Римская копия 2-й пол. II в. н. э. греческого оригинала IV в. до н. э., предположительно, работы Праксителя.Инв. № 6353.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Эрот, тип Ченточелле.
Римская копия 2-й пол. II в. н. э. греческого оригинала IV в. до н. э., предположительно, работы Праксителя.
Неаполь, Национальный археологический музей.
В МУЗЕЙ – СТАТУЯ ЭРОТА ЧЕНТОЧЕЛЛЕ. НОВЫЙ ВЗГЛЯД.
Ссылку на статью см. в списке литературы.
Статуя, о которой идет речь, получила свое название от по-
луфигуры юного Эрота в Ватикане (высота 0,85 м), давшей имя
группе однотипных скульптур, статуй и статуэток <...>
Ватиканский Эрот был найден английским художником,
археологом Г. Гамильтоном в 1772 г. под Римом в местечке
Тор Сан Джованни, называемом также Ченточелле (Centocelle),
и продан для нового Климентинского музея, где его наименовали
Il Genio del Vaticano.<...>
В настоящее время насчитывается 27 мраморных произве-
дений, относящихся к типу Эрота Ченточелле, хотя эта цифра
явно не может учитывать всех вещей, находящихся в частных
коллекциях и появляющихся на аукционах. Иконографиче-
ское и художественно-историческое определение статуи Эрота
с крыльями типа Ченточелле давно занимает умы исследовате-
лей. А. Фуртвенглер приписал оригинал Праксителю и отожде-
ствил его как феспийского Эрота, о котором существует из-
вестная история, передаваемая древними авторами, связанная
с возлюбленной ваятеля Фриной. Уже вскоре атрибуция Прак-
сителю была подвергнута сомнению и в настоящее время, за ис-
ключением А. Корсо, исследователями не рассматривается. Еще
Стефани отмечал, что мотив возник не раньше, чем в римскую
эпоху. Вальдгауер указал на Мастера «ватиканского Адониса»
и на адаптацию греческого идеального типа первой половины
IV в. до н. э. в скульптуре антониновского времени. Подобное
условное определение неизвестного римского скульптора, ши-
роко принятое в науке о греческих расписных вазах, в скульп-
туре не прижилось, более того, обе эрмитажные реплики Эрота
Ченточелле не относятся к антониновскому времени, о чем речь
пойдет ниже, однако идея о римской переработке оказалась
в дальнейшем плодотворной.
Потребовалось длительное время, пока искусствоведы не
распознали стилистические – эклектические – особенности этой
скульптуры. Переиздание ватиканского каталога 1961 г. отмечает
следование поликлетовского образцу и приписывает оригинал
пелопонесской школе начала IV в. до н. э. Оригинал был также
атрибутирован скульптору Эвфранору. Автор основополагающей
монографии «Классицистические статуи» П. Цанкер все еще
указывает на оригинал скульптурного типа IV в., сопоставимого
с работами Праксителя. Исследователи также приводили для
сравнения как будто похожие изображения на греческих вазах
или римских монетах в защиту теории существования раннего
оригинала, хотя подобный материал невыразителен и явно не-
достаточен для подтверждения.
Как самостоятельное римское классицистическое творе-
ние, которое трактует черты греческой скульптуры (контрапост
Поликлета, мягкость, приписываемую Праксителю, и сложную
составную прическу эллинистических моделей), статуя типа
Ченточелле была охарактеризована Ж.-Л. Мартине в каталоге
выставки «Пракситель» (2007). Соглашаясь с последним опре-
делением, в его поддержку мы приводим анализ прически.
Это значительный зримый элемент в изображении нагой фигуры,
который показывает не копирование какой-либо предвосходя-
щей модели, но является римским сочинением на тему «древней
прически». Волосы макушки средней длины разделены на пря-
мой пробор и одновременно зачесаны кверху, длинные локоны
от средней части опускаются на плечи и полностью закрывают
шею, средней длины кудри ниспадают от ушей на щеки, самые
короткие кудри обрамляют лоб, подчиняясь симметрическому
узору, и, наконец, выделенные и удержанные на темени длин-
ные пряди завязаны в Гераклов узел. Конструкция как будто по-
хожа на прическу с узлом-бантом волос надо лбом в изображе-
ниях Афродиты эллинистического периода, также узаконенную
для Аполлона и Диониса, но не имеет пучкa волос на затылке.
Вместо нескольких локонов все длинные волосы Эрота ниспа-
дают на плечи. Передний пучок и пробор как будто бы похожи на
греческие детские прически поздней классики, популярные
вплоть до позднего эллинизма и принятые в искусстве для изо-
бражений мальчика-Эрота, особенно известных по репликам
Эрота с луком Лисиппа. Но принципиальна разница: в грече-
ской модели волосы посередине головы разделены на три пробора
и уложены в низкую косицу, будучи зачесаны с двух сторон
к центру, а в прическе Эрота Ченточелле разделенные на пробор
и зачесанные кверху средние пряди только имитируют подобную
часть греческой прически. Таких причесок уже давно не было
в быту, и только необходимость намека на древний греческий
образ побудила римского скульптора создать некую похожесть.
Почти все реплики типа Ченточелле датированы II в., к ко-
торому была отнесена и эрмитажная статуя. Однако детальное
рассмотрение двух элементов указывает на исполнение скульп-
туры в III в. Глазной зрачок образован двумя слитыми, но до-
вольно широко расставленными углублениями от сверления,
вместе образующими форму сердечка. Такой зрачок появляется
в портретном искусстве раннеантониновского времени, но широко
размещенные высверленные углубления характерны для порт-
рета эпохи Галлиена (260–270-е гг.). Более показательно свер-
ление бороздок в волосах, эта техника также возникает во II в.,
но глубокая тень, отделяющая завитки, создает более отвлечен-
ный графический узор. Наличие многочисленных, откровенно
видимых «перепонок» между прядками является также отличи-
тельной чертой мраморной резьбы III в. Маньеризм циркуль-
ных завитков в кончиках прядей, не встречающийся в трактовке
волос портрета того времени, находит точную параллель в де-
коративных работах, в особенности в проработке рельефов сар-
кофагов, как, например, в угловых мужских масках на крышке
саркофага Людовизи (Майнц, Римско-Германский Центральный
музей; 250–260-е гг.).
Реставрационные исследования могли бы показать, если
в древности эрмитажная статуя была раскрашена или позолочена,
полихромия оставалась характернoй для римской скульптуры
императорского времени. Две реплики Эрота Ченточелле – в Ва-
тикане и другая, ранее находившаяся в Художественном музее
Санта Барбары, также обнаруживают на спине выточенные
в мраморе прямоугольные пазы для укрепления в них отдельно
изготовленных крыльев. Такая технология могла быть вызва-
на экономией мрамора при вырубке из блока, но не исключено,
что за этим стояло желание снабдить статую великолепными
крыльями из позолоченной бронзы либо выполненными из
более дешевого материала, дерева или гипса, но также позоло-
ченного или раскрашенного. У статуи из Санта Барбары сохра-
нились остатки красного пигмента в волосах. Раскраска прида-
вала неживой фигуре натуралистический вид, сияние позолоты
могло намекать на сверхъестественную природу божества, но в
целом, и цвет, и блеск были необходимы для создания эффекта,
неотразимо действующего на эмоциональное и психологиче-
ское восприятие зрителя.
Что изображает скульптура? Стефани полагал, что фигура
принадлежит группе Амура и Психеи, однако археологический
материал не предоставляет никаких свидетельств наличия вто-
рого персонажа. Тот же автор, разбирая реплики фигуры, указал
на образы Гипноса или Танатоса, в правой руке держащего
опущенный вниз факел. Печальное выражение Эрота позволяло
реставрировать скульптуру и как Гения смерти, но это не отно-
сится к оригиналу типа. Расправленные крылья, наличие колча-
на, лука и стрелы определенно характеризуют образ как Эрота
Победителя.
Но какое действие изображает скульптура? Корсо объяс-
няет его как момент приземления Эрота после полета и поиск
равновесия. Вряд ли такой ничтожный физический мотив мог
волновать древнего ваятеля. Скульптура изображает нежного
юношу, который представляет самого себя, иными словами, бог
любви демонстрирует привлекательные стороны объекта любви,
в равной степени поражающие подругу (миф об Эроте и Психее)
или друга. Исследователи не раз обращали внимание на неопреде-
ленность возраста в разных репликах – изображен то ли мальчик,
то ли подросток, то ли юноша. Черты лица, идеально правиль-
ные, различаются – они могут быть более мягкими, округлыми,
свидетельствуя о возрасте мальчика (10–12 лет), более ясными,
что уже говорит о подростковом периоде (13–15 лет), или
сформированными, характерными для 16–17-летнего юноши.
Эти различия совпадают с категориями желанных мальчиков
и подростков, описанными в латинской литературе (Квинтилиан.
О созерцательной жизни, 50–52), рабов по положению, выпол-
нявших работу религиозных служек или домашних слуг и опреде-
ленно являвшихся сексуальными слугами. Они носили свойст-
венные только им тщательно уложенные прически с длинными
локонами на плечах, заслужившие критику у морализирующих
авторов (Сенека. Нравственные письма к Луцилию, 47, 7; 95,
24), поскольку, несомненно, выглядели женственными. Их вид
известен в скульптурных изображениях (например, фигуры слуг
на боковом рельефе погребального алтаря со сценой рукопожатия.
Национальный музей, Рим). Украшенные цветами и умащенные
ароматами, они услаждали взоры гостей. В таком контексте
«неисторическая» прическа Эрота Ченточелле получает объяс-
нение. «Пестумской розы алей быть его губы должны», – сказал
Марциал о лике желанного мальчика (Эпиграммы, IV, 42, 10; пер.
Ф. А. Петровского). Исследователи также обратили внимание
на подчеркнутую пригожесть и эротичность скульптурного об-
лика Эрота Ченточелле. Полировка мрамора на поверхности
нагой фигуры уподоблена нежной бархатистой коже тела, хо-
рошо сложенного, но привлекательного еще мягкостью муску-
латуры. Чуть раскрытые губы рта чувственны, склоненная голо-
ва и отведенный взор, как будто неопределенный, вполне
откровенны как выражение томности. Э. Бартман ввела в обсу-
ждение римской идеальной скульптуры тему Sexy Boys (на-
званных нами «идеальными юношами и пригожими мальчика-
ми»), куда она поместила и статую Эрота Ченточелле.
сб. Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат: материалы
XXIV Царскосельской научной конференции. СПб., 2018. Стр. 294-310.
Информация: музейная аннотация.