Правление Калигулы.Инв. № 409.Рим, Ватиканские музеи, Музеи Ватиканской апостольской библиотеки
Портрет Августа.
Правление Калигулы.
Рим, Ватиканские музеи, Музеи Ватиканской апостольской библиотеки.
Описание: бронзовая голова повернута вправо. Причёска типа Прима-Порта неоднократно переделывалась, в итоге, она соответствует тому, как уложены волосы на бюсте № 162 каталога (Рим, Капитолий, сады Мецената 7; Вкл. 92. 149, 7). От «вилки» на лбу толстый локон явно сворачивает налево и перекрывает более тонкие волосы в углу лба, которые снова поворачивают к лицу. Внутренний локон основной «клешни» сильно изогнут, внешний — уложен в виде широкой пряди. Напротив, второй ряд волос хорошо соответствует основной группе портретов этого типа. На висках и сзади волосы разделены на маленькие и четкие пряди. Брови и глаза опущены вниз. Лицо длинное и заостренное. В профиль виден покатый лоб и нависающий нос.
Характеристика: подлинность этого бронзового бюста неоднократно оспаривалась. Однако очень большое сходство с бюстом под номером 162 в каталоге доказывает, что этот бюст никак не может быть современной подделкой. В крайнем случае, речь может идти о повторной отливке пропавшего и иначе не засвидетельствованного экземпляра (ср. S. 49, Kap. II E 3e).
Прическа очень сходна с типом Прима-Порта, однако в то же время в ней наблюдается тенденция к оживлению и распадению крупных прядей на мелкие серповидные локоны. Наличие второго локона в левом углу лба, чуждого для типа Прима-Порта, объясняется подражанием изображениям правителей в эпоху Тиберия и Клавдия. Лицо гладкое и отражает пластику, в целом весьма характерную для черт лица на надежных репликах.
Датировка: правление Калигулы (ср. S. 49. 74 f., Kap. II E 3e и IV B 3).
Platner E., Urlichs L. Beschreibung Roms. Ein Auszug aus der Beschreibung der Stadt Rom. Stuttgart, 1845. S. 202.
Braun E. Die Ruinen und Museen Roms. Für Reisende, Künstler und Alterthumsfreunde. Braunschweig, 1854. S. 838.
Köhler U. Statua di Cesare Augusto // AdI. 35. 1863. S. 437 Taf. P.
Bernoulli J. J. Römische Ikonographie. II. 1. Berlin, 1886. S. 31 Nr. 19; 55ff. Taf. 4.
Delbrück R. Bildnisse römischer Kaiser. Berlin, 1914. S. 5. Taf. 3. 4.
Nogara B. La testa di bronzo di Augusto della Biblioteca Vaticana // RM. 29. 1914. P. 186ff. Abb. 1 Taf. 11-13,1.
Kluge K., Lehmann-Hartleben K. Die antiken Großbronzen II. Großbronzen der römischen Kaiserzeit. Berlin und Leipzig, 1927. S. 9f. Abb. 1; 12f. Taf. 3.
West R. Römische Porträt-plastik. Bd. I. München, 1933. S. 116 Taf. 28 Abb. 116.
Paribeni R. Il ritratto nell’ arte antica. Milano, 1934. Taf. 110.
Mustilli D. Il ritratto di Augusto. S. 470f. mit Abb.
Matz F. Welt als Geschichte. 4. 1938, 227f. Abb. 15.
Montini I. Il ritratto di Augusto // Emporium. 87. 1937. P. 52ff. mit Abb.; 92 Nr. 102.
Frigerio F. Augusto. Gesta e immagini // RAComo. Vol. 117/118. 1938/1939. P. 44f. Abb. 22. 22bis.
Anti G. I ritratti di Augusto // Conferenze Augustee. 1939. P. 115.
Mustilli D. Il busto di Augusto scoperta a Fondi e i problemi dell’iconografia Augustea // MemNap. 6. 1942. P. 294.
Rodenwaldt G. Kunst um Augustus. Berlin, 1942. S. 18f. Abb. 6.
Felletti B. M. Maj. s. v. Augusto // Enciclopedia dell’Arte Antica Classica e Orientale. I. Roma, 1958. P. 919f.
Kähler H. Die Augustusstatue von Primaporta. Koeln, 1959. S. 22 Taf. 24b. 26a.
Ingholt H. A Colossal Head from Memphis, Severan or Augustan? // JARCE. 2. 1963. P. 137 Anm. 101 Taf. 39 Abb. 33.
von Heintze H. // Helbig W. Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom. Aufl. 4. Bd. I. Die Päpstlichen Sammlungen im Vatikan und Lateran. Tübingen, 1963. Nr. 477.
von Heintze H. // Propyläen Kunstgeschichte. Bd. 2. Das römische Weltreich / H. Kraus, B. Andreae (Hsg.) S. 253. Abb. 286.
Sutherland C. V. H., Olcay N., Merrington K. E. The Cistophori of Augustus. L., 1970. P. 111
Buschor E. Das hellenistische Bildnis. Aufl. 2. München, 1971. S. 60. 98 Nr. 350 Abb. 78.
Bonacasa N. Ritratto colossale di Augusto del Museo Greco-Romano di Alessandria // RM 79. 1972. P. 230. Taf. 108,3.
Johansen F. Le portrait d’Auguste de Prima Porte e sa datation // Studia Romana in honorem P. Krarup septuagenarii. 1976. P. 54f. Abb. 7.
Jucker H. Die Prinzen auf dem Augustus-Relief in Ravenna // Mélanges d’histoire ancienne et d’archéologie offerts à P. Collart. Lausanne, 1976. S. 246 Anm. 42 (современная отливка утраченного, но серьезно дополненного оригинала).
Vierneisel K., Zanker P. Die Bildnisse des Augustus. München, 1979. S. 10.
Hausmann U. Zur Typologie und Ideologie des Augustusporträts // ANRW. II. 12,2. 1981. S. 577ff. Taf. 24. 25. 27 Abb. 52; 30. 32 Abb. 61 (Особая форма этого типа. Волосы по бокам и сзади похожи на причёску с бюста из Рима: Капитолий, сады Мецената, 7; начало правления Тиберия).
Jucker H. Römische Herrscherbildnisse aus Ägypten // ANRW. II. 12, 2. 1981. S. 680f. (современный).
Hertel E. D. Untersuchungen zu Stil und Chronologie der Kaiser- und Prinzenporträts von Augustus bis Claudius. Bonn, 1982. S. 27, 151 (не античный).
Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom I. Kaiser und Prinzenbildnisse. Mainz am Rhein, 1985. S. 4 (Z.: современная отливка утраченного бюста?).
Schmaltz B. Zum Augustus-Bildnis Tipus Primaporta // RM. 93. 1986. S. 213f. (эпоха Калигулы).
Pfanner M. Über das Herstellen von Porträts // JdI. 104. 1989. S. 212.
Fittschen K. Die Bildnisse des Augustus // G. Binder (Hrsg.) Saeculum Augustum. III. 1991. S. 154 Anm. 24; 155f. Anm. 39.
Lahusen G., Formigli E. Antik oder Nichtantik — Probleme Römischer Bronzebildnisse. // Bronces Y Religión Romana: Congreso Internacional de Bronces Antiguos, Madrid, Mayo-junio, 1990. Madrid, 1993. S. 275— 284 (в печати; бюст современный. Я благодарен Г. Лахузену за копию корректурных гранок).
Boschung D. Die Bildnisse des Augustus. B., 1993. S. 49; 75; 178—
© 2016 г. Перевод с нем.: С. Э. Таривердиева.