Детский саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (фронтальная панель).
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
В центре мы видим титана Прометея — создателя человека, лепящего из глины маленького мальчика. Его размеры заметно больше, чем у окружающих фигур. Стоящая справа от него Афина, богиня мудрости и культуры, вселяет душу (Psychos) в виде бабочки в только что созданное тело, стоящее на пьедестале словно произведение искусства. Это та самая Афина, которую мы еще не раз встретим как покровительницу знания и искусства. Позади Прометея Лахесис, одна из Парк (богинь судьбы) в момент «рождения» ребенка определяет по небесной сфере его гороскоп, в котором окончательно и бесповоротно определена его скорая смерть. Рядом стоит ее сестра, Клото, вращающая веретено с нитью жизни. Справа к центральной сцене прилегает непосредственно связанная с ней сцена оплакивания. Мальчик, к этому времени немного подросший, умер и лежит на земле. Его оплакивает Купидон с факелом, обращенным вниз. Рядом с Купидоном стоит одна из Парк, читающая свиток судьбы, в то время как Гермес уносит прочь душу ребенка, освободившуюся из тела, но сопротивляющуюся из страха. Здесь Psyche изображена в виде девочки с крыльями бабочки. Фигура между Афиной и Купидоном, вероятно, принадлежит матери умершего мальчика. Ее лицо, обращенное к зрителю, скорее всего, является портретным.
На другой стороне рельефа мы видим богиню земли и бога морей, а сверху Гелиоса и Селену. Как и на других саркофагах третьего века, в сотворение и смерть мальчика вовлечена вся Вселенная. В центре трудноинтерпретируемого клубка фигур видна небольших размеров любовная пара — Купидон и Психея, которая встречается и на других саркофагах и служит условным обозначением понятия «любовь». Подобные условные образы не имеют прямого отношения к сюжету рельефа, являясь, скорее, дополнительными эпитетами в эвлогии.
Рельеф фронтальной панели слитно переходит на боковые, короткие стенки саркофага, где изображены два эпизода из мифа о Прометее, не имеющие прямого отношения к основному сюжету с созданием и смертью ребенка. Это освобождение Гераклом титана, прикованного к скале на Кавказе, и кузня Гефеста, откуда Прометей похитил огонь, чтобы передать его людям. Эти рельефы — типичные примеры того, что мы ранее обозначили как «повествовательные излишества».
Особый интерес этому саркофагу придают изображения Адама и Евы на краю рельефа с кузней Гефеста. По ним мы заключаем, что перед нами саркофаг, заказанный и, вероятно, использованный евреями или христианами. Очевидно, они хотели противопоставить греческому мифу о сотворении человека историю из Бытия о первой супружеской паре. Они действовали робко (если не скрытно), будто хотели выразить то, что должны были сказать, одновременно сохранив это в тайне. Перед нами один из интереснейших примеров перехода от языческих саркофагов к христианским.
Информация: музейная аннотация.
© 2012 г. Описание: Paul Zanker, Bjorn C. Ewald. Living with Myths: The Imagery of Roman Sarcophagi. Oxford, 2012. P. 52—54.
© 2016 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин