Бюст Антонина Пия из Байи
Мрамор.
Ок. 140 г.
Неаполь, Национальный археологический музей

Бюст Антонина Пия из Байи.

Мрамор.
Ок. 140 г.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Байи.
Происхождение:
Из Байи.

Описание:
После смер­ти Адри­а­на импе­ра­то­ром стал усы­нов­лен­ный им Тит Элий Анто­нин (138—161 гг. н. э.), полу­чив­ший про­зви­ще Пий (Бла­го­че­сти­вый). Он вышел из среды бога­тых сена­то­ров про­вин­ции Гал­лии. На пре­стол он всту­пил уже пожи­лым чело­ве­ком, пяти­де­ся­ти одно­го года. Сво­и­ми лич­ны­ми каче­ства­ми Анто­нин Пий зна­чи­тель­но боль­ше, чем Адри­ан, соот­вет­ст­во­вал пред­став­ле­ни­ям рим­ской зна­ти, осо­бен­но сена­то­ров, об иде­аль­ном пра­ви­те­ле. Он твер­до сле­до­вал рим­ским обы­ча­ям и рели­ги­оз­ным тра­ди­ци­ям. По сло­вам совре­мен­ни­ков, он отли­чал­ся мяг­ким и доб­рым нра­вом, щед­ро­стью и отсут­ст­ви­ем тще­сла­вия.

«Он выде­лял­ся сво­ей наруж­но­стью, сла­вил­ся сво­и­ми доб­ры­ми нра­ва­ми, отли­чал­ся бла­го­род­ным мило­сер­ди­ем, имел спо­кой­ное выра­же­ние лица, обла­дал необык­но­вен­ны­ми даро­ва­ни­я­ми... при всем этом у него было боль­шое чув­ство меры и отсут­ст­вие вся­ко­го тще­сла­вия» (Юлий Капи­то­лин, Анто­нин Пий, II, 1).

Будучи вер­ным уче­ни­ком Адри­а­на, Анто­нин Пий сле­до­вал его миро­лю­би­вой поли­ти­ке. Во вре­мя его прав­ле­ния, про­дол­жав­ше­го­ся два­дцать три года, про­изо­шло мало изме­не­ний во внеш­нем и внут­рен­нем поло­же­нии Рима. «...Он все­гда любил мир в такой сте­пе­ни, что часто повто­рял сло­ва Сци­пи­о­на, что луч­ше сох­ра­нить жизнь одно­му граж­да­ни­ну, чем убить тыся­чу вра­гов» (Юлий Капи­то­лин, Анто­нин Пий, IX, 10).

При Анто­нине Пии про­цве­та­ют про­вин­ции, рас­тут и бога­те­ют про­вин­ци­аль­ные горо­да. Сле­дуя сове­там Адри­а­на, он боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет Афи­нам, высту­па­ет как защит­ник и пок­ро­ви­тель эллин­ства. В Афи­нах осно­вы­ва­ют­ся новые шко­лы рито­ри­ки и фило­со­фии. Про­дол­жа­ет­ся иде­а­ли­за­ция про­шло­го Гре­ции, ее куль­ту­ры и искус­ства.

В рим­ском искус­стве это­го вре­ме­ни, в част­но­сти в искус­стве порт­ре­та, не про­ис­хо­дит рез­ких изме­не­ний срав­ни­тель­но с пери­о­дом Адри­а­на. [с.61] Шире исполь­зу­ют­ся худо­же­ст­вен­ные при­е­мы, впер­вые появив­ши­е­ся в порт­ре­тах вре­ме­ни Адри­а­на: тон­кая моде­ли­ров­ка и поли­ров­ка лица, при­ме­не­ние бура­ва для волос и боро­ды. Тех­ни­ка бура­ва с тече­ни­ем вре­ме­ни при­об­ре­та­ет все боль­шее зна­че­ние. Пла­сти­че­ская пере­да­ча гла­за ста­но­вит­ся посто­ян­ным явле­ни­ем. Офи­ци­аль­ные порт­ре­ты Анто­ни­на Пия мало отли­ча­ют­ся от порт­ре­тов Адри­а­на. Одним из луч­ших его изо­бра­же­ний явля­ет­ся бюст из Байи в Нацио­наль­ном музее в Неа­по­ле, отно­ся­щий­ся к пер­вым годам его прав­ле­ния. Импе­ра­тор изо­бра­жен в пла­ще, наки­ну­том поверх пан­ци­ря и скреп­лен­ном на пра­вом пле­че застеж­кой. Под­черк­ну­ты спо­кой­ст­вие и сдер­жан­ность, бла­го­род­ная и пред­ста­ви­тель­ная внеш­ность. Иде­а­ли­за­ция обра­за пра­ви­те­ля соче­та­ет­ся с реа­ли­сти­че­ской пере­да­чей черт лица — глу­бо­ко поса­жен­ных, зате­нен­ных глаз, немно­го впа­ло­го рта с выдаю­щей­ся верх­ней губой, доволь­но силь­но высту­паю­ще­го под­бо­род­ка. При пере­да­че волос при­ме­нен бурав. Этот тип порт­ре­та чаще все­го повто­ря­ет­ся как в Риме, так и в про­вин­ци­ях.


Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 60—61, илл. 99.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский имперский император антонин пий антонина пия imperator antoninus pius династия антонинов антонины скульптура скульптурный sculptura римская римские бюст мрамор доспехи военный плащ палудаментум paludamentum борода бородатый barba barbatum застежка фибула fibula узел наплечник наплечники из байи baiae инв № 6031