Римская копия середины II в. н. э. с бронзового малоазийского оригинала сер. II в. до н. э.Инв. № 172.Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, Зал V Фото: И. А. Шурыгин
Спящий Гермафродит.
Римская копия середины II в. н. э. с бронзового малоазийского оригинала сер. II в. до н. э.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, Зал V.
Спящий Гермафродит
Несмотря на то, что голова была подвергнута глубокой реставрации, статуя считается одной из лучших среди двадцати сохранившихся копий «Спящего Гермафродита». В своем исследовании основ мироздания Платон утверждал, что Природа оставалась неделимой и совершенной до разделения полов. После того как Овидий описал Гермафродита — сына Гермеса и Афродиты, в «Метаморфозах», этот персонаж приобрел необычайную популярность. Скульптура «Спящий Гермафродит» была создана Поликлетом в период, когда мастерские афинских скульпторов начали выполнять заказы из Рима (II в. до н. э.). Напоминая творения мастеров классической эпохи, это существо, вытянувшееся на ложе во сне в соблазнительной позе, вызывает противоречивые чувства. Согласно одной из точек зрения, сон Гермафродита, одновременно мужчины и женщины, также имеет двойственную природу, будучи одновременно и невинным, и возбуждающим.
Во времена принца Камилло Боргезе данная скульптура заменила собой другую подобную, увезенную в Лувр в 1807 г. Та была реставрирована Бернини, а сам миф послужил сюжетной основой для росписи потолка в этой комнате.
Статуя упоминалась Эннио Квирино Висконти и была подробно описана Антонио Нибби, восторгавшимся превосходной работой скульптора, а также качеством мрамора, и ставившим данный экземпляр выше луврского. Висконти считал, что статуя была найдена недалеко от церкви Санта Мария делла Виттория, там же, где ранее был найден еще более известный «Гермафродит». Поначалу скульптура находилась в подвальном этаже виллы Боргезе, но затем была перемещена в палаццо Боргезе на Марсовом поле, где она была воспета в возвышенных выражениях Вильгельмом Гейнзе, который жил в Риме с 1781 по 1783 гг. Он также упомянул, что реставрацию фигуры выполнил Андреа Бергонди; ложе, на котором лежит Гермафродит, также работы этого мастера.
KATHARINE T. VON STACKELBERG. Garden Hybrids: Hermaphrodite Images in the Roman House.
Classical Antiquity. 2014, Vol. 33, Issue 2, pp. 395–426.
© 2015 г. Описание: P. Moreno, Ch. Stefani. The Borghese Gallery. Touring Club, Milan. 2015. P. 146.
© 2017 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин