72—75 гг. н. э.?
Высота 44,2 см; высота лица 33 см, ширина 26 см, толщина 23,5 см.Инв. № 667.Кёльн, Римско-германский музей
Колоссальный портрет Нерона/Домициана?
72—75 гг. н. э.?
Высота 44,2 см; высота лица 33 см, ширина 26 см, толщина 23,5 см.
Кёльн, Римско-германский музей.
60. Колоссальный портрет Нерона-Домициана?
тип I: 72—Илл. 48.
Кёльн, Римско-германский музей, инв. № 667.
Голова с соединительным элементом для вставки в статую.
Белый мелкозернистый мрамор.
Обнаружена в Кёльне в 1911 г. на реке Рейн, во время строительства крытого рынка (Markthalle).
Размеры: высота 44,2 см; высота лица 33 см, ширина 26 см, толщина 23,5 см.
Библиография: Lückger
Сохранность: скульптура сильно повреждена: помимо весьма многочисленных сколов по всему лицу и шее, отломаны, к сожалению, нос и подбородок. Отколота также левая часть соединительной вставки.
Комментарий: идентификация этого портрета очень проблематична. Обычно предлагается видеть в нём Агриппу, но эта гипотеза ни в коем случае не может быть поддержана; ни черты лица, ни типология портрета, ни, в конце концов, возраст изображённого не соответствуют образу помощника Августа. Недавно Д. Зальцман предположил, что это колоссальный портрет Клавдия; однако представляется, что его физиономические особенности противоречат данной гипотезе. На самом деле, это лицо Нерона; для этого императора характерна такая форма глаз форма глаз, особенно тяжёлые верхние веки. с. 268 Что касается прядей чёлки, то их порядок соответствует первому иконографическому типу Домициана, большинство реплик которого было изготовлено как раз из старых портретов Нерона (ср. кат. № 190). Таким образом, гипотеза Д. Крайкенбома, предположившего, что это портрет последнего императора из династии Флавиев, переработанный из портрета Нерона, остаётся наиболее правдоподобной. Впрочем, следы этой переработки минимальны; зачёсанные назад пряди выглядят нехарактерными; однако здесь не обнаруживается валика на затылке, так характерного для иконографии последнего из Юлиев-Клавдиев. Поэтому следует предположить, что скульптор, создававший второй портрет, полностью переработал сзади форму черепа.
© 2016 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.