Афродита (Капитолийский тип)
Лунский мрамор. Римская копия II в. н. э. греческого образца.
Высота 191 см.
Инв. № 100.Рим, Музей и галерея виллы Боргезе Фото: И. А. Шурыгин

Афродита (Капитолийский тип).

Лунский мрамор. Римская копия II в. н. э. греческого образца.
Высота 191 см.
Инв. № 100.

Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.

Описание:

Афро­ди­та (Капи­то­лий­ский тип)

Рим­ская работа ок. 100 г. н. э.

Фигу­ра, собран­ная из раз­ных фраг­мен­тов, хоро­шо подо­шед­ших друг к дру­гу, явля­ет­ся одной из мно­го­чис­лен­ных копий (их извест­но более ста) ста­туи Афро­ди­ты работы Кефизо­до­та, сына Пра­к­си­те­ля, опи­сан­ной Пли­ни­ем как один из шедев­ров мра­мор­ной скульп­ту­ры. Она была при­ве­зе­на в Рим Ази­ни­ем Пол­ли­о­ном и ста­ла частью его кол­лек­ции. Имя дан­но­му типу дала извест­ная ста­туя из Капи­то­лий­ских музеев в Риме.

Боги­ня пол­но­стью обна­же­на, голо­ва повер­ну­та вле­во. Поза — типич­ная Venus Pudica. Вес тела пере­не­сен на левую ногу, пра­вая же слег­ка отстав­ле­на назад. Худож­ник изо­бра­зил боги­ню в момент, когда она вышла из купаль­ни, о чем мож­но судить по кув­ши­ну, сто­я­ще­му у ее левой ноги. Дрожь, про­бе­гаю­щая по ее телу после того как она вышла из воды, вынуж­да­ет ее скло­нить­ся впе­ред. Поло­же­ние ее рук, ско­рее, явля­ет­ся реак­ци­ей на про­хлад­ный вете­рок, чем жестом стыд­ли­во­сти: при том, что левой рукой она при­кры­ва­ет лоно, пра­вая рука не зак­ры­ва­ет груди. Ее лицо пре­крас­но, под­бо­ро­док и щеки име­ют округ­лые мяг­кие кон­ту­ры; ров­ный тре­уголь­ник лба откры­ва­ет­ся зри­те­лю в про­филь; пол­ные губы засты­ли в лег­кой улыб­ке. При­чес­ка, разде­лен­ная по сред­ней линии, удер­жи­вае­мая лен­той, вид­ной спе­ре­ди и сза­ди, на затыл­ке собра­на в узел, две пряди из кото­ро­го нис­па­да­ют на пле­чи. Две дру­гие пряди, выхо­дя из-под лен­ты, обра­зу­ют пыш­ный начес на теме­ни.

Каче­ство обра­бот­ки мра­мор­ной поверх­но­сти тела, при­чес­ки и дра­пи­ров­ки, оваль­ная фор­ма плос­ко­го цоко­ля и отсут­ст­вие при­зна­ков при­ме­не­ния бура­ва при фор­ми­ро­ва­нии при­чес­ки и тка­ни ука­зы­ва­ют на то, что дан­ная копия была созда­на в эпо­ху Адри­а­на.


Литература:
P. Moreno, Ch. Stefani. The Borghese Gallery. Touring Club, Milan. 2015. P. 100.

Источники:
© 2017 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные: музейная аннотация.
© 2015 г. Описание: P. Moreno, Ch. Stefani. The Borghese Gallery. Touring Club, Milan. 2015. P. 108.
© 2017 г. Перевод с англ.: И. А. Шурыгин
Ключевые слова: римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca romana статуя статуи statua statuae афродита aphrodite венера venus лунский мрамор капитолийская pudica стыдливая целомудренная обнаженная скульптор пракситель инв № 100 c~