Высота: полная — 50 см, головы — 25 см.Инв. № 230.Рим, Музей и галерея виллы Боргезе Фото: И. А. Шурыгин
Эзоп.
Высота: полная — 50 см, головы — 25 см.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
Портрет Эзопа
Римская работа I в. н. э.Лунский мрамор.
Высота головы 25 см, с бюстом 50 см.
Инв. № CCXXX.
Голова, смонтированная на бюсте современной работы, является одной из многих сохранившихся копий эллинистического портрета, который в XVI в. был идентифицирован как изображение Сенеки. Наличие на одной из копий венка из плюща указывало на принадлежность персоны к кругу поэтов, из которых наиболее вероятным претендентом посчитали Эзопа. Черты и разворот головы свидетельствуют в пользу такого предположения: форма шеи указывает на деформацию плеч, тогда как из источников известно, что греческий баснописец был горбат. Всклокоченные шевелюра и борода, высокие скулы и неопрятная внешность соответствуют сведениям о том, что Эзоп был рабом фракийского происхождения. Его изображение в паре с Менандром на двойной герме, найденной на вилле Альбани, напоминает о том, что оба автора в качестве центральной темы творчества выбрали высмеивание пороков, относясь при этом снисходительно к человеческим слабостям. Менандр был знаком с Деметрием Фалернским, афинским философом и государственным деятелем, собравшим басни Эзопа.
Лисипп изваял портрет Эзопа, который стоял первым среди изображений семи мудрецов Греции. По сравнению с портретами Аристотеля и Сократа, приписываемыми скульптору, данная работа отличается высокой степенью натурализма, несмотря на то, что Лисипп не считал главной целью скульптуры точное отражение портретного сходства.
Неровная поверхность лица, покрытого морщинами и складками обвислой кожи, не скрывает, тем не менее, суровый вид персонажа. Натурализмом и выраженной экспрессивностью портрет напоминает работы начала III в. до н. э., такие как Демосфен и Старый рыбак в Лувре или Скиф и статуи Марсия в Уффици, что позволяет предположить в качестве автора Эзопа Аристодема из Дельф, работавшего в начале эллинистического периода. Несмотря на серьезные повреждения, данная голова отличается превосходным исполнением и представляет особый иконографический интерес благодаря сохранившейся части груди, реалистической проработке обвислой кожи и передаче специфического наклона шеи относительно туловища, соответствующего известной особенности внешности Эзопа.
© 2015 г. Описание: P. Moreno, Ch. Stefani. The Borghese Gallery. Touring Club, Milan. 2015. P. 189.
© 2017 г. Перевод с итал: И. А. Шурыгин.