Высота 191 см.Инв. № 100.Рим, Музей и галерея виллы Боргезе Фото: И. А. Шурыгин
Афродита (Капитолийский тип).
Высота 191 см.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
Афродита (Капитолийский тип)
Римская работа ок. 100 г. н. э.
Фигура, собранная из разных фрагментов, хорошо подошедших друг к другу, является одной из многочисленных копий (их известно более ста) статуи Афродиты работы Кефизодота, сына Праксителя, описанной Плинием как один из шедевров мраморной скульптуры. Она была привезена в Рим Азинием Поллионом и стала частью его коллекции. Имя данному типу дала известная статуя из Капитолийских музеев в Риме.
Богиня полностью обнажена, голова повернута влево. Поза — типичная Venus Pudica. Вес тела перенесен на левую ногу, правая же слегка отставлена назад. Художник изобразил богиню в момент, когда она вышла из купальни, о чем можно судить по кувшину, стоящему у ее левой ноги. Дрожь, пробегающая по ее телу после того как она вышла из воды, вынуждает ее склониться вперед. Положение ее рук, скорее, является реакцией на прохладный ветерок, чем жестом стыдливости: при том, что левой рукой она прикрывает лоно, правая рука не закрывает груди. Ее лицо прекрасно, подбородок и щеки имеют округлые мягкие контуры; ровный треугольник лба открывается зрителю в профиль; полные губы застыли в легкой улыбке. Прическа, разделенная по средней линии, удерживаемая лентой, видной спереди и сзади, на затылке собрана в узел, две пряди из которого ниспадают на плечи. Две другие пряди, выходя из-под ленты, образуют пышный начес на темени.
Качество обработки мраморной поверхности тела, прически и драпировки, овальная форма плоского цоколя и отсутствие признаков применения бурава при формировании прически и ткани указывают на то, что данная копия была создана в эпоху Адриана.
Данные: музейная аннотация.
© 2015 г. Описание: P. Moreno, Ch. Stefani. The Borghese Gallery. Touring Club, Milan. 2015. P. 108.
© 2017 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин