Римская копия ок. 220 г. н. э. с греческого оригинала Лисиппа IV в. до н. э. (?).
Выс. 205 см, с цоколем 215 см.Инв. № 225.Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, Зал VIII Фото: И. А. Шурыгин
Танцующий сатир.
Римская копия ок. 220 г. н. э. с греческого оригинала Лисиппа IV в. до н. э. (?).
Выс. 205 см, с цоколем 215 см.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, Зал VIII.
Фигура, делая танцевальный шаг, переносит левую ногу вперед, ставя ее перед правой. Торс совершает разворот влево, в ту же сторону обращается лицо. Бертель Торвальдсен, реставрировавший статую, вложил в руки сатира кимвалы, существенно изменив тем самым образ, поскольку в оригинале сатир держал в руках двойную флейту, приложив ее к губам.
Движение сатира носит спиральный характер, оно начинается со стоп, касающихся земли лишь пальцами и закручивает фигуру, сильно изменяя ее вид при рассматривании с разных точек. Для того чтобы полностью ощутить этот эффект движения, статую следует обойти по кругу. Мускулатура передана во всех деталях; кудрявая борода опускается на грудь; шевелюра удерживается лентой (taenia), с которой пышные пряди ниспадают на плечи.
© 2015 г. Описание: P. Moreno, Ch. Stefani. The Borghese Gallery. Touring Club, Milan. 2015. P. 193.
© 2017 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин.