Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 16
Новые черты становятся еще заметнее в портретах времени императора Клавдия (41—54 гг. н. э.). Один из лучших — статуя императора Клавдия в ротонде Ватиканского музея. Клавдий изображен в образе Юпитера, в плаще, перекинутом через левое плечо, с жезлом в левой руке. Его голову украшает венок из дубовых листьев, рядом с ним — орел, неизменный спутник Юпитера. Статуя поражает несоответствием трактовки тела и головы: портретная голова пожилого императора посажена на статую греческого бога, лишь слегка переработанную мастером. В упомянутых выше статуях Августа и Тиберия, в которых они также изображены в образе Юпитера, формы, заимствованные из пластического искусства Греции, были переработаны мастером и хорошо сочетались с идеализированными чертами лица. В статуе Клавдия чисто внешне использованы формы классического искусства, что с этого времени становится обычным для римского портрета.
Идеальные формы тела вступают в противоречие с реалистической характеристикой лица. Портретная голова Клавдия является работой незаурядного художника. В ней переданы особенности старческого возраста — дряблая кожа, маленькие глубоко запавшие глаза, морщины на лице. Уши оттопырены, волосы низко зачесаны на лоб. Такое реалистическое изображение старческого лица представляет новое явление в портретах римских императоров. Черты лица Клавдия трактованы мягко и живописно, что характерно для многих портретов того времени.
Статуя Клавдия в образе Юпитера
Мрамор. 40—50-е гг. I в. н. э.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 16
Статуя Клавдия в образе Юпитера.
Мрамор. 40—50-е гг. I в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 16.
Описание:
Новые черты становятся еще заметнее в портретах времени императора Клавдия (41—54 гг. н. э.). Один из лучших — статуя императора Клавдия в ротонде Ватиканского музея. Клавдий изображен в образе Юпитера, в плаще, перекинутом через левое плечо, с жезлом в левой руке. Его голову украшает венок из дубовых листьев, рядом с ним — орел, неизменный спутник Юпитера. Статуя поражает несоответствием трактовки тела и головы: портретная голова пожилого императора посажена на статую греческого бога, лишь слегка переработанную мастером. В упомянутых выше статуях Августа и Тиберия, в которых они также изображены в образе Юпитера, формы, заимствованные из пластического искусства Греции, были переработаны мастером и хорошо сочетались с идеализированными чертами лица. В статуе Клавдия чисто внешне использованы формы классического искусства, что с этого времени становится обычным для римского портрета.
Идеальные формы тела вступают в противоречие с реалистической характеристикой лица. Портретная голова Клавдия является работой незаурядного художника. В ней переданы особенности старческого возраста — дряблая кожа, маленькие глубоко запавшие глаза, морщины на лице. Уши оттопырены, волосы низко зачесаны на лоб. Такое реалистическое изображение старческого лица представляет новое явление в портретах римских императоров. Черты лица Клавдия трактованы мягко и живописно, что характерно для многих портретов того времени.
Ключевые слова: римская мифология mythologia romana юпитер юпитера jupiter iupiter juppiter iuppiter jovis iovis портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина в образе виде бога как бог римский имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii император клавдий i клавдия imperator claudius скульптура скульптурный sculptura римские статуя статуи statua statuae стоящая мрамор тения лента повязка taenia tainia дубовый гражданский венок из дубовых листьев дубовые листья corona civica querquensis quercea патера patera напуск умбон нодус у тоги umbo nodus скипетр sceptrum орел орла aquila ланувий ланувия ланувио чивита лавиниа лавиния лавиний lanuvium lanivium civita lavinia lanuvio sr 16 инв № 243~