Высота 27 см.Инв. № 61/92.Майнц, Муниципальный музей Майнца
Портрет Гая Цезаря (?). Тип II.
Высота 27 см.
Майнц, Муниципальный музей Майнца.
58. [Портрет Гая Цезаря]
Тип II.Илл. 46.
Майнц, Муниципальный музей Среднего Рейна[1].
Инв. № 61/92.
Голова. Бело-жёлтый мрамор.
Найдена в Майнце в 1961 г.
Размеры: высота 27 см.
Реставрации: нет.
Библиография: Simon E. Das neugefundene Bildnis des Caius Caesar in Mainz // MZ. Bd. 58. 1963. S. 1—
Комментарий: С этим портретом связано два главных вопроса: это его подлинность и его идентификация. Первый обусловлен тем, что портрет обнаружен вне археологического контекста, на территории, где неизвестно никаких следов римской эпохи; кроме того, он принадлежит к серии реплик, многие из которых вызывают сомнения в их подлинности; поэтому высказывалось предположение, что это работа скульптора Кановы. Э. Симон вслед за Х. Келером привела убедительные аргументы в пользу того, что эти сомнения не обоснованы199.
с. 266 Что касается идентификации, то гипотеза, согласно которой это портрет молодого Августа, обоснованно отвергнута в новейших исследованиях. Благодаря тому, что, с одной стороны, теперь лучше изучен феномен «уподобления» (Angleichung) и, с другой стороны, опубликовано весьма обстоятельное исследование портретов Цезарей, — представляется уже общепризнанным мнение, что портрет изображает одного из приёмных сыновей Августа. Споры вызывает идентификация принца: Гай или Луций? Вполне очевидно, что ответ зависит от идентификации их портретов, найденных в базилике Коринфа. Для выработки решающего критерия предлагались всевозможные аргументы, однако крайняя идеализация черт лица, отсутствие сколько-нибудь заметной разницы в возрасте и сходство, намеренно приданное этим двум портретам, по-прежнему затрудняют анализ. При нынешнем состоянии изученности этой проблемы, можно лишь отметить, что было бы логично, если бы воспроизведённый здесь тип, наиболее близкий к типу Августа «Прима Порта», изображал старшего из братьев — Гая. Но это предположение остаётся весьма спорным.
Дж. Поллини, автор последней монографии, посвящённой иконографии молодых принцев, относит этот экземпляр к типу II, главными репликами которого является бюст, хранящийся в Ватикане200, и портрет из скульптурной группы, найденной в Велии201.
ПРИМЕЧАНИЯ:
199Примечательно, что на скульптуре сохранились следы полихромии: Kähler H. Op. cit. S. 136. 200Рим, Ватикан, Зал бюстов, инв. № 714; Pollini J. Op. cit. No. 5. Pl. 7. 201Марина-ди-Ашеа, хранилище, инв. № 17454; ibid. No. 7. Pl. 9 (Гай Цезарь); Rose Ch. Br. Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period, Cambridge, 1997. No. 49, fig. 123 (Луций Цезарь).ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:
[1]По состоянию на 2016 г. переименован в Муниципальный музей Майнца (Landesmuseum Mainz).
© 2016 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.