Эзоп
Лунский мрамор. I в. н. э.
Высота: полная — 50 см, головы — 25 см.
Инв. № 230.Рим, Музей и галерея виллы Боргезе Фото: И. А. Шурыгин

Эзоп.

Лунский мрамор. I в. н. э.
Высота: полная — 50 см, головы — 25 см.
Инв. № 230.

Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.

Описание:

Порт­рет Эзопа

Рим­ская работа I в. н. э.
Лун­ский мра­мор.
Высота голо­вы 25 см, с бюстом 50 см.
Инв. № CCXXX.

Голо­ва, смон­ти­ро­ван­ная на бюсте совре­мен­ной работы, явля­ет­ся одной из мно­гих сох­ра­нив­ших­ся копий элли­ни­сти­че­ско­го порт­ре­та, кото­рый в XVI в. был иден­ти­фи­ци­ро­ван как изо­бра­же­ние Сене­ки. Нали­чие на одной из копий вен­ка из плю­ща ука­зы­ва­ло на при­над­леж­ность пер­со­ны к кру­гу поэтов, из кото­рых наи­бо­лее веро­ят­ным пре­тен­ден­том посчи­та­ли Эзопа. Чер­ты и раз­во­рот голо­вы свиде­тель­ст­ву­ют в поль­зу тако­го пред­по­ло­же­ния: фор­ма шеи ука­зы­ва­ет на дефор­ма­цию плеч, тогда как из источ­ни­ков извест­но, что гре­че­ский бас­но­пи­сец был гор­бат. Вск­ло­ко­чен­ные шеве­лю­ра и боро­да, высо­кие ску­лы и неопрят­ная внеш­ность соот­вет­ст­ву­ют сведе­ни­ям о том, что Эзоп был рабом фра­кий­ско­го про­ис­хож­де­ния. Его изо­бра­же­ние в паре с Менан­дром на двой­ной гер­ме, най­ден­ной на вил­ле Аль­ба­ни, напо­ми­на­ет о том, что оба авто­ра в каче­стве цен­траль­ной темы твор­че­ства выб­ра­ли высме­и­ва­ние поро­ков, отно­сясь при этом снис­хо­ди­тель­но к чело­ве­че­ским сла­бо­стям. Менандр был зна­ком с Демет­ри­ем Фалерн­ским, афин­ским фило­со­фом и государ­ст­вен­ным дея­те­лем, собрав­шим бас­ни Эзопа.

Лисипп изва­ял порт­рет Эзопа, кото­рый сто­ял пер­вым сре­ди изо­бра­же­ний семи муд­ре­цов Гре­ции. По срав­не­нию с порт­ре­та­ми Ари­сто­те­ля и Сок­ра­та, при­пи­сы­вае­мы­ми скуль­п­то­ру, дан­ная работа отли­ча­ет­ся высо­кой сте­пе­нью нату­ра­лиз­ма, несмот­ря на то, что Лисипп не счи­тал глав­ной целью скульп­ту­ры точ­ное отра­же­ние порт­рет­но­го сход­ства.

Неров­ная поверх­ность лица, пок­ры­то­го мор­щи­на­ми и склад­ка­ми обвис­лой кожи, не скры­ва­ет, тем не менее, суро­вый вид пер­со­на­жа. Нату­ра­лиз­мом и выра­жен­ной экс­прес­сив­но­стью порт­рет напо­ми­на­ет работы нача­ла III в. до н. э., такие как Демо­сфен и Ста­рый рыбак в Лув­ре или Скиф и ста­туи Мар­сия в Уффи­ци, что поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить в каче­стве авто­ра Эзопа Ари­сто­де­ма из Дельф, работав­ше­го в нача­ле элли­ни­сти­че­ско­го пери­о­да. Несмот­ря на серь­ез­ные повреж­де­ния, дан­ная голо­ва отли­ча­ет­ся пре­вос­ход­ным испол­не­ни­ем и пред­став­ля­ет осо­бый ико­но­гра­фи­че­ский инте­рес бла­го­да­ря сох­ра­нив­шей­ся части груди, реа­ли­сти­че­ской про­ра­бот­ке обвис­лой кожи и пере­да­че спе­ци­фи­че­ско­го нак­ло­на шеи отно­си­тель­но туло­ви­ща, соот­вет­ст­ву­ю­ще­го извест­ной осо­бен­но­сти внеш­но­сти Эзопа.


Литература:
P. Moreno, Ch. Stefani. The Borghese Gallery. Touring Club, Milan. 2015. P. 189.

Источники:
© 2017 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2015 г. Описание: P. Moreno, Ch. Stefani. The Borghese Gallery. Touring Club, Milan. 2015. P. 189.
© 2017 г. Перевод с итал: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские греческий деятель грек греки портрет портреты портретный портретная голова бюст эзоп эзопа aesopus aisopos лунский мрамор мужской бюст эзопа эзоп сенеки аннеи луций анней сенека младший псевдо-сенека псевдосенека гесиод борода инв № 230 ccxxx