Потос
Белый мрамор.
Римская копия 2-й половины II в. н. э. греческого оригинала IV в. до н. э. работы Скопаса.
Инв. № 6253.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Потос.

Белый мрамор.
Римская копия 2-й половины II в. н. э. греческого оригинала IV в. до н. э. работы Скопаса.
Инв. № 6253.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Частная коллекция, Фарнезе.
Происхождение:
Из собра­ния Фар­не­зе.

Описание:

СТАТУЯ ПОТОСА

Инв. № 6253.

Белый парос­ский сред­не­кри­стал­ли­че­ский мра­мор; голо­ва из пен­те­лий­ско­го мра­мо­ра.
Общая высота 1,95 м; высота голо­вы 0,28 м.

Ста­туя про­ис­хо­дит из кол­лек­ции Буфа­ло, откуда в 1562 г. посту­пи­ла в палац­цо Фар­не­зе на Кам­по-деи-Фио­ри. Нахо­ди­лась на третьем эта­же двор­ца, затем была пере­ве­зе­на в Неа­поль.

Сохран­ность: совре­мен­ные вос­пол­не­ния: пра­вое пред­пле­чье; левое пле­чо с при­кры­ваю­щей его дра­пи­ров­кой; левая голень и сто­па по линии раз­ло­ма; цоколь в обла­сти левой сто­пы; несколь­ко поверх­ност­ных дефек­тов в обла­сти груди, живота и бедер; части накид­ки; лира; голо­ва гуся. Пра­вая голень c дву­мя тре­щи­на­ми под коле­ном нуж­да­ет­ся в рестав­ра­ции. Голо­ва антич­ной работы, но от дру­гой ста­туи, смон­ти­ро­ва­на на штиф­тах.

При­бли­зи­тель­но в середине XVI в. Тад­део Дзук­ка­ри исполь­зо­вал эту ста­тую в каче­стве моде­ли для Апол­ло­на на Пар­на­се в малень­кой лод­жии кази­но Буфа­ло в Риме. Улис Л’Алдро­ван­ди (извест­ный италь­ян­ский нату­ра­лист XVI в. — И. Ш.), кото­рый видел ста­тую еще в доме мес­се­ра Сте­фа­но, опи­сал ее как «пре­крас­ней­шую ста­тую Апол­ло­на без­упреч­ных форм, с под­ня­той вверх не сох­ра­нив­шей­ся рукой, через кото­рую пере­ки­ну­та сви­саю­щая накид­ка. В руке он дер­жит арфу; как уже несколь­ко раз упо­ми­на­лось, он пок­ро­ви­тель­ст­ву­ет музы­ке. Это одна из самых пре­крас­ных ста­туй, кото­рые мне при­хо­ди­лось видеть». Подроб­ное опи­са­ние, сде­лан­ное Л’Алдо­вран­ди, свиде­тель­ст­ву­ет, что еще до поступ­ле­ния в собра­ние Фар­не­зе ста­туя была реста­ври­ро­ва­на без пра­виль­но­го пред­став­ле­ния о ее прото­ти­пе. В руки пер­со­на­жа рестав­ра­тор вло­жил лиру, пре­вра­тив его тем самым в Апол­ло­на-кифа­реда, тогда как на самом деле это изо­бра­же­ние Пото­са — пер­со­ни­фи­ка­ции без­на­деж­ной люб­ви, объ­ект кото­рой нахо­дит­ся дале­ко.

Ори­ги­нал ста­туи иссле­до­ва­те­ли при­пи­сы­ва­ют Ско­па­су из Паро­са, хотя суще­ст­ву­ют и дру­гие мне­ния. Дис­ку­ти­ру­ет­ся так­же пери­од твор­че­ства Ско­па­са, к кото­ро­му может отно­сить­ся это про­из­веде­ние. Учи­ты­вая, что основ­ные моти­вы искус­ства Ско­па­са обна­ру­жи­ва­ют сход­ство с тако­вы­ми Пра­к­си­те­ля и Лисип­па, ста­тую мож­но отне­сти к пери­о­ду зре­ло­сти авто­ра. Пред­ла­га­ет­ся дати­ро­вать ори­ги­нал при­бли­зи­тель­но 335 г. до н. э.

Сти­ли­сти­че­ские и тех­ни­че­ские осо­бен­но­сти поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что рим­ская копия была созда­на во II в. н. э. и сто­ит в одном ряду с боль­шин­ст­вом дру­гих, более точ­но дати­ро­ван­ных копий эпо­хи Анто­ни­нов. К это­му же вре­ме­ни отно­сит­ся и голо­ва от дру­гой ста­туи, кото­рая явля­ет­ся копи­ей иде­а­ли­зи­ро­ван­но­го порт­ре­та Алек­санд­ра работы Лео­ха­ра.

La Collezione Farnese. A cura di Carlo Gasparri. Electa. P. 17.

Литература:
La Collezione Farnese. A cura di Carlo Gasparri. Electa. P. 17.

Источники:
© 2015 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Данные — музейная аннотация.
© 2017 г. Описание: La Collezione Farnese. A cura di Carlo Gasparri. Electa. P. 17.
© 2017 г. Перевод с итал: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca статуя статуи statua statuae мрамор потос пофос скопас коллекция фарнезе инв № 6253