Колоссальный портрет Нерона/Домициана?
Белый мелкозернистый мрамор.
72—75 гг. н. э.?
Высота 44,2 см; высота лица 33 см, ширина 26 см, толщина 23,5 см.
Инв. № 667.Кёльн, Римско-германский музей

Колоссальный портрет Нерона/Домициана?

Белый мелкозернистый мрамор.
72—75 гг. н. э.?
Высота 44,2 см; высота лица 33 см, ширина 26 см, толщина 23,5 см.
Инв. № 667.

Кёльн, Римско-германский музей.

Происхождение:
Обна­ру­же­на в Кёльне в 1911 г. на реке Рейн.

Описание:

60. Колос­саль­ный порт­рет Неро­на-Доми­ци­а­на?

тип I: 72—75 гг. н. э.?
Илл. 48.

Кёльн, Рим­ско-гер­ман­ский музей, инв. № 667.
Голо­ва с соеди­ни­тель­ным эле­мен­том для встав­ки в ста­тую.
Белый мел­ко­зер­ни­стый мра­мор.
Обна­ру­же­на в Кёльне в 1911 г. на реке Рейн, во вре­мя стро­и­тель­ства кры­то­го рын­ка (Markthalle).

Раз­ме­ры: высота 44,2 см; высота лица 33 см, шири­на 26 см, тол­щи­на 23,5 см.

Биб­лио­гра­фия: Lückger H. J. Studien über das Rheingelände des römischen Cöln // BJ. Bd. 125. 1919. S. 178 sqq. Ill. 36 (Агрип­па); Espérandieu E. Recueil général des bas-reliefs de la Gaule romaine. T. 3. P., 1910. № 6445; Curtius L. Ikonographische Beiträge, V. M. Vipsanius Agrippa // MDAI (R). Bd. 48. 1933. S. 285 (пред­ста­ви­тель дина­стии Клав­ди­ев); Fremensdorf F. Urkunden zur Kölner Stadtgeschichte aus römischer Zeit. Cologne, 1963. S. 37—2. Ill. 2—3 (Агрип­па); Bracker J. // Römer am Rhein. Ausstellung des Römisch-Germanischen Museums Köln, Cologne, 1967, № A 9 S. 137—138 (Агрип­па, «рекон­струи­ро­ван­ное изо­бра­же­ние кон­ца прав­ле­ния Фла­ви­ев»); Balty J.-Ch. Notes d’iconographie julio-claudienne, II: Un portrait de jeune homme des Musées royaux d’art et d’histoire à Bruxelles et l’iconographie de Drusus l’Ancien // BMAH. Ser. 4. T. 38/39. 1966—1967. P. 24 sqq, fig. 9—11 (Друз Стар­ший); Polaschek K. Studien zur Ikonographie der Antonia Minor. Rome, 1973. S. 51. Anm. 109 (принц из дина­стии Клав­ди­ев); Kiss Z. L’iconographie des princes julio-claudiens au temps d’Auguste et de Tibère, Varsovie, 1975. S. 94. Ill. 285—286; Borger H. Das Römisch-Germanische Museum Köln. München, 1977. S. 41. Ill. 60; Fabbrini L. Marco Vipsanio Agrippa: concordanze e discordanze iconografiche // Eikones. Festschrift H. Jucker. Bern, 1980. S. 102; Salzmann D. Antike Porträts im Römisch-Germanischen Museum Köln. Wissenschaftliche Kataloge des RGM Bd. 5 // Kölner Jahrbuch für Vor- und Frühgeschichte. Bd. 23. 1990 (Клав­дий); Kreikenbom D. Griechische und römische Kolossalporträts bis zum späten ersten Jahrhundert n. Chr. Berlin, New York, 1992. S. 216—217, Ill. 21d-22 (Нерон-Доми­ци­ан).

Сохран­ность: скульп­ту­ра силь­но повреж­де­на: поми­мо весь­ма мно­го­чис­лен­ных ско­лов по все­му лицу и шее, отло­ма­ны, к сожа­ле­нию, нос и под­бо­ро­док. Отко­лота так­же левая часть соеди­ни­тель­ной встав­ки.

Ком­мен­та­рий: иден­ти­фи­ка­ция это­го порт­ре­та очень про­бле­ма­тич­на. Обыч­но пред­ла­га­ет­ся видеть в нём Агрип­пу, но эта гипо­те­за ни в коем слу­чае не может быть под­дер­жа­на; ни чер­ты лица, ни типо­ло­гия порт­ре­та, ни, в кон­це кон­цов, воз­раст изо­бра­жён­но­го не соот­вет­ст­ву­ют обра­зу помощ­ни­ка Авгу­ста. Недав­но Д. Зальц­ман пред­по­ло­жил, что это колос­саль­ный порт­рет Клав­дия; одна­ко пред­став­ля­ет­ся, что его физио­но­ми­че­ские осо­бен­но­сти про­ти­во­ре­чат дан­ной гипо­те­зе. На самом деле, это лицо Неро­на; для это­го импе­ра­то­ра харак­тер­на такая фор­ма глаз фор­ма глаз, осо­бен­но тяжё­лые верх­ние веки. с. 268 Что каса­ет­ся прядей чёл­ки, то их порядок соот­вет­ст­ву­ет пер­во­му ико­но­гра­фи­че­ско­му типу Доми­ци­а­на, боль­шин­ство реплик кото­ро­го было изготов­ле­но как раз из ста­рых порт­ре­тов Неро­на (ср. кат. № 190). Таким обра­зом, гипо­те­за Д. Край­кен­бо­ма, пред­по­ло­жив­ше­го, что это порт­рет послед­не­го импе­ра­то­ра из дина­стии Фла­ви­ев, пере­ра­ботан­ный из порт­ре­та Неро­на, оста­ёт­ся наи­бо­лее прав­до­по­доб­ной. Впро­чем, следы этой пере­ра­бот­ки мини­маль­ны; зачё­сан­ные назад пряди выглядят неха­рак­тер­ны­ми; одна­ко здесь не обна­ру­жи­ва­ет­ся вали­ка на затыл­ке, так харак­тер­но­го для ико­но­гра­фии послед­не­го из Юли­ев-Клав­ди­ев. Поэто­му сле­ду­ет пред­по­ло­жить, что скуль­п­тор, созда­вав­ший вто­рой порт­рет, пол­но­стью пере­ра­ботал сза­ди фор­му чере­па.


Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 267—268, кат. № 60, илл. 48.
© 2016 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император нерон нерона imperator nero домициан домициана domitianus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты портретный портретная голова мужской мужская мужчины мужчина флавиев флавии gens flavia flavii белый мрамор мелкозернистый инв № 667
free counters