Эрот, тип Ченточелле
Мрамор.
Римская копия 2-й пол. II в. н. э. греческого оригинала IV в. до н. э., предположительно, работы Праксителя.
Инв. № 6353.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Эрот, тип Ченточелле.

Мрамор.
Римская копия 2-й пол. II в. н. э. греческого оригинала IV в. до н. э., предположительно, работы Праксителя.
Инв. № 6353.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Частная коллекция, Фарнезе.
Происхождение:
Из собра­ния Фар­не­зе. Рестав­ра­ция К. Аль­ба­чи­ни.

Описание:
Ниже мы пуб­ли­ку­ем отрыв­ки из ста­тьи А.В. Круг­лова ИЗ ДВОРЦА
В МУЗЕЙ – СТАТУЯ ЭРОТА ЧЕНТОЧЕЛЛЕ. НОВЫЙ ВЗГЛЯД.
Ссыл­ку на ста­тью см. в спис­ке лите­ра­ту­ры.

Ста­туя, о кото­рой идет речь, полу­чи­ла свое наз­ва­ние от по-
луфи­гу­ры юно­го Эрота в Вати­кане (высота 0,85 м), дав­шей имя
груп­пе одно­тип­ных скульп­тур, ста­туй и ста­ту­эток <...>
Вати­кан­ский Эрот был най­ден англий­ским худож­ни­ком,
архео­ло­гом Г. Гамиль­то­ном в 1772 г. под Римом в местеч­ке
Тор Сан Джо­ван­ни, назы­вае­мом так­же Чен­то­чел­ле (Centocelle),
и про­дан для ново­го Кли­мен­тин­ско­го музея, где его наи­ме­но­ва­ли
Il Genio del Vaticano.<...>
В насто­я­щее вре­мя насчи­ты­ва­ет­ся 27 мра­мор­ных про­из­ве-
дений, отно­ся­щих­ся к типу Эрота Чен­то­чел­ле, хотя эта циф­ра
явно не может учи­ты­вать всех вещей, нахо­дя­щих­ся в част­ных
кол­лек­ци­ях и появ­ля­ю­щих­ся на аук­ци­о­нах. Ико­но­гра­фи­че-
ское и худо­же­ст­вен­но-исто­ри­че­ское опре­де­ле­ние ста­туи Эрота
с кры­лья­ми типа Чен­то­чел­ле дав­но зани­ма­ет умы иссле­до­ва­те-
лей. А. Фурт­вен­глер при­пи­сал ори­ги­нал Пра­к­си­те­лю и отож­де-
ствил его как фес­пий­ско­го Эрота, о кото­ром суще­ст­ву­ет из-
вест­ная исто­рия, пере­да­вае­мая древ­ни­ми авто­ра­ми, свя­зан­ная
с воз­люб­лен­ной вая­те­ля Фри­ной. Уже вско­ре атри­бу­ция Прак-
сите­лю была под­верг­ну­та сомне­нию и в насто­я­щее вре­мя, за ис-
клю­че­ни­ем А. Кор­со, иссле­до­ва­те­ля­ми не рас­смат­ри­ва­ет­ся. Еще
Сте­фа­ни отме­чал, что мотив воз­ник не рань­ше, чем в рим­скую
эпо­ху. Вальд­гау­ер ука­зал на Масте­ра «вати­кан­ско­го Адо­ни­са»
и на адап­та­цию гре­че­ско­го иде­аль­но­го типа пер­вой поло­ви­ны
IV в. до н. э. в скульп­ту­ре анто­ни­нов­ско­го вре­ме­ни. Подоб­ное
услов­ное опре­де­ле­ние неиз­вест­но­го рим­ско­го скуль­п­то­ра, ши-
роко при­ня­тое в нау­ке о гре­че­ских рас­пис­ных вазах, в скульп-
туре не при­жи­лось, более того, обе эрми­таж­ные реп­ли­ки Эрота
Чен­то­чел­ле не отно­сят­ся к анто­ни­нов­ско­му вре­ме­ни, о чем речь
пой­дет ниже, одна­ко идея о рим­ской пере­ра­бот­ке ока­за­лась
в даль­ней­шем пло­до­твор­ной.
Потре­бо­ва­лось дли­тель­ное вре­мя, пока искус­ст­во­веды не
рас­по­зна­ли сти­ли­сти­че­ские – эклек­ти­че­ские – осо­бен­но­сти этой
скульп­ту­ры. Пере­из­да­ние вати­кан­ско­го ката­ло­га 1961 г. отме­ча­ет
сле­до­ва­ние поли­кле­тов­ско­го образ­цу и при­пи­сы­ва­ет ори­ги­нал
пело­по­нес­ской шко­ле нача­ла IV в. до н. э. Ори­ги­нал был так­же
атри­бу­ти­ро­ван скуль­п­то­ру Эвфра­но­ру. Автор осно­во­по­ла­гаю­щей
моно­гра­фии «Клас­си­ци­сти­че­ские ста­туи» П. Цан­кер все еще
ука­зы­ва­ет на ори­ги­нал скульп­тур­но­го типа IV в., сопо­ста­ви­мо­го
с работа­ми Пра­к­си­те­ля. Иссле­до­ва­те­ли так­же при­во­ди­ли для
срав­не­ния как буд­то похо­жие изо­бра­же­ния на гре­че­ских вазах
или рим­ских моне­тах в защи­ту тео­рии суще­ст­во­ва­ния ран­не­го
ори­ги­на­ла, хотя подоб­ный мате­ри­ал невы­ра­зи­те­лен и явно не-
доста­то­чен для под­твер­жде­ния.
Как само­сто­я­тель­ное рим­ское клас­си­ци­сти­че­ское тво­ре-
ние, кото­рое трак­ту­ет чер­ты гре­че­ской скульп­ту­ры (кон­тра­пост
Поли­кле­та, мяг­кость, при­пи­сы­вае­мую Пра­к­си­те­лю, и слож­ную
состав­ную при­чес­ку элли­ни­сти­че­ских моде­лей), ста­туя типа
Чен­то­чел­ле была оха­рак­те­ри­зо­ва­на Ж.-Л. Мар­тине в ката­ло­ге
выстав­ки «Пра­к­си­тель» (2007). Сог­ла­ша­ясь с послед­ним опре-
деле­ни­ем, в его под­держ­ку мы при­во­дим ана­лиз при­чес­ки.
Это зна­чи­тель­ный зри­мый эле­мент в изо­бра­же­нии нагой фигу­ры,
кото­рый пока­зы­ва­ет не копи­ро­ва­ние какой-либо пред­вос­хо­дя-
щей моде­ли, но явля­ет­ся рим­ским сочи­не­ни­ем на тему «древ­ней
при­чес­ки». Воло­сы макуш­ки сред­ней дли­ны разде­ле­ны на пря-
мой про­бор и одно­вре­мен­но заче­са­ны квер­ху, длин­ные локо­ны
от сред­ней части опус­ка­ют­ся на пле­чи и пол­но­стью зак­ры­ва­ют
шею, сред­ней дли­ны куд­ри нис­па­да­ют от ушей на щеки, самые
корот­кие куд­ри обрам­ля­ют лоб, под­чи­ня­ясь сим­мет­ри­че­ско­му
узо­ру, и, нако­нец, выде­лен­ные и удер­жан­ные на теме­ни длин-
ные пряди завя­за­ны в Герак­лов узел. Кон­струк­ция как буд­то по-
хожа на при­чес­ку с узлом-бан­том волос надо лбом в изо­бра­же-
ниях Афро­ди­ты элли­ни­сти­че­ско­го пери­о­да, так­же уза­ко­нен­ную
для Апол­ло­на и Дио­ни­са, но не име­ет пучкa волос на затыл­ке.
Вме­сто несколь­ких локо­нов все длин­ные воло­сы Эрота нис­па-
дают на пле­чи. Пере­д­ний пучок и про­бор как буд­то бы похо­жи на
гре­че­ские дет­ские при­чес­ки позд­ней клас­си­ки, попу­ляр­ные
вплоть до позд­не­го элли­низ­ма и при­ня­тые в искус­стве для изо-
бра­же­ний маль­чи­ка-Эрота, осо­бен­но извест­ных по реп­ли­кам
Эрота с луком Лисип­па. Но прин­ци­пи­аль­на раз­ни­ца: в гре­че-
ской моде­ли воло­сы посе­редине голо­вы разде­ле­ны на три про­бо­ра
и уло­же­ны в низ­кую коси­цу, будучи заче­са­ны с двух сто­рон
к цен­тру, а в при­чес­ке Эрота Чен­то­чел­ле разде­лен­ные на про­бор
и заче­сан­ные квер­ху сред­ние пряди толь­ко ими­ти­ру­ют подоб­ную
часть гре­че­ской при­чес­ки. Таких при­че­сок уже дав­но не было
в быту, и толь­ко необ­хо­ди­мость наме­ка на древ­ний гре­че­ский
образ побуди­ла рим­ско­го скуль­п­то­ра создать некую похо­жесть.
Почти все реп­ли­ки типа Чен­то­чел­ле дати­ро­ва­ны II в., к ко-
торо­му была отне­се­на и эрми­таж­ная ста­туя. Одна­ко деталь­ное
рас­смот­ре­ние двух эле­мен­тов ука­зы­ва­ет на испол­не­ние скульп-
туры в III в. Глаз­ной зра­чок обра­зо­ван дву­мя сли­ты­ми, но до-
воль­но широ­ко рас­став­лен­ны­ми углуб­ле­ни­я­ми от свер­ле­ния,
вме­сте обра­зу­ю­щи­ми фор­му сер­деч­ка. Такой зра­чок появ­ля­ет­ся
в порт­рет­ном искус­стве ран­не­ан­то­ни­нов­ско­го вре­ме­ни, но широ­ко
раз­ме­щен­ные высвер­лен­ные углуб­ле­ния харак­тер­ны для порт-
рета эпо­хи Гал­ли­е­на (260–270-е гг.). Более пока­за­тель­но свер-
ление бороздок в воло­сах, эта тех­ни­ка так­же воз­ни­ка­ет во II в.,
но глу­бо­кая тень, отде­ля­ю­щая завит­ки, созда­ет более отвле­чен-
ный гра­фи­че­ский узор. Нали­чие мно­го­чис­лен­ных, откро­вен­но
види­мых «пере­по­нок» меж­ду пряд­ка­ми явля­ет­ся так­же отли­чи-
тель­ной чер­той мра­мор­ной резь­бы III в. Манье­ризм цир­куль-
ных завит­ков в кон­чи­ках прядей, не встре­чаю­щий­ся в трак­тов­ке
волос порт­ре­та того вре­ме­ни, нахо­дит точ­ную парал­лель в де-
кора­тив­ных работах, в осо­бен­но­сти в про­ра­бот­ке релье­фов сар-
кофа­гов, как, напри­мер, в угло­вых муж­ских мас­ках на крыш­ке
сар­ко­фа­га Людо­ви­зи (Майнц, Рим­ско-Гер­ман­ский Цен­траль­ный
музей; 250–260-е гг.).
Рестав­ра­ци­он­ные иссле­до­ва­ния мог­ли бы пока­зать, если
в древ­но­сти эрми­таж­ная ста­туя была рас­кра­ше­на или позо­ло­че­на,
поли­хро­мия оста­ва­лась харак­тернoй для рим­ской скульп­ту­ры
импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни. Две реп­ли­ки Эрота Чен­то­чел­ле – в Ва-
тикане и дру­гая, ранее нахо­див­ша­я­ся в Худо­же­ст­вен­ном музее
Сан­та Бар­ба­ры, так­же обна­ру­жи­ва­ют на спине выто­чен­ные
в мра­мо­ре пря­мо­уголь­ные пазы для укреп­ле­ния в них отдель­но
изготов­лен­ных кры­льев. Такая тех­но­ло­гия мог­ла быть выз­ва-
на эко­но­ми­ей мра­мо­ра при выруб­ке из бло­ка, но не иск­лю­че­но,
что за этим сто­я­ло жела­ние снаб­дить ста­тую вели­ко­леп­ны­ми
кры­лья­ми из позо­ло­чен­ной брон­зы либо выпол­нен­ны­ми из
более деше­во­го мате­ри­а­ла, дере­ва или гип­са, но так­же позо­ло-
чен­но­го или рас­кра­шен­но­го. У ста­туи из Сан­та Бар­ба­ры сох­ра-
нились остат­ки крас­но­го пиг­мен­та в воло­сах. Рас­крас­ка при­да-
вала нежи­вой фигу­ре нату­ра­ли­сти­че­ский вид, сия­ние позо­лоты
мог­ло наме­кать на сверхъ­есте­ствен­ную при­ро­ду боже­ства, но в
целом, и цвет, и блеск были необ­хо­ди­мы для созда­ния эффек­та,
неот­ра­зи­мо дей­ст­ву­ю­ще­го на эмо­цио­наль­ное и пси­хо­ло­ги­че-
ское вос­при­я­тие зри­те­ля.
Что изо­бра­жа­ет скульп­ту­ра? Сте­фа­ни пола­гал, что фигу­ра
при­над­ле­жит груп­пе Аму­ра и Пси­хеи, одна­ко архео­ло­ги­че­ский
мате­ри­ал не пре­до­став­ля­ет ника­ких свиде­тельств нали­чия вто-
рого пер­со­на­жа. Тот же автор, раз­би­рая реп­ли­ки фигу­ры, ука­зал
на обра­зы Гип­но­са или Тана­то­са, в пра­вой руке дер­жа­ще­го
опу­щен­ный вниз факел. Печаль­ное выра­же­ние Эрота поз­во­ля­ло
реста­ври­ро­вать скульп­ту­ру и как Гения смер­ти, но это не отно-
сит­ся к ори­ги­на­лу типа. Рас­прав­лен­ные кры­лья, нали­чие кол­ча-
на, лука и стре­лы опре­де­лен­но харак­те­ри­зу­ют образ как Эрота
Победи­те­ля.
Но какое дей­ст­вие изо­бра­жа­ет скульп­ту­ра? Кор­со объ­яс-
няет его как момент при­зем­ле­ния Эрота после поле­та и поиск
рав­но­ве­сия. Вряд ли такой ничтож­ный физи­че­ский мотив мог
вол­но­вать древ­не­го вая­те­ля. Скульп­ту­ра изо­бра­жа­ет неж­но­го
юно­шу, кото­рый пред­став­ля­ет само­го себя, ины­ми сло­ва­ми, бог
люб­ви демон­стри­ру­ет при­вле­ка­тель­ные сто­ро­ны объ­ек­та люб­ви,
в рав­ной сте­пе­ни пора­жаю­щие под­ру­гу (миф об Эро­те и Пси­хее)
или дру­га. Иссле­до­ва­те­ли не раз обра­ща­ли вни­ма­ние на неопре­де-
лен­ность воз­рас­та в раз­ных реп­ли­ках – изо­бра­жен то ли маль­чик,
то ли под­ро­сток, то ли юно­ша. Чер­ты лица, иде­аль­но пра­виль-
ные, раз­ли­ча­ют­ся – они могут быть более мяг­ки­ми, округ­лы­ми,
свиде­тель­ст­вуя о воз­расте маль­чи­ка (10–12 лет), более ясны­ми,
что уже гово­рит о под­рост­ко­вом пери­о­де (13–15 лет), или
сфор­ми­ро­ван­ны­ми, харак­тер­ны­ми для 16–17-лет­не­го юно­ши.
Эти раз­ли­чия сов­па­да­ют с кате­го­ри­я­ми желан­ных маль­чи­ков
и под­рост­ков, опи­сан­ны­ми в латин­ской лите­ра­ту­ре (Квин­ти­ли­ан.
О созер­ца­тель­ной жиз­ни, 50–52), рабов по поло­же­нию, выпол-
няв­ших работу рели­ги­оз­ных слу­жек или домаш­них слуг и опре­де-
лен­но являв­ших­ся сек­су­аль­ны­ми слу­га­ми. Они носи­ли свойст-
вен­ные толь­ко им тща­тель­но уло­жен­ные при­чес­ки с длин­ны­ми
локо­на­ми на пле­чах, заслу­жив­шие кри­ти­ку у мора­ли­зи­ру­ю­щих
авто­ров (Сене­ка. Нрав­ст­вен­ные пись­ма к Луци­лию, 47, 7; 95,
24), посколь­ку, несо­мнен­но, выгляде­ли жен­ст­вен­ны­ми. Их вид
изве­стен в скульп­тур­ных изо­бра­же­ни­ях (напри­мер, фигу­ры слуг
на боко­вом релье­фе погре­баль­но­го алта­ря со сце­ной руко­по­жа­тия.
Нацио­наль­ный музей, Рим). Укра­шен­ные цве­та­ми и ума­щен­ные
аро­ма­та­ми, они услаж­да­ли взо­ры гостей. В таком кон­тек­сте
«неисто­ри­че­ская» при­чес­ка Эрота Чен­то­чел­ле полу­ча­ет объ­яс-
нение. «Пестум­ской розы алей быть его губы долж­ны», – ска­зал
Мар­ци­ал о лике желан­но­го маль­чи­ка (Эпи­грам­мы, IV, 42, 10; пер.
Ф. А. Пет­ров­ско­го). Иссле­до­ва­те­ли так­же обра­ти­ли вни­ма­ние
на под­черк­ну­тую при­го­жесть и эро­тич­ность скульп­тур­но­го об-
лика Эрота Чен­то­чел­ле. Поли­ров­ка мра­мо­ра на поверх­но­сти
нагой фигу­ры упо­доб­ле­на неж­ной бар­ха­ти­стой коже тела, хо-
рошо сло­жен­но­го, но при­вле­ка­тель­но­го еще мяг­ко­стью муску-
лату­ры. Чуть рас­кры­тые губы рта чув­ст­вен­ны, скло­нен­ная голо-
ва и отведен­ный взор, как буд­то неопре­де­лен­ный, вполне
откро­вен­ны как выра­же­ние том­но­сти. Э. Барт­ман вве­ла в обсу-
жде­ние рим­ской иде­аль­ной скульп­ту­ры тему Sexy Boys (на-
зван­ных нами «иде­аль­ны­ми юно­ша­ми и при­го­жи­ми маль­чи­ка-
ми»), куда она поме­сти­ла и ста­тую Эрота Чен­то­чел­ле.

Круг­лов А. В.

Литература:
Круг­лов А. В. ИЗ ДВОРЦА В МУЗЕЙ – СТАТУЯ ЭРОТА ЧЕНТОЧЕЛЛЕ. НОВЫЙ ВЗГЛЯД.
сб. Двор­цы, особ­ня­ки, усадь­бы. Музей­ный фор­мат: мате­ри­а­лы
XXIV Цар­ско­сель­ской науч­ной кон­фе­рен­ции. СПб., 2018. Стр. 294-310.

Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca эрот эроты эрос эрота eros римская romana амур амуры купидон купидона amor скульптура скульптурный sculptura римский римские копия статуя статуи statua statuae мрамор тип ченточелле пракситель праксителя коллекция фарнезе альбачини инв № 6353