Конец I в. до н. э. — конец I в. н. э.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах Фото: И. А. Шурыгин
Сцена пиршества.
Конец I в. до н. э. — конец I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
Фризы, разделявшие ряды ниш, расписывались жанровыми сценками, идиллическими пейзажами, квадратами с фруктами или птицами и эпизодами из мифов; подобные иконографические мотивы встречаются также в декоре жилых домов того времени. На фоне пейзажей, подобных тем, которыми была расписана вилла Фарнезина, мы видим сцены из сельской жизни, храмы, святилища, священные деревья в оградках, путников, пилигримов перед вотивными эдикулами и алтарями, статуи Приапа, Пана и прочих божеств; изображения отличаются натурализмом.
Натюрморты составлены из птиц и животных в окружении ветвей фруктовых деревьев или корзинок с фруктами (вишнями, фигами, гранатами и пр.). Растения и звери изображены весьма реалистично, часто удается распознать виды птиц. Эти образы демонстрируют не только разнообразие живого мира, но и радости жизни: на богато накрытом столе всегда в изобилии лежали фрукты и дичь.
В череде пейзажей и натюрмортов можно встретить и комические сценки с пигмеями на берегах Нила. Из мифологических эпизодов наиболее частыми оказываются битва Геракла с кентавром, избиение детей Ниобы Аполлоном и Артемидой, а также история об Окносе и его осле.
На штукатурке стен сохранились отверстия для гвоздей, на которые вешали гирлянды из цветов. Под каждой нишей имеется рисованная табличка (tabula ansata) с именем покойного или владельца: нередко ниши в колумбариях покупали для последующей перепродажи. Изучение имен на табличках показало, что большинство из них принадлежало вольноотпущенникам. По стилю живописи и надписей сооружение можно отнести к раннему периоду правления Августа (30—
Текст: музейные сопроводительные материалы, перевод с итал. И. А. Шурыгина.