э.
Высота 88 см, длина 73 см.
Неймеген (Нидерланды), Музей Валкгоф

Портрет Тиберия. Скульптурный барельеф с триумфального столба.

Юрский известняк. 4—14 гг. н. э.
Высота 88 см, длина 73 см.

Неймеген (Нидерланды), Музей Валкгоф.

Происхождение:
Обна­ру­жен в Ней­ме­гене в 1980 г., во рву.

Описание:

40. Порт­рет Тибе­рия

4—14 гг. н. э.
Рис. 32.

Ней­ме­ген, музей.
Скульп­тур­ный баре­льеф с три­ум­фаль­но­го стол­ба. Юрский извест­няк.
Обна­ру­жен в Ней­ме­гене в 1980 г., во рву.

Раз­ме­ры: высота 88 см, дли­на 73 см.

Биб­лио­гра­фия: T. A. Panhuysen, 2000, pl. 1.

Опи­са­ние: Рельеф отно­сит­ся к три­ум­фаль­но­му стол­бу с рез­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми с четы­рёх сто­рон, от кото­ро­го сох­ра­ни­лись две гра­ни. Сце­на выре­за­на внут­ри поля, укра­шен­но­го леп­ным орна­мен­том; прин­цепс изо­бра­жён в тоге; он сто­ит у алта­ря, на лице­вой сто­роне кото­ро­го напи­са­но Tib(erio) | C(ae)sar(i) («Тибе­рию Цеза­рю»), и дер­жит нож и пате­ру. По левую руку от него Вик­то­рия, при­под­ня­тая вверх, воз­ла­га­ет венок на его голо­ву; сама она дер­жит лав­ро­вую ветвь и стиль.

Ком­мен­та­рий: этот рельеф отно­сит­ся к памят­ни­ку, в сво­ём роде уни­каль­но­му151; преж­де все­го из-за его мону­мен­таль­ной типо­ло­гии, так как это три­ум­фаль­ный столб; во-вто­рых, из-за рельеф­но­го изо­бра­же­ния в пол­ный рост прин­цеп­са, иден­ти­фи­ка­ция кото­ро­го под­твер­жде­на над­пи­сью. Ясно, что этот памят­ник про­слав­ля­ет бла­го­че­стие (pietas) Тибе­рия по слу­чаю одной из его побед, хотя точ­ный повод и дати­ров­ка посвя­ще­ния оста­ют­ся неяс­ны­ми. Если в над­пи­си упо­мя­нут титул Цеза­ря, полу­чен­ный Тибе­ри­ем при его усы­нов­ле­нии в 4 г. н. э., что пред­став­ля­ет­ся веро­ят­ным, то посвя­ще­ние памят­ни­ка отно­сит­ся к послед­не­му деся­ти­ле­тию прав­ле­ния Авгу­ста; поэто­му было бы заман­чи­во свя­зать его с илли­рий­ским три­ум­фом, кото­рый Тибе­рий отпразд­но­вал в 12 г. н. э. Если же, напро­тив, счи­тать, что текст может ука­зы­вать на Тибе­рия после его при­хо­да к вла­сти, то пово­дов для посвя­ще­ния мог­ло быть мно­же­ство: так, Т. А. Пан­ху­и­зен пред­по­ла­га­ет его связь с три­ум­фом Гер­ма­ни­ка над гер­ман­ца­ми, кото­рый состо­ял­ся в 17 г. н. э.

Внеш­ность Тибе­рия лег­ко узна­вае­ма (осо­бен­но очень харак­тер­ная фор­ма череп­ной короб­ки), но нечёт­кость изо­бра­же­ния волос не поз­во­ля­ет точ­но иден­ти­фи­ци­ро­вать тип ико­но­гра­фии Тибе­рия. Одна­ко если при­дер­жи­вать­ся дати­ров­ки 4—14 гг. н. э., то порт­рет дол­жен вос­про­из­во­дить тип «Усы­нов­ле­ние», назы­вае­мый так­же типом «Копен­га­ген 623».

151Я бла­го­дар­на про­фес­со­ру Ф. Берар, кото­рая сооб­щи­ла мне об этом памят­ни­ке.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 245, кат. № 40, илл. 32.
© 2016 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф имперский император тиберий i тиберия imperator tiberius юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты портретный портретная юрский известняк барельеф мужской тип копенгаген 623