Форум Нервы. Рельефный фриз со сценами мифа об Арахне
85—97 гг. н. э.Рим, Форум Нервы
Фото: И. А. Шурыгин
Форум Нервы. Рельефный фриз со сценами мифа об Арахне.
85—97 гг. н. э.
Рим, Форум Нервы.
Описание:
Так называемый форум Нервы был построен во времена правления Домициана. Строительство началось в 92 г., однако после смерти императора его имя декретом сената было предано забвению (damnatio memoriae), и форум впоследствии получил разнообразные названия: forum Palladium в честь храма Минервы, forum transitorium, поскольку через него сообщались четыре соседних форума, а также forum Nervae по имени императора, посвятившего его. Форум в плане представлял собой прямоугольник (120 х 45 м). На нем стоял храм Минервы, построенный в коринфском стиле, полностью разрушенный в начале 1600-х годов папой Павлом V Боргезе, который использовал блоки мрамора для завершения строительства фонтана Аква Паола (1610-1612). С трех сторон храм был окружен портиком с канеллированными колоннами коринфского ордера и богато декорированным фризом, насколько можно судить по единичным сохранившимся частям оригинальной конструкции — т. н. Огромным Колоннам (le Colonnacce) на углу улиц Кавур, Алессандрина и дей Фори Империали. Фриз портика впервые был описан в 1693 г. в Admiranda Romanorum Antiquitatum Ac Veteris Sculpturae Vestigia, издании, иллюстрированном гравюрами Пьетро Санте Бартоли с комментариями Джованни Пьетро Беллори. Эве Д’Амбра в публикации 1993 г. подчеркнула, что известный антиквар не распознал в центральном рельефе, расположенном под аттиком с фигурой Минервы, классический мифологический сюжет наказания Арахны Минервой. С другой стороны, этот миф не относился к числу популярных в старые времена, а древнегреческая ваза из коринфского археологического музея с подобным сюжетом, описанная Вайнбергом в 1959 г., в 17 в. была неизвестна. Первым, кто распознал в этой части фриза историю Арахны и Минервы, был Хуго Блюмнер (1877), который описал сцену, где богиня, разгневавшаяся на девушку, соткавшую прекрасную ткань, ударила ее веретеном по лицу (Met., VI, vv. 132-133).
В действительности, фигура на фризе держит в руках меч; Эве Д’Амбра объяснила данное несоответствие тем, что веретено, имеющее небольшие размеры, было бы невозможно различить с уровня земли. И только Мария Тереза Пикар в 1961, а затем в 1965 г. не согласилась с таким прочтением фриза. По ее мнению, рельеф полностью лишен пафоса и живости, столь характерных для Овидия. Исследовательница считает, что на фризе изображено подношение ткачихами даров Минерве. В частности коленопреклоненную фигуру, традиционно определяемую как Арахна, она описывает как ткачиху, распростершуюся перед богиней, посетившей ее мастерскую. В своей недавней работе Эве Д’Амбра пытается объяснить выбор данного сюжета на форуме, посвященном Минерве, и идентифицировать остальные 56 сохранившихся фигур. Многочисленные женщины, прядущие шерсть и ткущие на рамах, служат выражением женских достоинств (virtutes), в противоположность Арахне, которая выступает в качестве отрицательного примера, недостойного подражания. За спиной Минервы-Ремесленницы (Minerva Ergane), покровительницы ремесел и искусств, находится группа из трех фигур — девочки, женщины и старухи — которая представляет течение жизни. Две женщины продолжают ткать в присутствии богини, выполняя свой женский долг.
В действительности, фигура на фризе держит в руках меч; Эве Д’Амбра объяснила данное несоответствие тем, что веретено, имеющее небольшие размеры, было бы невозможно различить с уровня земли. И только Мария Тереза Пикар в 1961, а затем в 1965 г. не согласилась с таким прочтением фриза. По ее мнению, рельеф полностью лишен пафоса и живости, столь характерных для Овидия. Исследовательница считает, что на фризе изображено подношение ткачихами даров Минерве. В частности коленопреклоненную фигуру, традиционно определяемую как Арахна, она описывает как ткачиху, распростершуюся перед богиней, посетившей ее мастерскую. В своей недавней работе Эве Д’Амбра пытается объяснить выбор данного сюжета на форуме, посвященном Минерве, и идентифицировать остальные 56 сохранившихся фигур. Многочисленные женщины, прядущие шерсть и ткущие на рамах, служат выражением женских достоинств (virtutes), в противоположность Арахне, которая выступает в качестве отрицательного примера, недостойного подражания. За спиной Минервы-Ремесленницы (Minerva Ergane), покровительницы ремесел и искусств, находится группа из трех фигур — девочки, женщины и старухи — которая представляет течение жизни. Две женщины продолжают ткать в присутствии богини, выполняя свой женский долг.
Chiara Mataloni
Источники: