Эпитафия: кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э., Рим.
CIL VI 1282 = ILS 882.Инв. №№ N 386 / D 34 / MR 889.Париж, Лувр
Сосуд с надписью Небнетеру и эпитафией П. Клавдия Пульхра.
Эпитафия: кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э., Рим.
CIL VI 1282 = ILS 882.
Париж, Лувр.
два центральных картуша, слева: | |
справа: | |
справа от него: | |
слева от него: | |
ниже: |
CIL VI 1282 = ILS 882 = AE 2000, 135:
Чтобы увидеть эту разнообразную динамику в действии, взглянем более внимательно на один импортный предмет, сосуд, который сперва был вотивным подношением в Египте, а затем — погребальной урной в Италии, и рассмотрим, каким образом египетское происхождение и назначение этого предмета повлияло на его повторное использование в Риме. Высота вазы чуть более двух футов (66 см), она вытесана из одного куска кальцитового алебастра (рис. 1. 2 a, b). У неё особенно богатая биография. Надписи с обеих сторон — иероглифическая надпись IX в. до н. э. и латинская надпись начала I в. н. э., — освещают как египетскую, так и римскую жизнь вазы. Много известно и о её постантичной истории. Ваза была обнаружена «возле театра Марцелла» в 1615 г. Семья Боргезе приобрела её для своей растущей коллекции, и на протяжении нескольких веков ваза находилась в руках этой семьи. В 1808 г. она была приобретена для музея Наполеона. Сегодня она хранится в Лувре, в отделе египетских древностей30. Даже краткая история этого экземпляра показывает, что в разное время он играл разные роли: подношение, памятник и предмет искусства (objet d’art). Ещё примечательнее, что можно установить владельцев этой вазы на различных этапах ее существования, от создания до сохранения.
В иероглифической надписи на передней стороне сообщается, что эта ваза является посвящением жреца Фив по имени Небнетеру за здоровье и удачу царя. Формула, описывающая царя, предполагает, что посвящение сделано либо при Осорконе II (около 874—
Эта ваза попала в Рим в начале правления Августа и была повторно использована как погребальная урна. Хотя мы не вполне точно знаем место её обнаружения, она служит лучшим свидетельством о местоположении фамильной гробницы Клавдиев, которую предположительно локализуют возле храма Беллоны35. Чтобы приспособить вазу к её новому назначению, ремесленники снабдили её крышкой и двумя ручками из италийского алебастра (он выглядит так же, как и кальцитовый алебастр, но менее прозрачный и полосатый). На обратной стороне была добавлена латинская надпись, в которой идентифицирован владелец вазы и три поколения его предков:
«Публий Клавдий Пульхр, сын Публия, внук Аппия, правнук Аппия. Квестор, председатель суда, претор и авгур»36.
Публий Клавдий Пульхр принадлежал к одной из самых знаменитых семей Поздней республики. Его отцом был Публий Клодий, знаменитый враг Цицерона (плебейский трибун 58 г. до н. э.); его дедом — Аппий Клавдий Пульхр (консул 54 г., с. 27 цензор 51 г. до н. э.); его прадедом — Аппий Клавдий Пульхр (консул 79 г. до н. э.)[1]37. Литературные свидетельства позволяют нам оживить его биографию. Когда умер отец Публия Клавдия Пульхра, его мать вышла замуж за триумвира Марка Антония, который обручил его сестру с Октавианом, чтобы скрепить свой союз с ним, хотя в конце концов этот брак был аннулирован38. Цицерон тоже знал его и считал многообещающим молодым человеком. Для Валерия Максима его жизнь послужила примером (exemplum) погибшей юности; он упоминает о романе Публия Клавдия Пульхра с проституткой, который закончился его постыдной и ужасной смертью от болезни39. (Краткое описание карьеры (cursus honorum) в его надгробной надписи предполагает успешное начало карьеры, которая внезапно прервалась, хотя причина этого не указана). Его пережили двое детей, в том числе сын, достигший консульства в 21 или 22 г. н. э.40 Этот случай особенно интересен тем, что Публий Клавдий Пульхр жил в эпоху решающего перелома в отношениях Рима с Египтом, хотя он был слишком молод, чтобы участвовать в конфликте Октавиана с Антонием и Клеопатрой.
Какое значение имело египетское происхождение этого объекта для его последующего использования? Мемориал Публия Клавдия Пульхра должен был производить внушительное впечатление, ибо представлял собой большой предмет из прекрасного полосатого камня. Согласно Плинию, лучший алебастр имел золотисто-медовый цвет и чёткие завитки, и египетский алебастр считался хорошим; римляне ценили алебастр за способность сохранять содержимое и за внешний вид41. Другие подобные предметы позволяют нам получить представление об их социальной ценности. Сохранилось ещё несколько римских погребальных урн из египетского кальцитового алебастра, в том числе ещё одна переработка египетского импорта. Сообщается, что Ливилла, младшая дочь Германика, была погребена в алебастровой урне, как и император Септимий Север42. Хотя соблазнительно было бы найти какой-то скрытый смысл в том, что египетской урной открыто владел пасынок Антония, однако контекст предполагает, что данную урну не следует рассматривать как заявление о политической приверженности её владельца, хотя такое предположение и могло бы показаться естественным. Её модификация дорого стоила и позволила создать из старого материала новый функциональный объект. Когда ее поместили в гробницу, иероглифическая надпись стала не видна, а египетское происхождение урны — не очевидно. В то же время было ясно видно, что урна изготовлена из дорогого и роскошного камня, который, как известно, добывался в Египте, позднее считался достойным императорской семьи и, несомненно, был известен в Риме эпохи Августа. Главным было египетское происхождение материала, а место производства — второстепенным. Таким образом, этот экземпляр является плодом работы как египетских, так и римских мастеров. То же самое относится и ко многим другим импортным предметам в Италии.
30Лувр N 386 — D 34 — MR 889. Эта ваза не слишком известна. Сведения о её происхождении почерпнуты из документов, хранящихся в Лувре, благодаря любезности госпожи Катрин Бриддоно. Общее рассмотрение см. также: Musées de France. L’Art de Rome et des provinces dans les collections parisiennes. Paris, 1970. № 124; Martinez[1]Консул 54 г. был дядей владельца вазы, консул 79 г. — его дедом, а его прадедом был Аппий Клавдий Пульхр, консул 143 г. до н. э. — Прим. ред. сайта.
© 2015 г. Photo: Musee du Louvre.
© 2015 г. Описание (1): K. Jansen-Winkeln. Inschriften der Spätzeit. Teil II: Die 22.-24. Dynastie. Harrassowitz Verlag, 2007. S. 302.