Спящий Гермафродит
Паросский мрамор.
Римская копия середины II в. н. э. с бронзового малоазийского оригинала сер. II в. до н. э.
Инв. № 172.Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, Зал V Фото: И. А. Шурыгин

Спящий Гермафродит.

Паросский мрамор.
Римская копия середины II в. н. э. с бронзового малоазийского оригинала сер. II в. до н. э.
Инв. № 172.

Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, Зал V.

Происхождение:
Рим, пред­по­ло­жи­тель­но, рай­он церк­ви Сан­та Мария дел­ла Вит­то­рия.

Описание:

Спя­щий Гер­ма­фро­дит

Несмот­ря на то, что голо­ва была под­верг­ну­та глу­бо­кой рестав­ра­ции, ста­туя счи­та­ет­ся одной из луч­ших сре­ди два­дца­ти сох­ра­нив­ших­ся копий «Спя­ще­го Гер­ма­фро­ди­та». В сво­ем иссле­до­ва­нии основ миро­зда­ния Пла­тон утвер­ждал, что При­ро­да оста­ва­лась неде­ли­мой и совер­шен­ной до разде­ле­ния полов. После того как Овидий опи­сал Гер­ма­фро­ди­та — сына Гер­ме­са и Афро­ди­ты, в «Мета­мор­фо­зах», этот пер­со­наж при­об­рел необы­чай­ную попу­ляр­ность. Скульп­ту­ра «Спя­щий Гер­ма­фро­дит» была созда­на Поли­кле­том в пери­од, когда мастер­ские афин­ских скуль­п­то­ров нача­ли выпол­нять зака­зы из Рима (II в. до н. э.). Напо­ми­ная тво­ре­ния масте­ров клас­си­че­ской эпо­хи, это суще­ство, вытя­нув­ше­е­ся на ложе во сне в соблаз­ни­тель­ной позе, вызы­ва­ет про­ти­во­ре­чи­вые чув­ства. Соглас­но одной из точек зре­ния, сон Гер­ма­фро­ди­та, одно­вре­мен­но муж­чи­ны и жен­щи­ны, так­же име­ет двой­ст­вен­ную при­ро­ду, будучи одно­вре­мен­но и невин­ным, и воз­буж­даю­щим.

Во вре­ме­на прин­ца Камил­ло Бор­ге­зе дан­ная скульп­ту­ра заме­ни­ла собой дру­гую подоб­ную, уве­зен­ную в Лувр в 1807 г. Та была реста­ври­ро­ва­на Бер­ни­ни, а сам миф послу­жил сюжет­ной осно­вой для рос­пи­си потол­ка в этой ком­на­те.

Ста­туя упо­ми­на­лась Эннио Кви­ри­но Вис­кон­ти и была подроб­но опи­са­на Анто­нио Нибби, вос­тор­гав­шим­ся пре­вос­ход­ной работой скуль­п­то­ра, а так­же каче­ст­вом мра­мо­ра, и ста­вив­шим дан­ный экзем­пляр выше лувр­ско­го. Вис­кон­ти счи­тал, что ста­туя была най­де­на неда­ле­ко от церк­ви Сан­та Мария дел­ла Вит­то­рия, там же, где ранее был най­ден еще более извест­ный «Гер­ма­фро­дит». Пона­ча­лу скульп­ту­ра нахо­ди­лась в под­валь­ном эта­же вил­лы Бор­ге­зе, но затем была пере­ме­ще­на в палац­цо Бор­ге­зе на Мар­со­вом поле, где она была вос­пе­та в воз­вы­шен­ных выра­же­ни­ях Виль­гель­мом Гейн­зе, кото­рый жил в Риме с 1781 по 1783 гг. Он так­же упо­мя­нул, что рестав­ра­цию фигу­ры выпол­нил Андреа Бер­гон­ди; ложе, на кото­ром лежит Гер­ма­фро­дит, так­же работы это­го масте­ра.


Литература:
P. Moreno, Ch. Stefani. The Borghese Gallery. Touring Club, Milan. 2015. P. 146.

KATHARINE T. VON STACKELBERG. Garden Hybrids: Hermaphrodite Images in the Roman House.
Classical Antiquity. 2014, Vol. 33, Issue 2, pp. 395–426.

Источники:
© 2017 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2015 г. Описание: P. Moreno, Ch. Stefani. The Borghese Gallery. Touring Club, Milan. 2015. P. 146.
© 2017 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca гермафродит гермафродита hermaphroditus hermaphroditos aphroditos скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия статуя статуи statua statuae паросский мрамор спящий инв № 172 clxxii