Сцена пиршества
Фреска фриза Большого колумбария виллы Дориа Памфили в Риме.
Конец I в. до н. э. — конец I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах Фото: И. А. Шурыгин

Сцена пиршества.

Фреска фриза Большого колумбария виллы Дориа Памфили в Риме.
Конец I в. до н. э. — конец I в. н. э.

Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.

Происхождение:
Рас­коп­ки 1820—1830 гг.

Описание:
Типич­ный колум­ба­рий пред­став­ля­ет собой гроб­ни­цу, напо­ло­ви­ну погру­жен­ную в зем­лю, в сте­нах кото­рой рас­по­ло­же­ны ряды ниш, содер­жа­щих тер­ра­ко­то­вые урны с пеп­лом умер­ших. Наряду с семей­ны­ми колум­ба­ри­я­ми, имев­ши­ми скром­ные раз­ме­ры, стро­и­лись и круп­ные гроб­ни­цы, рас­счи­тан­ные на сот­ни ниш. Боль­шие колум­ба­рии созда­ва­лись в Риме от кон­ца рес­пуб­ли­кан­ской эры до прин­ци­па­та Фла­ви­ев с целью обес­пе­чить достой­ное погре­бе­ние для мно­же­ства воль­ноот­пу­щен­ни­ков, кото­рые в тот пери­од ста­ли дости­гать доволь­но высо­ко­го эко­но­ми­че­ско­го и соци­аль­но­го ста­ту­са. Эти соору­же­ния воз­во­ди­лись чле­на­ми импе­ра­тор­ской семьи и сена­то­ра­ми для сво­их рабов и воль­ноот­пу­щен­ни­ков, а так­же част­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, тор­го­вав­ши­ми места­ми для захо­ро­не­ния.

Фри­зы, разде­ляв­шие ряды ниш, рас­пи­сы­ва­лись жан­ро­вы­ми сцен­ка­ми, идил­ли­че­ски­ми пей­за­жа­ми, квад­ра­та­ми с фрук­та­ми или пти­ца­ми и эпи­зо­да­ми из мифов; подоб­ные ико­но­гра­фи­че­ские моти­вы встре­ча­ют­ся так­же в деко­ре жилых домов того вре­ме­ни. На фоне пей­за­жей, подоб­ных тем, кото­ры­ми была рас­пи­са­на вил­ла Фар­не­зи­на, мы видим сце­ны из сель­ской жиз­ни, хра­мы, свя­ти­ли­ща, свя­щен­ные дере­вья в оград­ках, пут­ни­ков, пили­гри­мов перед вотив­ны­ми эди­ку­ла­ми и алта­ря­ми, ста­туи При­а­па, Пана и про­чих божеств; изо­бра­же­ния отли­ча­ют­ся нату­ра­лиз­мом.

Натюр­мор­ты состав­ле­ны из птиц и живот­ных в окру­же­нии вет­вей фрук­то­вых дере­вьев или кор­зи­нок с фрук­та­ми (виш­ня­ми, фига­ми, гра­на­та­ми и пр.). Рас­те­ния и зве­ри изо­бра­же­ны весь­ма реа­ли­стич­но, часто уда­ет­ся рас­по­знать виды птиц. Эти обра­зы демон­стри­ру­ют не толь­ко раз­но­об­ра­зие живо­го мира, но и радо­сти жиз­ни: на бога­то нак­ры­том сто­ле все­гда в изоби­лии лежа­ли фрук­ты и дичь.

В череде пей­за­жей и натюр­мор­тов мож­но встре­тить и коми­че­ские сцен­ки с пиг­ме­я­ми на бере­гах Нила. Из мифо­ло­ги­че­ских эпи­зо­дов наи­бо­лее часты­ми ока­зы­ва­ют­ся бит­ва Герак­ла с кен­тав­ром, изби­е­ние детей Нио­бы Апол­ло­ном и Арте­ми­дой, а так­же исто­рия об Окно­се и его осле.

На шту­ка­тур­ке стен сох­ра­ни­лись отвер­стия для гвоздей, на кото­рые веша­ли гир­лян­ды из цве­тов. Под каж­дой нишей име­ет­ся рисо­ван­ная таб­лич­ка (tabula ansata) с име­нем покой­но­го или вла­дель­ца: неред­ко ниши в колум­ба­ри­ях поку­па­ли для после­дую­щей пере­про­да­жи. Изу­че­ние имен на таб­лич­ках пока­за­ло, что боль­шин­ство из них при­над­ле­жа­ло воль­ноот­пу­щен­ни­кам. По сти­лю живо­пи­си и над­пи­сей соору­же­ние мож­но отне­сти к ран­не­му пери­о­ду прав­ле­ния Авгу­ста (30—20 гг. до н. э.).


Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Текст: музейные сопроводительные материалы, перевод с итал. И. А. Шурыгина.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae настенная роспись фреска фрески римский римская римские колумбарии большой колумбарий виллы дориа памфили эпиграфика надпись надписи epigraphia надгробная эпитафия возлежащий возлежащего полулежащий полулежащего амфора amphora amphore чаша возлежащая возлежащей полулежащая полулежащей вино погребальная ниша погребальные ниши loculus loculi симпосий симпозий симпосиум симпозиум попойка пиршество пир symposium рисованная табличка tabula ansata виа аурелиа аурелия via aurelia