Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага
Греческий мрамор. Сер. II в.
Высота 65 см, длина 227 см.
Инв. № Sk 843 b.Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон) Фото: С. И. Сосновский

Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.

Греческий мрамор. Сер. II в.
Высота 65 см, длина 227 см.
Инв. № Sk 843 b.

Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).

Происхождение:
Най­ден в 1887 г. в Риме, перед ворота­ми Св. Лав­рен­тия (Тибур­тин­ские ворота). При­об­ре­тен в 1890 г.

Описание:

Сар­ко­фаг со сце­на­ми мифа о Медее

(Зал 8)

Рим, 140—150 гг. н. э.
Най­ден в 1887 г. в Риме, перед ворота­ми Св. Лав­рен­тия (Тибур­тин­ские ворота). При­об­ре­тен в 1890 г.
Гре­че­ский мра­мор. Высота 65 см, шири­на 227 см.
Инв. № Sk 843 b.

После мести Пелию (см. кат. № 114) Медея и Ясон бегут в Коринф ко дво­ру царя Кре­он­та. Там они живут более 10 лет с обо­и­ми сво­и­ми сыно­вья­ми, до тех пор, пока Ясон не отвер­га­ет Медею, чтобы женить­ся на цар­ской доче­ри Кре­усе (Глав­ке), после чего Кре­онт жела­ет выслать из Корин­фа зло­ве­щую чуже­зем­ку вме­сте с детьми. Страш­но оскорб­лен­ная таким позо­ром и пре­да­тель­ст­вом Ясо­на, кото­рый был обя­зан ей добы­чей Золо­то­го руна с помо­щью ее кол­дов­ской силы, Медея при­ду­мы­ва­ет смер­тель­ную месть. Сар­ко­фаг Медеи изо­бра­жа­ет про­дол­же­ние в четы­рех сце­нах:

Медея пере­да­ет со сво­и­ми сыно­вья­ми на свадь­бу неве­сте золотую диа­де­му и доро­гое оде­я­ние; Кре­уса гра­ци­оз­но при­ни­ма­ет детей на троне на фоне укра­шен­но­го двор­ца, обо­зна­чен­но­го тре­мя тус­кан­ски­ми колон­на­ми. Детей соп­ро­вож­да­ет ста­рая кор­ми­ли­ца Медеи, на зад­нем плане шафер с маков­ка­ми; сле­ва Ясон спо­кой­но наблюда­ет за пере­да­чей подар­ков. Руки моло­до­же­нов — опи­раю­ща­я­ся рука Кре­усы и сво­бод­но сви­саю­щая рука сто­я­ще­го в середине релье­фа Ясо­на — обра­зу­ют связь со сле­дую­щей сце­ной. Ясон, соп­ро­вож­дае­мый копье­нос­цем (шлем и щит на зем­ле), взи­ра­ет на ужас­ное дей­ст­вие подар­ков: как толь­ко Кре­уса наде­ла смер­то­нос­ные дары, диа­де­ма вспых­ну­ла огнем и пла­мя пере­ки­ну­лось на ее пол­ное жиз­ни тело, в то вре­мя как она тщет­но пыта­ет­ся бежать от невы­со­ко­го ложа; при­бе­жав­ший отец рвет на себе воло­сы. Зана­вес на зад­нем плане обрам­ля­ет сце­ну в ком­на­те неве­сты. Спра­ва сле­ду­ет новое убий­ство: оба маль­чи­ка без­за­бот­но носят­ся, играя с мячом, в то вре­мя как Медея поза­ди них уже обна­жи­ла меч, чтобы убить сво­их люби­мых детей и таким обра­зом завер­шить свою месть Ясо­ну. На послед­ней сцене боже­ст­вен­ная цар­ская дочь Медея под­ни­ма­ет­ся на колес­ни­це, запря­жен­ной дра­ко­на­ми Гелиоса, кото­рая уле­та­ет в небо с тела­ми ее детей; один ребе­нок лежит у нее на пле­че, ноги дру­го­го сви­са­ют из колес­ни­цы.

На боко­вых сто­ро­нах сар­ко­фа­га небреж­но и в низ­ком релье­фе изо­бра­же­ны сце­ны укро­ще­ния Ясо­ном быка в Кол­хиде и Ясо­на с боро­да­тым арго­нав­том. Бер­лин­ский сар­ко­фаг с Меде­ей отно­сит­ся к груп­пе из 16 сход­ных экзем­пля­ров, ком­по­зи­ци­он­но сле­дую­щих этой же схе­ме. Они изо­бра­жа­ют пред­став­лен­ную в Афи­нах в 432 г. до н. э. тра­гедию Еври­пида в четы­рех «актах»; гре­че­ский поэт под­хва­тил древ­нее ска­за­ние и в сво­ей «Медее» создал один из самых впе­чат­ля­ю­щих жен­ских обра­зов в миро­вой лите­ра­ту­ре. Вся зна­чи­мость гре­че­ских ска­за­ний для рим­ско­го искус­ства ста­но­вит­ся осо­бен­но ощу­ти­мой в релье­фах сар­ко­фа­гов. Мифо­ло­ги­че­ская тема­ти­ка объ­еди­ня­ет наи­боль­шую груп­пу сар­ко­фа­гов, кото­рые ста­ли исполь­зо­вать­ся для погре­бе­ния тела лишь в нача­ле II в. н. э. До это­го в Риме во вре­ме­на Рес­пуб­ли­ки и Ран­ней импе­рии мерт­ве­цов сжи­га­ли и прах хоро­ни­ли в погре­баль­ных урнах.

Свадь­ба и смерть, ужас­ная боль в самое счаст­ли­вое мгно­ве­ние жиз­ни девуш­ки: посред­ст­вом мифи­че­ской прит­чи гре­че­ской тра­гедии рим­ско­му наблюда­те­лю через 600 лет нагляд­но демон­стри­ро­ва­лась тра­ги­че­ская судь­ба погре­бен­ных. Миф слу­жил уте­ше­ни­ем для близ­ких род­ст­вен­ни­ков покой­но­го, как надеж­да на избав­ле­ние от зем­ных стра­да­ний и стра­ха перед смер­тью.

Лите­ра­ту­ра: G. Koch — H. Sichtermann, Römische Sarkophage. Handbuch der Archäologie (1982) 159 ff.; LIMC VI s. v. Kreousa Nr. 3. 19; LIMC VI s. v. Medeia Nr. 51 (M. Schmidt); H. Schulze, Ammen und Pädagogen (1998) 82, 114 A S 26 Taf. 38, 1. 2; 41. 1; P. Zanker — B. C. Ewald, Mit Mythen leben. Die Bilderwelt der römischen Sarkophage (2004) 82—84. 115. 336 ff. Nr. 20; Pergamonmuseum Berlin. 66 Meisterwerke 2005, 84 (G. Platz-Horster).

Gertrud Platz-Horster

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2007 г. Описание: Scholl A. Die Antikensammlung: Altes Museum, Pergamonmuseum / Staatliche Museen zu Berlin. Philipp von Zabern, Mainz, 2007. С. 242—243, кат. № 150.
© 2016 г. Перевод с нем.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca ясон ясона иасон иасона jason iason медея медеи medea креуса главка creusa kreousa glauce glauke glauca саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi креонт царь коринфа creon мифологический мифологические с мифами мифом миф о греческий мрамор медее язон старая кормилица дети мермер и ферет со свадебными дарами подарками шафер копьеносец колесница крылатыми драконами крылатый дракон крылатые драконы гелиоса тусканская колонна тусканский ордер диадема цветы гирлянда лист аканта аканфа акант аканф мебель стул спинкой мак маковки женская одежда покрытой головой прическа борода мужская хитон плащ браслет головной убор круглый щит parma парма копье шлем налобник назатыльник пояс обувь сандалии детская игра мяч занавес parapetasma гибель смерть убийство огонь ножны колесо чешуя гребешок хохолок b инв № sk 843