III в. н. э.Инв. №№ ГР-4222 / А 433.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг со сценами бракосочетания (саркофаг супругов).
III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
192. Саркофаг.
На передней стороне изображена сцена римского бракосочетания, в присутствии некоторых божеств, как то: Юноны, Венеры, Амура, Виктории и Гименея. Присутствует и прислуга.
Правая сторона представляет охоту; левая — сцену из пастушеского быта.
Передние углы крышки украшены масками, а в барельефе между ними изображены капитолийские божества и Парки между подымающимся из Океана богом Солнца и спускающейся в Океан богиней Луны. Произведение римского искусства приблизительно 170 г. по Р. Х.
Саркофаг этот найден в Монтичелли, недалеко от Тиволи, в 1843 году.
Bullet. dell’Inst. 1844, p. 102. — Brunn в Annali dell’Instit. 1844, p. 186 ff. Monum. Ined. IV. tav. 9. — Kleine Schriften I, p. 4 ff. — d’Escamps, Description des Marbres antiques du Musée Campana, pl. 107. — Rossbach, Unters. über die röm. Ehe, S. 318 f. — Id. Röm. Hochzeits- und Ehedenkmäler, S. 106 ff. — Overbeck, griech. Kunstmythol. II, p. 173. III, p. 56 ff. (тут издана средняя группа передней стороны крышки). — A. Herzog, Stati epithalamium (L. 1881), p. 34.
Паросский мрамор. — Выс. 1,16 м, с подставленными ему сфинксами 1,687 м; шир. 1,10 м; дл. 2,30. — Собр. Кампана.
384 (192). Саркофаг.
Из собрания Кампана. Найден около Тиволи в 1843 г. В. 1,16 м.
На лицевой стороне бракосочетание, над этой сценой на крышке — капитолийские божества: Юпитер, Юнона, Минерва и Парки; налево — восходящее солнце, направо — заходящая луна.
На правой стороне — охота, на левой — сцена из пастушеского быта.
384. Саркофаг.
Найден около Тиволи в 1843 г. Собр. Кампана. В. 1,16 м. Зал III (Зевса). На лицевой стороне бракосочетание; над этой сценой на крышке — капитолийские божества: Юпитер, Юнона, Минерва и Парки; налево — восходящее солнце, направо — заходящая луна. На правой стороне — охота, на левой — сцена из пастушеского быта.
115. Саркофаг.
Рим. Конец II в. Мрамор. Длина 230 см; высота 116 см. Поступил из коллекции Кампана в 1862 г. Инв. № А 433.
В центре рельефа на передней стенке саркофага изображена супружеская пара, совершающая обряд жертвоприношения в присутствии богов, девушек с дарами и прислужников, ведущих жертвенного быка. Богиня Конкордия благословляет брачный союз; Виртус, воплощение гражданской доблести, венчает супруга; Венера и Гименей предвещают счастье молодым.
Саркофаг относится к числу так называемых биографических саркофагов. Но рельеф не только воспроизводит один из эпизодов жизни умершего; в аллегорической форме он воспевает три основные гражданские добродетели римлянина: благочестие, доблесть и супружеское согласие. В использовании аллегории проявилось влияние монументальных рельефов триумфальных колонн и арок. Рельеф отличается великолепным качеством исполнения, тщательной передачей индивидуальных особенностей лиц изображенных.
Текст: музейная аннотация.
© Описание: (1) Кизерицкий Г. Музей древней скульптуры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типография А. Бенке, СПб, 1901. С. 91—93, кат. № 192.
(2) Вальдгауер О. Ф. Краткое описание музея древней скульптуры. Т-во Р. Голике и А. Вильборг, СПб, 1912. С. 178, кат. № 384 (192).
(3) Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Издательство Брокгауз-Ефрон, Петроград, 1924. С. 152, кат. № 384.
(4) Горбунова К. С., Саверкина И. И. Искусство древней Греции и Рима в собрании Эрмитажа. Аврора, Ленинград, 1975. С. 114—115, кат. № 115.