1-я четверть II в. н. э.
Выс. 164 см, шир. 230 см; выс. 202 см, шир. 170 см.Инв. №№ MR 737 (Ma 978) / MR 792 (Ma 1089).Париж, Лувр
Рельеф, изображающий оглашение авгурий и принесение священных обетов.
1-я четверть II в. н. э.
Выс. 164 см, шир. 230 см; выс. 202 см, шир. 170 см.
Париж, Лувр.
Реставратор: Д. Иблед (D. Ibled), 2005.
159. Рельеф, изображающий оглашение авгурий и принесение священных обетов.
1-я четверть II в. н. э.
Обнаружен в Риме около 1540 г.
Серый мрамор.
1) Высота 164 см, длина 230 см; 2) высота 202 см, длина 170 см.
Приобретён в 1879 г., ранее в коллекции Боргезе (MA 978 — Inv. MR 737; MA 1089 — Inv. MR 792).
Реставратор: Д. Иблед (D. Ibled), 2005 г.
Сцена, вырезанная в высоком рельефе, разворачивается на двух панелях, от которых сохранились лишь фрагменты. На левой панели (159a) изображены предсказатель, гадающий по внутренностям жертв (гаруспик, haruspex) в тунике и плаще, два помощника при жертвоприношениях и служитель, убивающий жертвенных животных (popa) в лавровом венке и ритуальном фартуке с широким поясом. Они окружают заколотого быка, лежащего на спине. Один из помощников стоит, а второй склоняется над только что убитым животным, чтобы осмотреть его внутренности. Popa держит над правым плечом ритуальный топор, а в левой руке ведро. На переднем левом копыте быка скульптор вырезал своё имя: Марк Ульпий Орест (M V[LPIUS] / ORE[S]/TES). Два ликтора в коротких плащах (sagum) несут на левых плечах связки фасций; они обеспечивают визуальный переход к группе людей, руководящих жертвоприношением: шесть сенаторов (в том числе, возможно, консулы этого года), одетых в тоги и обутых в кальцеи, подходят к императору. Слева от императора на заднем плане виден фламин (жрец одного культа) в остроконечном головном уборе. Это римский жрец Юпитера (Flamen Dialis), изображения которого встречаются редко. Группа стоит перед фасадом шестиколонного храма.
Эти рельефы, подвергшиеся значительной реставрации, известны с XVI в., задолго до того, как их встроили в фасад виллы Боргезе. Их рисовали ученик Джироламо да Капри (Girolamo da Capri) — между 1540 и 1560 гг. (коллекция Джилли (Gilli), Милан) и Пьер Жак (Pierre Jacques) из Реймса — на Капитолии в 1576 г.1 Эти источники свидетельствуют, что данные панели действительно составляют единое целое, а также дают некоторые дополнительные детали сцены: ныне утрачена большая треугольная секция правой панели, на которой были видны фронтон храма Юпитера Капитолийского и головы двух мужчин, одетых в тоги, один из которых носил бороду; на рельефе также была изображена крылатая Виктория со знаменем (vexillum). Фронтон и фигуры мужчин до нас не дошли, но Виктория хранится в коллекции Валентина де Курселя (Valentin de Courcel) в Париже.
На Луврском фризе изображена религиозная церемония, известная как profectio; она предшествовала отъезду императора на войну. Этот ритуал проводился на Капитолийском холме, как свидетельствуют три символически открытые двери храма Юпитера Капитолийского. На рельефах часто представлены отъезды на войну, как и возвращения с победой (adventus). В сценах отъезда (profectio) чаще всего изображается бык у алтаря или сам процесс его принесения в жертву (кат. № 39).
Но на этих рельефах представлен необычный момент: исследование ауспиций (haustia consultatoria), необходимое, чтобы удостовериться в одобрении богов перед отъездом на войну. Правая сцена изображает осмотр внутренностей быка (extispicium), который проводит жрец, чтобы истолковать волю Юпитера. Крылатая Виктория, летящая выше, служит неопровержимым доказательством воли богов: знамения благоприятны. Помимо данного рельефа, известно только одно изображение этого этапа ритуала: фриз из Героона лидийской Трисы (сегодняшняя Турция).
Вторая сцена, изображённая на правой панели, представляет императора, окружённого фламином Юпитера и сенаторами; подняв правую руку, он произносит обеты за победу (nuncupatio votorum). Когда знамения будут признаны благоприятными, жрец поместит внутренности в ведро, которое специально для этого держит popa. с. 233 Затем жрец подготовит внутренние органы животного (laeta exta) для принесения в жертву богу. Сердце, печень и лёгкие будут сожжены, чтобы Юпитер мог насладиться их запахом. Император вскоре наденет панцирь и военный плащ (paludamentum) и примет командование армией, полагаясь на милость богов.
Голова императора реставрирована; первоначально она была повёрнута влево. Поэтому идентифицировать его можно только по месту обнаружения рельефа, которое упоминает Антонио да Сангалло в исследованиях по архитектуре2. Этот автор также подробно описывает фронтон храма Юпитера, который зарисовал, в числе прочих, Пьер Жак. Данное свидетельство, датирующееся примерно 1540 г., даёт нам дату и место обнаружения рельефа. Поскольку в нём упоминается восточное полукруглое строение в портиках форума Траяна, на рельефе должен быть изображён именно этот император, отправляющийся в один из своих походов против даков или парфян.
Луврские рельефы, подписанные греческим скульптором, который, судя по его преномену и номену, получил свободу от Траяна, можно сопоставить с другими панелями примерно того же размера, использованными для строительства арки Константина. Прежде они входили в состав большого фриза, украшавшего форум Траяна и размещённого, возможно, под портиками большого внутреннего двора перед Ульпиевой базиликой. Луврские рельефы определённо не похожи на сцены ожесточённых конных атак, которые позднее повторно использовали при возведении арки Константина, и их сюжет совершенно иной; но они имеют несколько общих черт с аналогичными сценами, изображёнными на колонне Траяна и арке в Беневенте: например, это фартук с поясом на служителе, убившем быка, и ведро у него в руке3.
Большой фриз с форума Траяна (по крайней мере, завершение его создания) часто датируется началом правления Адриана (117—
ПРИМЕЧАНИЯ
1Jacques P. Album de dessins d’après l’antique, executés à Rome (1577), илл. 29 и 38 в копии в Национальной библиотеке Франции. [См. также илл. 48. — Прим. ред. сайта.] Имеются также рисунки с изображением этого рельефа в Берлинском кодексе (fol. 25r) и Ватиканском латинском кодексе (fol. 83). 2Флоренция, галерея Уффици, № 1178. 3Причёски сохранившихся голов, в которых возрождается августовский стиль, часто приводятся как аргумент в пользу датировки рельефов правлением Траяна, но на самом деле они переработаны в Новое время; первоначально они были пышнее.Библиография:
Michon, E. «Les bas-reliefs historiques romains du Musée du Louvre». Monuments et Mémoires — Fondation Eugène Piot, 1909, 17, pp. 217—
Scott Ryberg, I. Rites of the State Religion in Roman Art. Rome: American Academy in Rome, 1955.
Koeppel, G. M. «Profectio und Adventus». Bonner Jahrbuch, 1969, 115, pp. 154—
Zanker, P. «Das Trajansforum in Rom» // Archäologische Anzeiger, 1970, 85, p. 516, figs. 25.
Koeppel, G. M. «Die historischen Reliefs der römischen Kaiserzeit III» // Bonner Jahrbuch, 1985, 185, pp. 154—
Leoncini, L. «Due nuovi disegni dell’extispicium del Louvre» // Xenia, 1988, 15, pp. 29—
Turcan, R. Religion romaine. 1. Les dieux. 2. Le Culte. Leiden: E. J. Brill, 1988, p. 34.
Goette, H. R. Studien zu römischen Togadarstellungen. Mainz: Philipp von Zabern, 1990, p. 142, no. CA 21.
LIMC, Lexicon iconographicum mythologiae classicae. Zürich—
Thesaurus Cultus et Rituum Antiquorum. Los Angeles: The J. Paul Getty Museum, 2004—
Martinez,
© 2017 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.