188 × 172 см.Инв. № 112222.Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII Фото: И. А. Шурыгин
Драка зрителей в амфитеатре Помпей в 59 г. н. э.
188 × 172 см.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
Стычка между помпеянцами и нуцерийцами.
На фреске, выполненной в манере Четвертого стиля, изображена драка во время игр между зрителями из Помпей и из Нуцерии, случившаяся в Помпеях в 59 г. н. э. После этого случая распоряжением Нерона амфитеатр был закрыт на 10 лет (Тацит, Анналы, XIV, 17).
Фреска составляла часть оформления фриза с изображениями гладиаторских игр. Она точно и живо воспроизводит в мельчайших подробностях как само событие, так и окружающую обстановку. В нижней части панели изображены уличные торговцы и несколько деревьев, в тени которых отдыхают маленькие группы проходящих женщин. Центральную часть фрески занимает амфитеатр; хорошо различимы большие наружные лестницы, по которым поднимались на почетные места в верхней части (summa cavea). Внутри амфитеатра, как на арене, так и на ступенях, сражаются зрители. Большой тент (velarium) натянут между двумя башнями городских стен, фланкирующими здание. Справа изображена палестра с бассейном (natatio). Драка продолжается также между амфитеатром и палестрой, а также слева от амфитеатра; однотипные фигурки, обозначающие раненых и убитых, лежат на земле, некоторые участники убегают с поднятыми руками, другие бьются на кулаках.
Когда фреска была обнаружена, на стене палестры ясно читалась надпись: «D(ecimo) Lucretio fel(i)citer» латинскими буквами и «Satri(o) Oualenti O(g)ousto Ner(oni) phelikit(er)» греческими. Это имена двух известных организаторов зрелищ.
Тщательное реалистичное воспроизведение деталей, отсутствие перспективы не только у зданий, но и у фигур людей, имеющих одинаковый размер независимо от их расположения в пространстве, а также изображение зданий с высоты птичьего полета весьма характерны для образцов римского искусства и обнаруживают сходство с римскими изображениями триумфов, известных, к сожалению, лишь по описаниям в исторических источниках.