Высота 65 см, длина 227 см.Инв. № Sk 843 b.Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон) Фото: С. И. Сосновский
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.
Высота 65 см, длина 227 см.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
Саркофаг со сценами мифа о Медее
(Зал 8)Рим, 140—
Найден в 1887 г. в Риме, перед воротами Св. Лаврентия (Тибуртинские ворота). Приобретен в 1890 г.
Греческий мрамор. Высота 65 см, ширина 227 см.
Инв. № Sk 843 b.
После мести Пелию (см. кат. № 114) Медея и Ясон бегут в Коринф ко двору царя Креонта. Там они живут более 10 лет с обоими своими сыновьями, до тех пор, пока Ясон не отвергает Медею, чтобы жениться на царской дочери Креусе (Главке), после чего Креонт желает выслать из Коринфа зловещую чужеземку вместе с детьми. Страшно оскорбленная таким позором и предательством Ясона, который был обязан ей добычей Золотого руна с помощью ее колдовской силы, Медея придумывает смертельную месть. Саркофаг Медеи изображает продолжение в четырех сценах:
Медея передает со своими сыновьями на свадьбу невесте золотую диадему и дорогое одеяние; Креуса грациозно принимает детей на троне на фоне украшенного дворца, обозначенного тремя тусканскими колоннами. Детей сопровождает старая кормилица Медеи, на заднем плане шафер с маковками; слева Ясон спокойно наблюдает за передачей подарков. Руки молодоженов — опирающаяся рука Креусы и свободно свисающая рука стоящего в середине рельефа Ясона — образуют связь со следующей сценой. Ясон, сопровождаемый копьеносцем (шлем и щит на земле), взирает на ужасное действие подарков: как только Креуса надела смертоносные дары, диадема вспыхнула огнем и пламя перекинулось на ее полное жизни тело, в то время как она тщетно пытается бежать от невысокого ложа; прибежавший отец рвет на себе волосы. Занавес на заднем плане обрамляет сцену в комнате невесты. Справа следует новое убийство: оба мальчика беззаботно носятся, играя с мячом, в то время как Медея позади них уже обнажила меч, чтобы убить своих любимых детей и таким образом завершить свою месть Ясону. На последней сцене божественная царская дочь Медея поднимается на колеснице, запряженной драконами Гелиоса, которая улетает в небо с телами ее детей; один ребенок лежит у нее на плече, ноги другого свисают из колесницы.
На боковых сторонах саркофага небрежно и в низком рельефе изображены сцены укрощения Ясоном быка в Колхиде и Ясона с бородатым аргонавтом. Берлинский саркофаг с Медеей относится к группе из 16 сходных экземпляров, композиционно следующих этой же схеме. Они изображают представленную в Афинах в 432 г. до н. э. трагедию Еврипида в четырех «актах»; греческий поэт подхватил древнее сказание и в своей «Медее» создал один из самых впечатляющих женских образов в мировой литературе. Вся значимость греческих сказаний для римского искусства становится особенно ощутимой в рельефах саркофагов. Мифологическая тематика объединяет наибольшую группу саркофагов, которые стали использоваться для погребения тела лишь в начале II в. н. э. До этого в Риме во времена Республики и Ранней империи мертвецов сжигали и прах хоронили в погребальных урнах.
Свадьба и смерть, ужасная боль в самое счастливое мгновение жизни девушки: посредством мифической притчи греческой трагедии римскому наблюдателю через 600 лет наглядно демонстрировалась трагическая судьба погребенных. Миф служил утешением для близких родственников покойного, как надежда на избавление от земных страданий и страха перед смертью.
Литература: G. Koch — H. Sichtermann, Römische Sarkophage. Handbuch der Archäologie (1982) 159 ff.; LIMC VI s. v. Kreousa Nr. 3. 19; LIMC VI s. v. Medeia Nr. 51 (M. Schmidt); H. Schulze, Ammen und Pädagogen (1998) 82, 114 A S 26 Taf. 38, 1. 2; 41. 1; P. Zanker —
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2007 г. Описание: Scholl A. Die Antikensammlung: Altes Museum, Pergamonmuseum / Staatliche Museen zu Berlin. Philipp von Zabern, Mainz, 2007. С. 242—243, кат. № 150.
© 2016 г. Перевод с нем.: С. И. Сосновский.