Артемида Эфесская
Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Голова, руки и стопы воссозданы в бронзе Валадье (1762—1839); реставрация алебастра Альбачини (1734—1813).
Высота 130 см.
Инв. № 6278.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Артемида Эфесская.

Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Голова, руки и стопы воссозданы в бронзе Валадье (1762—1839); реставрация алебастра Альбачини (1734—1813).
Высота 130 см.
Инв. № 6278.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Частная коллекция, Фарнезе.
Происхождение:
Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но. Из собра­ния Фар­не­зе.

Описание:
Ста­туя пред­став­ля­ет собой копию куль­то­во­го изо­бра­же­ния Арте­ми­ды из свя­ти­ли­ща в Эфе­се. Арте­ми­да Эфес­ская извест­на по дошед­шим до наше­го вре­ме­ни изо­бра­же­ни­ям, осо­бен­но мно­го­чис­лен­ным на моне­тах, кото­рые выпус­ка­лись в Эфе­се начи­ная с элли­ни­сти­че­ской эпо­хи. Боги­ня сто­ит в стро­го вер­ти­каль­ной позе, напо­ми­ная ксо­ан, с протя­ну­ты­ми впе­ред рука­ми. Голо­ва пок­ры­та убо­ром в фор­ме баш­ни с ворота­ми в арках. За баш­ней нахо­дит­ся диск, укра­шен­ный прото­ма­ми кры­ла­тых львов, гото­вых взле­теть. На груди боги­ни лежит вто­рой диск с баре­льеф­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми зоди­а­каль­ных зна­ков: Льва, Рака, Близ­не­цов, Весов и Стрель­ца; край дис­ка укра­шен гир­лян­дой, а с обо­да сви­са­ют желуди. На груди рас­по­ло­же­ны четы­ре ряда молоч­ных желез, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие пло­до­ви­тость; соглас­но дру­го­му мне­нию, это тести­ку­лы жерт­вен­ных быков. В ниж­ней части фигу­ры нис­па­даю­щее оде­я­ние, обле­гаю­щее ноги, укра­ше­но спе­ре­ди прото­ма­ми львов, быков и кры­ла­тых коней, излу­чаю­щих мощь, поме­щен­ных в пять квад­рат­ных рамок. На боко­вых поверх­но­стях изо­бра­же­ны кры­ла­тые сире­ны, розет­ты, сфинк­сы и пче­лы. Ряд из пчел окайм­ля­ет ниж­ний край оде­я­ния, из-под кото­ро­го выхо­дит туни­ка, вее­ром пок­ры­ваю­щая сто­пы. Рука­ва несут на себе изо­бра­же­ния трех вздыб­лен­ных львов. Голо­ва, кисти и сто­пы были изготов­ле­ны из брон­зы Вала­дье и Аль­ба­чи­ни в рам­ках рестав­ра­ции. Реста­ври­ро­ва­ны так­же части ним­ба и ниж­ней поло­ви­ны туло­ви­ща. Рестав­ра­ция была пред­при­ня­та в свя­зи с пере­ме­ще­ни­ем ста­туи из Рима в Неа­поль, где она была выстав­ле­на впер­вые.

Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация и сайт музея.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские малая азия asia minor копия греческая мифология mythologia graeca romana статуя статуи statua statuae богиня артемида артемиды dea artemis диана diana гирлянда гирлянды serta алебастр бронза коллекция фарнезе протома protome джузеппе валадье giuseppe valadier великая эфесская ephesiae кинфия кинфии желудь желуди жолудь жолуди glans карло альбачини carlo albacini из бессмертника бессмертник цмина цмин helichrysum нимб с нимбом nimbus эпендит епендит ependytes полос polos инв № 6278