Портрет Агриппины Старшей. Тип «Капитолий».
Аванш (Швейцария), Римский музей.
42. Статуя Агриппины Старшей?
Тип «Капитолий».Посмертная (правление Калигулы?).
Рис. 34—
Рис. 35. Аванш. Статуя Агриппины Старшей, рисунок-реконструкция приводится по изданию: Bossert M. Die Rundskulpturen von Aventicum. Berne, 1983. Ill. 31. S. 32. |
Аванш, Римский музей, хранилище, инв. № 79/10 a (фрагмент цоколя и ноги), 79/10 b (бедро), 79/10 c (верхняя часть правой руки), 79/10 e (голова во фрагментарном состоянии). Фрагменты колоссальной статуи со вставной головой.
Тело: белый мелкозернистый мрамор; голова: белый среднезернистый мрамор. Найдена в 1972 г. в северной части форума Аванша (инсула 22).
Размеры: общая высота согласно восстановлению (статуя и цоколь) — около 2,75 м; высота головы — (34) см, ширина головы — (25) см.
Библиография:
Bossert M., Kaspar D. Eine iulisch-claudische Kaiserkultgruppe in Avenches // Bulletin de l’Association Pro Aventico. № 22. 1974. S. 21—
Bossert M. Die Rundskulpturen von Aventicum. Berne, 1983. S. 41—
Drack W., Fellmann R. Die Römer in der Schweiz, Stuttgart, 1988. Ill. 63 S. 108 (Агриппина);
Kreikenbom D. Griechische und römische Kolossalporträts bis zum späten ersten Jahrhundert n. Chr. Berlin, New York, 1992. № III-78, S. 208—
Tansini R. I ritratti di Agrippina Maggiore. Rome, 1995. P. 53;
Rose Ch. Br. Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period. Cambridge, 1997. No. 64. P. 135 (Агриппина Старшая);
Bossert M. Die figürlichen Reliefs von Aventicum. Lausanne, 1998. S. 155, Ill. 42 Rs 37d (Агриппина Старшая);
Boschung D. Gens Augusta. Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses. Mainz, 2002. № 9. 1 S. 54 (Агриппина Старшая);
Alexandridis A. Die Frauen des römischen Kaiserhauses. Eine Untersuchung ihrer bildlichen Darstellung von Livia bis Iulia Domna. Mainz, 2004. № 64. S. 143—
с. 248 Сохранность: сохранилась часть головы, фрагменты цоколя, ног, область бёдер и верхняя часть правой руки. На волосах сохранились следы рыжего цвета.
Комментарий: Несмотря на весьма фрагментарную сохранность изображения, в нём можно узнать физиономию и иконографический тип, характерные для портретов Агриппины Старшей: правильные черты лица, тонкий и прямой нос, чётко очерченный рот, а также причёска с прямым пробором и крупными волнами волос вокруг головы, соответствующая репликам единственного известного сегодня типа принцессы — типа «Капитолий»154. Агриппина Старшая в детстве часто встречается в группах статуй, установленных в честь её родителей, Агриппы и Юлии, но большинство посвящений ей сделано посмертно; благодаря своему происхождению из рода Юлиев в правление Калигулы и Клавдия она фактически играла роль династического референта. В данном случае высота статуи предполагает, что это посмертное изображение; её портрет, несомненно, идёт в комплексе со статуей императора в доспехах, найденной одновременно с ним (см. следующую заметку).
По мнению авторов, опубликовавших эти находки, данные работы были импортированы из мастерской города Рима и, возможно, доставлены по долине Роны155.
ПРИМЕЧАНИЯ
154Boschung D. Die Bildnistypen der iulisch-claudischen Kaiserfamilie: ein kritischer Forschungsbericht // JRA. Vol. 6. 1993. P. 61 (fig. 40 Oa). 155Bossert M., Kaspar D. Eine iulisch-claudische Kaiserkultgruppe in Avenches // Bulletin de l’Association Pro Aventico. № 22. 1974. S. 24. 156См. выше, с. 90.© 2016 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.