6—14 гг. н. э.?
Высота 22 см.Вьен, Музей-лапидарий Сен-Пьер
Портрет Тиберия. Часть рельефа. Тип «Берлин — Неаполь — Сорренто».
6—14 гг. н. э.?
Высота 22 см.
Вьен, Музей-лапидарий Сен-Пьер.
85. Портрет Тиберия
Тип «Берлин — Неаполь — Сорренто». 6—Рис. 66.
Утрачен. Слепок в Лионе, в Музее галло-римской цивилизации.
Голова была частью рельефа.
Белый мелкозернистый мрамор.
Происхождение: Вьен.
Размеры: высота 22 см.
Библиография:
Espérandieu E. Recueil général des bas-reliefs de la Gaule romaine. T. 3. P., 1910. P. 1748;
Jucker H. Marc Aurel bleibt Marc Aurel // Pro Aventico. T. 26. 1981. P. 9 (Тиберий, тип «Усыновление»);
Hausmann U. Zur Typologie und Ideologie des Augustusporträt // ANRW. T. II. Bd. 12-2. Berlin; New York, 1981. S. 584 (начало правления Клавдия);
Salviat F., Terrer D. Portraits d’Auguste à Vienne, de Tibère au musée de Lyon: un relief dynastique’ en Gaule? // RAN. T. 16. 1983. P. 138—
Fittschen K., Zanker P. Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom, I, Mainz, 1985. S. 14—
Hausmann U. Bemerkungen zum «dritten» Porträt-Typus des Tiberius // NAC, 14. 1985. S. 219, Ill. 2, 1 (Тиберий, вариант типа III, правление Калигулы?);
Gascou J., Terrer D. La présence de Tibère en Narbonnaise: les portraits et les inscriptions // RAN, 29. 1996. P. 36—
Salviat F., Terrer D. // Nouvel Espérandieu. Recueil général des sculptures sur pierre de la Gaule. L, Vienne (Isère), Paris, 2003. № 143 p. 72—
Robert R. Le monument au cygnes’ de Vienne (France) // Théorie et pratique de l’architecture romaine. Etudes offertes à P. Gros. Aix-en Provence, 2005. P. 250, fig. 5 p. 258.
с. 296 Сохранность: Бо́льшая часть носа отсутствует, как и мочка правого уха. Центральная часть венка повреждена, на поверхности кожи местами сколы; однако в целом портрет в хорошей сохранности.
Описание: Эта голова, как и предыдущая, была отделена от рельефа, о чём свидетельствует вертикальный след извлечения в левой части лица. Изображённый увенчан лавровым венком. Велико сходство с портретом Августа — тот же размер, тот же мелкозернистый мрамор, та же резкость в изображении верхних век и надбровных дуг, тот же способ обозначения слёзного канала, та же гибкость модели, — поэтому взаимосвязь между ними, существование которой предположили Ф. Сальвья и Д. Террер, представляется совершенно неоспоримой. Эти две головы принадлежат к одному и тому же рельефу и были созданы если не одним и тем же скульптором, то, по крайней мере, в одной и той же мастерской.
Комментарий: Э. Эсперандьё идентифицировал этот портрет с Августом, и любопытно, что Л. Полакко не учёл его в своём исследовании портретов Тиберия. Однако черты этого императора прекрасно узнаются, хотя кажется, что они немного идеализированы: круглый выступающий подбородок, впалые губы и крепкий нос не оставляют сомнений. Иконография Тиберия — особенно богатая, ибо известно 150 его портретов в круглой скульптуре265, — сегодня представляет одну из самых трудных проблем в истории императорский иконографии. Конечно, не случайно до сих пор не издан том немецкого собрания «Das römische Herrscherbild», посвящённый портретам этого императора. В течение пятнадцати лет было предложено целых четыре разные типологии266: две новые работы, где они пересматриваются, за авторством Д. Бошунга и
Эти трудности связаны, как представляется, с двумя особенностями иконографии Тиберия: прежде всего, видимо, ее обычная эволюция происходила без радикальных изменений концепции портретов. В результате мы имеем слабую дифференциацию, слабую иконографическую специфику типов, что затрудняет выявление решающих идентификационных критериев для их определения. Во-вторых, этим типам, и так мало отличающимся друг от друга, исследователи приписывают разные датировки, что привело к большим стилистическим различиям между репликами и способствовало появлению вариантов. Здесь достигнуты пределы типологического метода, поскольку граница между простым вариантом и новым типом определяется субъективным восприятием; впрочем, именно вокруг этого вопроса и концентрируется большинство разногласий. Кроме того, к проблемам идентификации типов прибавляются проблемы датировки; посмертные портреты многочисленны, и присутствие Тиберия в династических группах позволяет уточнить, в какой момент тот или иной тип активно использовался, но не выяснить, когда он был создан.
с. 297 На вьенском портрете волосы чёлки с обеих сторон образуют «вилку», немного смещённую влево по отношению к линии носа; крайние пряди чёлки на лбу образуют справа клещи, а пряди на висках длинные и мягкие; к сожалению, ввиду того, что голова принадлежала к рельефу, невозможно полностью восстановить последовательность прядей. Формальные характеристики, представленные здесь на левой «половине» лба и лица, на самом деле являются общими для двух разных типов. В рамках последовательности, предложенной Д. Бошунгом, в основе вьенской реплики может лежать как тип под названием «Усыновление» (или «Копенгаген 623»), так и тип «Берлин — Неаполь — Сорренто». Этот последний тип крайне сложно встроить в хронологическую последовательность, поскольку его реплики, видимо, изготавливались до конца правления Тиберия, а также и посмертно.
У. Хаусман как раз считает данный портрет посмертным из-за идеализации черт лица и наличия лаврового венка. Дополнительную трудность представляет интерпретация моложавой внешности персонажа: следует ли объяснять её молодостью изображённого или его намеренным омоложением постфактум? Форма и направление височных прядей, последовательность «клешня — вилка» в правом углу лба, вьющиеся волосы на макушке, главная «вилка», слегка смещённая влево, — всё это черты, как представляется, более характерные для реплик типа «Берлин — Неаполь — Сорренто», первая версия которого, по расположению прядей очень близкая к так называемому типу «Усыновление», пожалуй, относится к концу правления Августа266.
Вместе с тем, присутствие этого портрета на рельефе явно династического характера — ибо Тиберия на нём сопровождает Август — предполагает, что монумент был посвящён после усыновления Тиберия и до смерти первого императора, между 4 и 14 гг. н. э.; две головы украшены венками, но если принцепс увенчан дубовым венком, символизирующим гражданские ценности принципата, то Тиберий, увенчанный лавром, выступает как полководец (vir militaris) режима: эта роль представляет собой одну из наиболее существенных характеристик соправления. Что же до физического сходства, которое обнаруживается на двух лицах этого рельефа, то оно может выдавать не только руку одного и того же скульптора: эта ассимиляция (Angleichung) может быть совершенно намеренной и предназначаться для выражения династической связи, которая теперь соединяла императора и принца после принятия последнего в «дом Августа».
ПРИМЕЧАНИЯ:
265Megow W. R. Tiberius in Ephesos. Überlegungen zum frühaugusteischen Prinzenporträt // JÖAI. Bd. 69. 2000. S. 249. 266Hausmann U. Bemerkungen zum «dritten» Porträt-Typus des Tiberius // NAC, 14. 1985. S. 211—© 2017 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.